Правовое воспитание: понятие, формы и методы

Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.

Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности.

Главным фактором в правовом воспитании выступает существующая в государстве система юридического образования (начального, среднего, высшего), обеспечивающая приобретение необходимых знаний о феномене права как социальном явлении, принципах и приемах правотворческой и правоприменительной деятельности, способствующая развитию чувства уважения к праву, активной и справедливой правовой позиции в сфере общественных отношений.

Правовое воспитание - составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.

Юристы имеют дело с правовым воспитанием, которое представляет для них профессиональный интерес и поэтому изучается юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма - одна из задач проводимой в стране правовой реформы.

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Одна из главных целей правового воспитания - выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

Формы правового воспитания:

а) правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение "круглых столов"; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода "юридический всеобуч");

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.);

в) юридическая практика, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.

84. Правовая культура: понятие, структура и функции

Правовая культура - это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение. Правовая культура выступает в качестве важного критерия правового бытия человеческого общества, зрелости и ценностной значимости его государственных институтов, правовых нормативов.

Структурные элементы:

Правовая культура общества - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающиеся в достигнутом уровне развития всех юридических явлений. Правовая культура общества в целом - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания общества в целом, компетентно-профессиональное творение норм права, их благодатная социальная эффективность.

Элементы

а) Право в виде системы норм.

б) Правоотношение в обществе.

в) Правосознание.

г) Законность и прочность правопорядка.

д) Состояние системы законодательства и правовых учреждений.

е) Степень прогрессивности юридической деятельности.

ж) Правовое поведение личности, и её деятельность в сфере право.

2. Правовая культура личности - отражает знание и понимание права, степень и характер правового развития личности её осознанную правомерную деятельность. Это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания отдельного человека, его умение пользоваться нормативно-правовым материалом, личное поведение его в соответствии с требованиями норм права (правомерное поведение).

Элементы:

а) Знание и понимание права.

б) Позитивное и эмоциональное отношение к правовым явлениям в виде правового чувства.

в) Внутренняя привычка соблюдать законы.

г) Гражданская правовая активность личности.

3.Правовая культура отдельных социальных общностей- это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания того или иного класса, общественного слоя, особых социальных групп. Правовые параметры их общественной деятельности в соответствии с действующим законодательством. В частности, высокого уровня правовой культуры требует юридическая профессия, связанная с нормативно-правовым регулированием общественных отношений, обеспечением правопорядка, правовой оценкой поведения членов общества;

4.Уровень развития правового сознания - м.б. зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правилах поведения, которые имеют и самостоятельные характеристики. Высокая степень развитости правосознания правосознания характеризуется признанием обществом и гос-вом человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита его прав и свобод, правовой установкой граждан на правомерное поведение, знанием гражданами норм конституции, положений важнейших законов и иных нормативно-правовых актов, широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права, позитивным отношением к суду.

5. Уровень развития правовой деятельности– состоит из теоретической - деятельность юристов, образовательной – деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности.

6. Уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются:

1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;

2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение);

3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;

4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;

6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Функции:

1. Позновательно-преобразовательная – направлена на согласование различных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признание ее высшей ценностью.

2. Праворегулятивная функция – ставит своей задачей – обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.

3. Ценностно-нормативная – проявляет свое действие через отражение сознания индивидов, их групп разнообразных фактов, имеющих ценностное значение.

4. Правосоциализаторская – формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознание личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважение прав и свобод других людей, готовность человека действовать во всех ситуациях правомерно.

5. Коммуникативная – обеспечивает общение людей их групп в юр.сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов.

6. Прогностическая – предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождения новых ценностей.

Все названные функции взаимосвязаны и нередко бывает их трудно разграничить.

85. Законность: понятие и гарантии

Законность – строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Законность в узком смысле – это неукоснительное соблюдение, исполнение и применение юр. норм всеми участниками общественной отношений.

Законность в широком смысле – как принцип и метод деятельности и политикоправовой режим общественной жизни.

Законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (гос-вом, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гр-нами – всеми без исключения). При этом принцип выступает как идеальная форма законности – соблюдать нормы права должны все. В действительности же отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются, имеет место немало нарушений законности.

