Пробелы и коллизии в праве, способы восполнения
Пробел в праве — это отсутствие (полное или частичное) правовой нормы, необходимой для урегулирования конкретной жизненной ситуации, требующей правового разрешения.
Реально это выглядит так, что при рассмотрении конкретного жизненного вопроса органом власти, управления, судом и т. д. обнаружится отсутствие необходимого закона, который регулировал бы данный вопрос и на основе которого можно было бы его решить.
Подобная ситуация, разумеется, нежелательна, но она реальна, объективно возможна. Ее устранение — задача законодателя. Но, к сожалению, далеко не всегда она решается своевременно и успешно. Возникает необходимость принятия решения в отсутствие необходимого закона. В таких случаях прибегают или к аналогии права, или к аналогии закона.
Аналогия закона — это рассмотрение и решение возникшего правового вопроса на основе нормы, не предназначенной непосредственно для данного, а рассчитанной для другого, сходного с данным, случая.
Аналогия права — это рассмотрение и решение возникшего правового вопроса на основе принципов
права, духа законодательства, поскольку отсутствует не только непосредственная, а даже сходная норма.
Как уже было сказано, к аналогии прибегают только при определенных обстоятельствах, т. е. для решения дела по аналогии требуются определенные условия.
Первое из них — это наличие правового (юридического) момента (зерна) в рассматриваемом случае, выявление необходимости принятия по нему правового решения. В данном случае следует убедиться, что рассматриваемый факт (вопрос, случай) требует правового регулирования (разрешения), он влечет правовые последствия, поэтому должен быть решен путем принятия правоприменительного акта.
Второе условие для аналогии — отсутствие нормы, непосредственно регулирующей данный вопрос. Только это обстоятельство (отсутствие необходимой нормы) дает право рассматривать дело по аналогии. Данное условие является по существу требованием для правоприменителя, который обязан руководствоваться в первую очередь законом, а не уходить от него, не искать путей отхода (обхода) закона под предлогом его нецелесообразности неутодности и т. п. Это требование направлено против правового произвола, против вседозволенности чиновников.
Отличие данного условия правоприменения от стадии отыскания (выбора) нужной правовой нормы состоит в том, что в рассматриваемом случае нужно убедиться в отсутствии необходимой нормы, тогда как отыскание, напротив, — это поиск нужной правовой нормы.
Третье условие применения аналогии закона — нахождение наиболее сходной правовой нормы, т. е. такой, которая бы имела существенные сходные признаки с требуемой нормой, регулировала бы достаточно сходные отношения с теми, которые возникли в данной ситуации. Здесь требуется от правоприменителя хорошее, глубокое знание действующего законодательства, что как раз и помогает найти аналогичную норму, т. е. предусматривающую обстоятельства, сходные с рассматриваемым вопросом.
Аналогия права возможна и применяется при несколько иных обстоятельствах, а именно тогда, когда нет не только требуемой, но даже аналогичной (сходной) нормы, т. е. когда нельзя применить аналогичный закон. В таких случаях, разрешая обстоятельства, требующие правового решения, прибегают к использованию принципов основополагающих идей права: справедливости, гуманизма, демократизма, приоритета прав и свобод человека и др.
Необходимость в применении аналогии права возникает реже, чем в применении аналогии закона, но тем не менее эта возможность имеет важное значение для правового регулирования.
Пробелы имеют место:
■ в позитивном праве — это когда нет ни необходимого закона, ни подзаконного акта, аи обычая, ни прецедента;
■ в законодательстве — когда нет необходимого закона;
■ в законе — когда закон есть, но в нем упущены многие вопросы, требовавшие законодательного урегулирования;
в нормативно-правовом регулировании — когда отсутствуют нормы законов и нормы подзаконных акто
Отечественное законодательство закрепляет официально институт аналогии. Так, п. 1 ст. 6 ГК РФ предписывает: «В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)».
В юридической литературе под юридическими коллизиями понимается расхождение или несогласованность между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления субъектами правоприменения своих полномочий (
Н.А. Власенко определяет коллизию «как отношение между нормами, выступающее в форме различия или противоречия при регулировании одного фактического отношения
Причины появления коллизий бывают объективные и субъективные.
Объективные не зависят от воли законодателя, они возникают по самым различным причинам объективного характера (смена конституционного строя, перестройка экономики, действие законов во времени и пространстве, серьезные изменения в политической системе, изменения в государственном устройстве и т. п.).
Причина коллизий многих правовых норм, например, заключается в том, что не все отношения можно перестроить немедленно, мгновенно. Наряду с новыми могут существовать старые, которые регулируются соответственно различным образом. В этом не трудно убедиться на примере развития российского законодательства после распада СССР. Многие родственные, схожие отношения регулировались законами СССР, РСФСР и РФ одновременно.
Коллизии бывают:
■ между действующими нормами права;
■ между законами и подзаконными актами;
■ между конституцией и законами;
■ между нормами международного и внутригосударственного права;
■ между нормативными актами федеральных органов власти и нормативными актами, принятыми субъектами федерации;
■ между нормативными актами и правоприменительными актами;
■ между актами, изданными должностными лицами различного правового статуса (вышестоящими и нижестоящими руководителями);
■ между нормативными актами и актами толкования.
Для процесса правоприменения важны способы устранения коллизий.
Способы устранения (разрешения, преодоления) коллизий — это приемы, средства, процедуры, посредством которых осуществляется приведение действующего права в состояние упорядоченности, непротиворечивости, четкости, ясности.
Практикой выработаны следующие основные способы устранения коллизий:
■ принятие нового акта;
■ толкование (разъяснение смысла) правового акта;
■ отмена старого акта;
■ внесение изменений, уточнений в действующий акт;
■ принятие согласованного решения созданной согласительной комиссией;
■ судебное решение, вынесенное по результатам судебного разбирательства;
■ приостановление действия правового акта.
Иногда, в числе способов устранения коллизий называют систематизацию нормативных актов. На первый взгляд, она действительно разрешает коллизии, но следует иметь в виду, что результатом систематизации является принятие нового правового акта, отмена старого, внесение изменений в действующий и т. п. Т. е. коллизии устраняет не сама систематизация, а ее результаты, последствия. Систематизация скорее способствует устранению существующих коллизий в праве, если быть более точным.