Часть 3 Организационный процесс
Глава 5 Организационный процесс
Власть и результаты власти
Организация и власть во многом являются синонимами. Когда мы говорим о результатах деятельности организаций, то представляем организации как инструмент власти в руках имеющих власть. Они являются инструментом подчинения людей правилам, установленным в организации. В отношении размещения ресурсов они являются политическими системами. Власть распределяется между привилегированными и лишенными привилегий. Минцберг, занимаясь проблемами власти "в и вокруг" организаций (Mintzberg, 1983), разработал основные положения и терминологию, которой мы будем пользоваться. Если мы думаем о власти как о последствии проекта организации, то расстановка власти будет еще одним средством, с помощью которого организация сможет достичь эффективности.
В этой главе мы проанализируем характер власти внутри организации. Основное внимание будет уделено развитию властных отношений во времени. Во многих отношениях власть- это наиболее запутанный феномен. С одной стороны, власть обладает устойчивостью и способностью к самосохранению. Власть предержащие имеют ресурсы для сохранения себя у власти. С другой стороны, как показали события в Восточной Европе и в СССР в 1989 и в 1990 гг., ослабленная власть может быть опрокинута с пугающей быстротой.
Власть в организации может распределяться по-разному. В главе 3, в обсуждении централизации мы выяснили, что власть может быть сконцентрирована в руках немногих, а может быть и децентрализована по всей организации. Обсуждение способов распределения власти хорошо начать с классификации властных отношений Моргана, состоящей из 6 типов (Morgan, 1986: с. 145).
К первому типу относятся автократические организации, в которых абсолютная власть находится в одних руках или в руках небольшой группы. Второй тип - организации бюрократические, в которых расписаны роли и властные отношения четко специфицированы. Третий тип -организации технократические, в которых системой управляют эрудиция и компетенция. Четвертый тип организаций управляется путем кодетерминации (совместной детерминации), при которой оппозиционные части организации входят в систему управления. Пятый - организации представительной демократии, в которых официальные лица выбираются и служат определенный срок или столь долго, сколько их поддерживают члены организации. Такой была система в бывшей Югославии, которая так трагически распалась. И, наконец, существуют организации прямой демократии, в которых каждый имеет право участвовать и участвует в управлении. Эта система характерна для многих кооперативов, а также для хорошо известных кибуци в Израиле. Многие организации относятся к смешанным типам с более чем одной формой правления. Бюрократия является преобладающим типом и будет рассмотрена нами в первую очередь.
Характер власти в организациях
Обычно понятие "власть" определить довольно просто. Как правило, это соглашение о том, каковы должны быть отношения между двумя и более лицами, при которых поведение одного зависит от поведения другого. Политолог Дал (Dan/, 1957) определяет власть таким образом: "А имеет власть над Б до такой степени, чтобы поручить Б что-то делать, а чего-то не делать" (с. 202-203). (Другие общие дискуссии о власти см. Bierstedt, 1950; Blau, 1964,-Kaplan, 1964; Weber, 1947: с. 152-193.) Если учитывать, что "он" в определении можно заменить на "она" и что "А" и "Б" не обязательно отдельные люди, то это простое определение дает суть концепции власти. Оно содержит важный момент, который часто упускают: переменная власти является относительной; власть имеет смысл до тех пор, пока она проявляется. В изоляции лицо или группа не могут обладать властью; власть должна иметь отношение к другому лицу или коллективу, или лицо или группа должны испытывать на себе давление со стороны другого лица или группы (Pfeffer, 1992).
Властные отношения включают в себя гораздо больше, чем межличностную власть. В случае организаций жизненно важно учитывать властные отношения между элементами. Элементами здесь могут быть иерархические уровни, например "труд" и "управление". Элементами также могут быть отделы и подразделения, например "продажа" и "производство". Позже мы исследуем межорганизационные отношения сточки зрения власти. Власть организаций в обществе мы уже рассматривали. Таким образом, на каждом уровне анализа власть является решающим фактором.
Властные отношения
Относительный аспект власти становится ясным, когда мы вводим идею зависимости. Властные отношения влекут за собой взаимную зависимость (Emerson, 1962). Управление нуждается в рабочих, чтобы производить услуги или продукты. Рабочие нуждаются в управлении, чтобы получать заработную плату.