Принципы законности

1. Верховенство закона - обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных актов. Закон обладает высшей юридической силой, стоит на вершине правовой системы страны, и все остальные акты должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение закона. ;

2. Единство – под единством (всеобщностью) законности понимается единая направленность правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане, т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта, применительно к деят-сти всех субъектов общественных отношений, всеобщность требования исполнять нормы права. Это требование обращено ко всем без исключения государственным органам, должностным лицам, хозяйственным структурам, общественным объединениям, к гражданам. Никто не может поставить себя выше закона, никакие заслуги, чины, служебное положение не могут быть основанием для беззакония;

3. Целесообразность - означает необходимость выбора строго в рамках закона оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деят-сти (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности.;

4. Реальность законности– это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деят-сти и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

5. Принцип «презумпции невиновности»;

6. Соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность;

7. Обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом;

8. Решительная и бескомпромиссная борьба с нарушениями норм права и в первую очередь с таким опасным явлением, как преступность, неотвратимость наказания за правонарушения;

9. Неослабный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов (деятельность Конституционного Суда РФ, других звеньев судебной системы, прокуратуры, государственных инспекций и т.д.).

Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые гос-вом, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе.

Гарантии законности:

1 .материальные. К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ;

2. политические. Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы полит.системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юрид.законов, отражающих объективные закономерности общественного развития.

3. юридические. К юридическим гарантиям относится деят-сть гос-венных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы госвласти.

4. нравственные гарантии законности и правопорядка. Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юрид.права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание гос-венных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям.

Законность и Правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообуславливают и дополняют друг друга.

Общие гарантии – экономические, социальные, политические, нравственные, организационные (эффективный контроль и надзор за реализацией законности, рациональная организация работы правоохранительных органов), общественные и т. д.

86. Понятие и свойства правопорядка

Правопорядок — это порядок в общественной жизни, который создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами. Он представляет собой результат действия правовых норм, их неуклонного соблюдения.

Свойства правопорядка.

1. Имеет структуру, в которую входят:

а) Нормы права – это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее идеальный правопорядок;

б) Правоотношения – элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное или должное поведение субъектов правоотношений.

в) Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели.

2. Условием создания правопорядка является законность.

3. Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

4. Представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности.

5. Является необходимой составной частью более широкого понятия - общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и др.).

6. Находится в тесной взаимосвязи и единстве с законностью.

а) законность и правопорядок обладают единой системой политических, экономических, идеологических факторов

б) формулирование и охрана законности и правопорядка осуществляется единым гос-ым аппаратом, который опирается на единую систему правовых актов

в) законность и правопорядок направлены на обеспечение организованности и нормального функционирования общества, четкой, эффективной деятельности государственных, хозяйственных, общественных организационных структур;

обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, исполнения им своих обязанностей, надежной охраной законных интересов и прав физических и юридических лиц; уверенность населения в справедливости действий власти

Важно иметь в виду следующие обстоятельства:

1) нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;

2) Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, который является целью правового регулирования. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.

87. Элементы правового статуса личности

Правовой статус – это система обязанностей, прав, гарантий и юридическая ответственность.

Права человека – основополагающий элемент правового статуса личности, наряду с обязанностями и законными интересами, взятыми в единстве.

В структуру правового статуса входят следующие элементы:

а) основные права и обязанности; Сердцевину, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах (личные права и свободы граждан, политические права, социальные и экономические права, культурные и др.). Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности участия в государственных делах.

б) законные интересы;

в) правосубъектность; Это особое свойство, признаваемое законодательством за субъектами права, и означающее, что личность способна быть субъектом конкретных правоотношений, обладать правами и обязанностями, своими действиями приобретать субъективные права и обязанности, составляющие содержание конкретных правоотношений. Правосубъектность иначе называют праводееспособностью, поскольку ее составляющими являются правоспособность (пассивная правосубъектность, возможность иметь права и обязанности) и дееспособность (активная правосубъектность, возможность приобретать и реализовывать права и обязанности своими собственными действиями). Иногда в число элементов правосубъектности также включают деликтоспособность как возможность понести ответственность за совершенные правонарушения.

г) гражданство; - статус гражданина государства, иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев; статус российских граждан, находящихся за рубежом;

д) юридическая ответственность;

е) правовые принципы;

ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус;

з) правоотношения общего (статусного) типа.

Виды правового статуса.

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус;

г) статус физических и юридических лиц;

д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;

е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;

з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

Наши рекомендации