Утопический социализм прошел в своем развитии несколько этапов
Первый этап — XVI —XVIII вв. (Мор, Кампанелла, Мабли, Морелли, Бабеф). Мелье, Мабли, Морелли строят свои коммунистические утопии на основе требований разума и естественного права.
Габриэль Мабли(1709—1785) рисует общую картину утопической республики равенства, частично излечившейся от порожденных неравенством имущества зол. Он уповает преимущественно на мирные политические акции и на законы как на средства, которые могут обеспечить такое равенство. Чтобы приблизиться к заветному общественному состоянию, необходимо, считал Мабли, принять целый ряд законов, уравнительных по своей направленности. Первый — закон против роскоши во всех ее видах. Государству следует культивировать простые потребности и нравы. Второй — закон об отказе государства от какого-либо покровительства торговле и купечеству, ибо присущий коммерции дух алчности противоречит духу всякого хорошего правления. Третий — закон, регулирующий порядок наследования. Имущество завещателя надлежит равномерно распределять между членами его семьи или даже передавать в руки неимущих данной округи. Четвертый — закон об ограничении самих владений отдельных граждан, об установлении их пределов. Г. Мабли считал демократическую республику наиболее подходящей политической оболочкой для общества, сумевшего "доработаться" до коммунистического строя.
Программно-политическая установка Гракха Бабефа(1760 — 1797) — яростного противника частной собственности и всего с нею связанного — заключается в требовании построить на месте существовавшей прежде антинародной государственности "народное государство".
Представители раннего утопического социализма считали: чтобы избавиться от пороков деспотизма и рабства, надо уничтожить частную собственность и просветить народ. Это был ранний, уравнительный социализм, который предполагал равенство в области политических прав, равенство общественного и имущественного положения всех и каждого, уничтожение не только классовых привилегий, но и самих классовых различий. Это был аскетически суровый, спартанский социализм, запрещавший всякое наслаждение жизнью.
Томмазо Кампанелла(1568—1639) в книге "Город Солнца" развивал свои оригинальные трактовки жизненного уклада людей в идеальной теократической общине. Он по-новому подошел к решению проблемы власти и управления, выдвинув три главных принципа: 1) основными задачами нового государства должна быть организация производства и распределения, управления воспитанием граждан; 2) эти задачи должны решаться при активном участии ученых; 3) новый общественный строй требует широкого участия народа в управлении государством. Такой организации власти и управления история еще не знала. Однако идеи Кампанеллы носили в значительной мере абстрактный характер, представления о будущем у него были достаточно примитивны.
Второй этап развития утопического социализма связан с именами Сен-Симона, Фурье и Оуэна, которые изображали будущее общество как общество изобилия, способное удовлетворить все человеческие потребности и обеспечить расцвет личности. Резко критикуя существующий общественный строй и считая, что буржуазные революции обычно связаны с кровавым террором, французские утописты хотели освободить сразу все человечество по-, средством разума. Они считали, что социализм есть выражение, абсолютной истины, разума и справедливости и стоит только открыть эту истину, как социализм покорит весь мир.
Так, Анри Сен-Симон(1760—1825) полагал, что цель общества может быть достигнута созданием одной централизованной системы планового хозяйства, что на смену системы управления людьми при новом строе придет система управления вещами и процессами производства.
Блестящим критиком результатов буржуазной революции, политической и правовой системы капитализма был Шарль Фурье(1772—1837). В отличие от Сен-Симона, придававшего решающую роль разуму, Фурье на первый план выдвигал идею вечной и неизменной природы человека, в основе социального развития которого лежат различные страсти. Самой возвышенной страстью является энтузиазм, который порождает творческие порывы в труде, соревнование, что ведет к повышению производительности труда, всестороннему удовлетворению потребностей членов ассоциации. Жизнедеятельность же последней регулируется самими ее членами, правила выполняются добровольно. Общее руководство осуществляет избираемый всенародно ареопаг.
В своих политических воззрениях Роберт Оуэн (1771—1858)большие надежды возлагал на государство, которое призвано обеспечить становление нового строя — сети коммун с единым порядком управления на основе общего свода законов. Это должно быть коллективное общество, основанное на общественной собственности и общем труде членов коммуны, равенстве их прав и обязанностей, гуманной системе воспитания, высокой нравственности. Управляют коммуной ее члены в соответствии со своими способностями и общими интересами. Государственная власть необходима лишь на период образования коммун, способствуя их, созданию. Для Оуэна идеал — самоуправляющаяся федерация свободных и автономных коммун, действующих на основе конституций. Законодательная власть в коммуне принадлежит (по конституции) общему собранию ее членов в возрасте старше 21 года, исполнительная власть — совету, который избирается общим собранием и подотчетен ему.
Утопические социалисты сформулировали ряд перспективных идей: об отмирании политических функций власти; о преодолении политического отчуждения; об отмирании государства в связи с прогрессом промышленности, развитием цивилизации и культуры.
Все представители критического утопического социализма единодушны в том, что новый общественный строй положит конец войнам и военным столкновениям между народами. Защита Отечества для ранних утопистов — общенародное дело. Они резко критиковали наемные армии и выступали за всеобщее вооружение народа, понимали необходимость вооруженной защиты нового строя. Как отмечал Ф. Энгельс, в то время общественные конфликты еще только зарождались, а средства их разрешения были развиты еще меньше. Такому "незрелому состоянию капиталистического производства, незрелым классовым отношениям соответствовали и незрелые теории"1. Утопический социализм не сумел "ни разъяснить' сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту собственную силу, которая способна стать творцом нового общества"2.