Зависимость особенно легко заметить в организациях, которые по своей природе требуют взаимозависимости персонала и подразделений (Bacharach and Lawler, 1980). Проявления властных отношений также находятся на виду. В сильно бюрократизированных организациях "власть стремится к иерархии: на каждом уровне власти должно быть ровно столько, сколько необходимо для выполнения своих полномочий; увеличение власти по восходящей линии в иерархии основано на более широком знании организации и/или большей компетенции" (Wamsley, 1970: с. 53). Проект организаций этого типа опирается, главным образом, на властную переменную со стремлением обеспечить гарантию того, что на каждом уровне организации будет достаточно власти. Когда возникает проблема, которая находится вне компетенции ведомства конкретного уровня, она проходит выше до тех пор, пока не достигнет у ровня, на котором может быть принято надлежащее решение. Разумеется, немногие организации приближаются к этому идеальному типу, поскольку расстановка власти подвержена влиянию исторически выработанного неформального поведения и личных качеств в проявлении власти, которой обладает ведомство. Тем не менее во многих организациях властные отношения предписаны и их строго придерживаются, что хорошо видно всем, кто входит в организацию.
В таких ситуациях власть легко заметить и ощутить, в других она более скрыта. В некоторых ситуациях ее крайне трудно выделить. Когда возникает новая или неожиданная ситуация, трудно бывает определить точно, как и где следует проявить власть. В своем анализе конфронтации студентов и администрации университета в 1960-х годах Бухер приводит следующую историю:
Как рассказывают студенты, декан утверждал, что "в университете никто не имеет полномочий вести переговоры со студентами..." "Но кто-то же в университете принимает решения,-сказали студенты, - и пока официальное лицо не откликнется, мы будем считать данную ситуацию отказом обсуждать наши требования" (Bucher, 1970: с. 3).
В приведенной ситуации ни студенты, ни университетская администрация не могли определить, какой офис или лицо имеет полномочия вести переговоры со студентами. Студенческое восприятие этого как отказа от переговоров верно только отчасти. Просто раньше такой ситуации не возникало, поэтому и не было определено властного отношения для ее разрешения.
Власть является реалией не только университетской, но и корпоративной жизни, хотя принимает она разные формы и выражается разными путями. В случае студенческо-административной конфронтации выяснились вопросы и отношения, которые фактически не были частью прежде существующей системы власти. Поэтому при построении системы в нее вводится больше власти, чтобы улаживать такие инциденты в будущем, то есть количество власти в системе не зафиксировано на все время, оно может сокращаться или расширяться.
Как отмечалось ранее, подразделения или отделы в организации также обладают разным количеством власти. Исследование промышленных фирм показало, что отделы продаж рассматривались как наиболее влиятельные в большинстве привлеченных организаций. Члены других отделов считали их именно такими и соответственно себя вели (Perrow, 1970a).
Ряд важных исследований посвящен вопросу о месте, где начинали карьеру люди, ставшие потом исполнительными директорами. Это было сделано в надежде найти хороший ключ к источникам возникновения ведомственной власти. В результате одного исследования оказалось, что среди корпоративных исполнительных директоров непропорционально представлены юристы (пришедшие из юридических отделов). Это аргументировалось тем, что перед организациями возникают сложные юридические проблемы и юристов продвигают наверх, рассчитывая, что они решат эти проблемы (Priest and Roth man, 1985). Исторический анализ периода 1919-1979 гг. показал, что в первые десятилетия века среди президентов корпораций преобладали предприниматели или люди, прошедшие через производство. В середине века преобладали люди, занимавшиеся продажей и маркетингом, а в последние десятилетия - финансисты (Fligstein, 1987). Разница в приведенных здесь результатах (юристы против финансистов) несомненно обусловлена разницей в выборе организаций для исследования. Важно то, что нельзя игнорировать межведомственные властные отношения, рассматривая только межличностные отношения власти, потому что это затемняет важную грань организационной власти и организационной жизни.
Важны еще два аспекта власти. Во-первых, власть-это действие; это нечто, что используется или проявляется. Слишком часто в анализах власти игнорируют действие власти, уделяя внимание лишь результатам действия власти. Эти результаты могут принять несколько форм, включая согласие и конфликт, но в данном случае нам интересно проявление власти. Чтобы поддерживать власть, ее носители должны ненавязчиво использовать ее с целью продемонстрировать другим осознание своих ролевых обязанностей (Biggart and Hamilton, 1984). Во-вторых, решающую роль в оценке властного действия, когда оно произошло, играют те, кто его воспринимает. Если реципиенты интерпретируют действие как акт власти, они соответственно на него и реагируют, независимо от того, намеревались или нет обладающие властью ее использовать. Следует заметить, что власть не реализуется, если реципиент власти не реагирует на властный акт.
