Сущность и специфика закона анализа и синтеза
Прежде чем сформулировать очередной закон организации необходимо уточнить исходные понятия.
Анализ (греч. analysis – разложение, расчленение) – процедура мысленного или фактического деления целого (предмета, явления, процесса, отношения) на части (признаки, свойства, отношения) для глубинного изучения его составляющих, определения оптимального состава и улучшения элементов целого.
Синтез (греч. synthesis – соединение) – обратное действие, направленное на согласование и улучшение основных характеристик частей с последующим воссозданием из них целого.
Анализ и синтез, как и ряд других общенаучных и специальных методов и процедур (индукция и дедукция, сложение и вычитание, умножение и деление, дифференцирование и интегрирование), являются взаимосвязанными. Их единство выступает основанием системного подхода к исследованию деятельности организации. Реализуя основные процедуры анализа (разделение и улучшение) и синтеза (согласование и объединение), следует иметь в виду различные типы взаимосвязей между частями целого. Они могут быть: а) слабыми; б) средними (явление эмерджентности); в) сильными (синергетический эффект).
Закон единства анализа и синтеза (ЗЕАС) гласит: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций». Другой вариант определения: «Использование в управлении организацией процедур анализа и синтеза обеспечивает настройку всех её подсистем на оптимальный режим достижения поставленных целей». Этот «фоновый», или «второго уровня», закон имеет важное значение для сопоставления потенциалов (ресурсов) организации и принятия оптимальных управленческих решений на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном, институциональном (корпоративном), внутрифирменном.
Математическая интерпретация данного закона может быть представлена следующим соотношением, не зависящим от времени:
{Σ (R1i +R2i) - Σ (v1i +v2i)} ≥0, (4),
где R1i, R2i — внутренний и внешний потенциал (ресурс) в области экономики, политики, финансов и т.д., способствующий развитию компании;
V1i, V2i -внутренний и внешний потенциал (ресурс), стремящийся ликвидировать компанию или нанести ей ощутимый вред.
Изменения R1i, R2i и V1i, V2i достигаются за счет преобразований внутренней и внешней среды. Если эти преобразования дают положительный эффект, то материальная система функционирует успешно, а если нет — то время деятельности этой системы ограничено.
9.3 Типовые варианты реализации закона
Рассмотрим типовые варианты реализации закона единства анализа и синтеза на уровне современного предприятия.
Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о ЗЕАС. Поскольку данный закон является объективным, его игнорирование может дорого обойтись как организациям, так и отдельным гражданам. «Стадность» определённой части россиян также является серьёзным минусом в рыночных условиях. Люди привычно, хотя и в меньшей степени, копируют образцы поведения других, не утруждая себя анализом текущей ситуации, степени необходимости приобретения тех или иных товаров и услуг (по принципу «куплю, чтобы не быть аутсайдером»).
Игнорирование закона единства анализа и синтеза в деловых отношениях может вызвать сбои в управлении фирмой. К числу наиболее серьёзных следует отнести: обилие непродуктивных мероприятий (совещаний, собраний коллектива, плановых занятий), дублирование управленческих и обеспечивающих функций, перегруженность одних сотрудников и работа «с прохладцей» других, недифференцированный подход в оплате труда персонала и другие.
Второй вариант: руководитель знает о ЗЕАС, а его подчиненные нет. Повседневно возникающие противоречия и проблемы в такой организации разрешаются двойственно: формально (усилиями администрации) и неформально (работники привыкают действовать «по ситуации», принимать решения самостоятельно, не ожидая приказов и распоряжений «сверху»). Проявление инициативы и творчества, казалось бы, нужно приветствовать, но излишняя активность «масс» чревата, ибо может со временем обернуться «партизанским движением» во главе с неформальными лидерами и вылиться в противостояние между персоналом и администрацией.
Третий вариант: руководитель и подчиненные информированы о законе, имеют представление о характере и особенностях его действия. На основе анализа рыночных тенденций представители администрации могут прийти к выводу о необходимости реорганизации и реформирования деятельности компании. В отличие от предыдущего варианта они постараются привлечь сотрудников организации к обсуждению сложившейся ситуации, составить конкретную программу действий по преодолению возникших трудностей на ближайшую перспективу, мобилизовать имеющиеся резервы для выхода из кризиса.