Типы власти
Итак, обсуждение далеко от того, чтобы трактовать власть как унитарную концепцию. Кроме того, существует долгая история классификации типов власти. Самой известной и наиболее широко используемой, по-видимому, является классификационная система Вебера (Weber, 1947), в которой автор делает фундаментальное различие между властью и авторитетом. Власть включает силу и насилие и является важным фактором в качестве внутреннего процесса только в организациях, подобных лагерям подневольного труда, тюрьмам и некоторым школам. Авторитет, с другой стороны, не применяет силу. Скорее он включает "взвешивание суждения" со стороны своих реципиентов. Директивы или приказы исполняются потому, что он полагается на их исполнение. Согласие является добровольным. Это требует общей системы ценностей среди членов организации, и это условие обычно соблюдается (Scott, 1964).
Weber(1947) разработал широко известную и используемую типологию рационально-легального, харизматического и традиционного авторитета. Рационально-легальный авторитет более всего характерен для властных отношений в современных организациях; он основан на вере в право вышестоящих иметь власть над подчиненными. Другой, и более точный, путь понимания рационально-легального авторитета-это представлять его как аспект ведомства или должности, который имеет авторитет выше другого ведомства или должности. Например, в начале каждого семестра я раздаю всем моим студентам программу курса. Когда студенты читают задания, пишут статьи и сдают экзамены, работает рационально-легальный авторитет. Они приемлют мою легитимную власть позиции профессора над их позициями в качестве студентов. Этот упор на позиции изымает из уравнения саму человеческую личность. Теперь вернем ее обратно. Харизматический авторитет проистекает из преданности конкретному носителю власти и основан на его или ее личных качествах. Для современных организаций, в которых этот тип определенно обнаружен, он может быть либо опасен, либо полезен. Если лицо в авторитетной позиции достигает рационально-легальной власти с помощью харизматического авторитета, то власть над подчиненными больше, чем это предписано организацией. Если работа подчиненных усиливается (на мгновение допустим, что это выгодно и самим работающим), то такое дополнение полезно. Но, с другой стороны, если харизматическим авторитетом обладает лицо вне формальной системы власти, это может угрожать самой системе.
Третья форма, традиционный авторитет, основана на вере в установленный традиционный порядок, и самым лучшим примером являются функционирующие монархии. Признаки этой формы можно обнаружить в организациях, где еще присутствует основатель или доминантная фигура, когда говорят:
"старик так хочет", и желаниям "старика" следуют. Хорошим примером служит римская Католическая церковь, поскольку в ней традиционный авторитет четко представлен системой Папы, кардиналов, архиепископов и т. д.
Управление в организациях, по меньшей мере отчасти, основано на процессе оценки (Dombusch and Scott, 1975). Лицо, оценивающее работу, обладает авторитетом. Руководство через оценку наиболее эффективно тогда, когда оцениваемые индивиды считают оценку важной для их работы и зависящей от их собственных усилий. Если люди верят в справедливость оценок, они более подконтрольны процессу оценки. Дорнбуш и Скотт отмечают также, что авторитет может быть приобретен как сверху, так и снизу. В многоуровневой иерархии люди, находящиеся в положении, дающем им возможность оценивать других, легитимны и со стороны подчиненных, и со стороны своих непосредственных начальников. Когда есть оппозиция авторитету, как это часто бывает, власть предержащие предпринимают попытки прийти к согласию. Эта ситуация сформированного согласия известна как доминация (Hardy and Clegg, 1996).
И последний тип власти -влияние. Авторитет предполагает принятие системы власти при вступлении в организацию, тогда как влияние представляет собой такую властную ситуацию, при которой решение принимается, осознанно или нет, в конкретный момент властного призыва, исходящего от носителя власти (Bacharach and Lawler, 1980). Когда "убеждающий" становится институциональным в том смысле, что "воспринимающий" всегда приемлет его приказы и считает их правильными, то влияние становится авторитетом. Личность или ведомство могут использовать влияние, чтобы повысить авторитет в ситуации. Разумеется, попытки влияния могут встретить сопротивление.