Гомер и гомеровский вопрос
Упадок культуры, наступивший после Троянской войны, не подлежит сомнению, но он не был одинаково глубок во всех частях Средиземноморского мира.
Больше всего пострадал Балканский полуостров, в особенности Пелопоннес, и некоторые острова Эгейского моря, в том числе и Крит. Доказательством ухудшения ремесленного мастерства и снижения художественного вкуса служат дипилонские вазы, найденные в окрестностях Афин, значительные по размерам, но довольно грубые по отделке и рисунку. Но всё же полного разрыва между крито-микенским и следующим, так называемым гомеровским, периодом античной истории не было даже в западной части греческого мира.
Прочнее всего крито-микенские традиции сохранились в восточной части греческого мира, в Малой Азии и на прилегающих островах, куда приливало ахейское население, теснимое дорийскими варварами. В течение нескольких столетий восточная половина была наиболее передовой и культурной частью средиземноморского мира. К сожалению, наши сведения как в отношении Малой Азии, так и вообще в отношении всей Греции за четыреста лет (XII — VIIIвв.), со времени Троянской войны до начала традиционной истории Греции, скудны и противоречивы. Почти единственным источником этой эпохи являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Вокруг гомеровских поэм и личности их составителя сложилась целая литература и возник особый гомеровский вопрос. Гомеровский вопрос прошёл длинный путь развития. Сами греки до V в не сомневались в существовании Гомера, приписывая ему все эпические произведения о Троянской войне и гимны в честь богов. Впервые несколько критически отнёсся к Гомеру Геродот, после чего число произведений, творцом которых признавался Гомер, всё более и более стало уменьшаться. Особенно далеко в критике поэм, приписываемых Гомеру, и в установлении в них ряда противоречий пошёл софист Зоил (IV в.), прозванный «бичом Гомера» (гомеромастикс). В александрийскую эпоху на критике гомеровского текста создавались целые школы.
В новое время гомеровский вопрос возродился в XVIII в., в век просвещения, рационализма и критицизма. Начало положили французский аббат д’Юбанъяк и итальянский историк-социолог Вико. Идеи д'Обиньяка и Вико развил немецкий профессор в Галле Фридрих-Август Вольф. Во «Введении к Гомеру» (1795 г.) Вольф доказывал, что «Илиада» и «Одиссея» не являются произведениями одного поэта, но представляют продукт коллективного творчества многих певцов-поэтов. Окончательную же форму отдельные части эпоса получили лишь несколько столетий спустя после их возникновения — при афинском тиране Писистрате в VI в.
На основе теории Вольфа Лахман создал «теорию малых песен», по которой «Илиада» и «Одиссея» создались из отдельных поэтических произведений устного народного творчества. Этим объяснял Лахман нередко встречающиеся в поэмах противоречия. Один из продолжателей Лахмана, Готфрид Германн, объяснял противоречия тем, что в текст одной поэмы была вставлена потом другая поэма (в «Одиссею» включена «Телемахия» — приключения сына Одиссея Телемака).
Против сторонников «теории малых песен» выступили унитарии, стоявшие за единую художественную композицию эпоса и историчность личности Гомера. Одним из первых унитариев был Нич. У нас к этому направлению примыкали М. С. Куторга и Φ. Ф. Соколов.
Историк Грот выступил с «теорией основного ядра», которая сводится к тому, что в основе «Илиады» и «Одиссеи» лежат небольшие произведения, которые впоследствии были расширены и распространены. Основой «Илиады» была поэма о гневе Ахилла, впоследствии разросшаяся благодаря вставкам и дополнениям.
Археологические открытия, пролившие новый свет на события, упоминаемые в поэмах, сравнительное изучение народного творчества других народов, в частности русских былин, — всё это продвинуло, несомненно, изучение «Илиады» и «Одиссеи» как литературных памятников, но там не менее многие вопросы композиции, образов, хронологии творчества остаются неясными. В настоящее время преобладают теории, смягчающие крайности обоих направлений; считают, что греческий эпос развился из древних народных песен и сказаний (мифов) о богах и героях. Происхождение их различно. Древнейшие из этих сказаний могли возникнуть ещё в микенскую эпоху.
Больше всего героических сказаний породила Троянская война и связанные с ней события. В поэмах запечатлены, может быть, подлинные имена некоторых исторических деятелей, но рядом с ними фигурируют мифологические образы, некоторые имена имеют культовое происхождение. Реальные события, воспетые в ранних произведениях, в процессе длительного поэтического творчества заменены мифом и легендой. К рассказу о подвигах героев присоединялись описания битв, путешествий и связанных с ними всевозможных приключений; Материал для приключенческих сюжетов могли дать финикийские произведения, в частности путеводители.
На первых порах стихотворные сказания хранились и передавались из поколения в поколение сказителями-певцами (аойдами) и декламаторами (рапсодами); рапсоды декламировали их при дворах военных вождей и их дружинников во время торжественных пиров и празднеств. Впоследствии, в VIII—VII вв., отдельные сказания и гимны были собраны и переработаны в художественные произведения — поэхмы. В своём законченном виде гомеровские поэмы представляют органически целостные и стройные произведения — истинный шедевр мировой литературы. Они создались как произведения устного народного творчества, и вполне вероятно, что впервые были записаны в Афинах в VI в. при дворе тирана Писистрата.
Можно согласиться с мнением тех исследователей, которые считают, что гомеровские поэмы получили художественное оформление в Малой Азии в VIII—VII вв. в среде малоазийской (ахейской) аристократии, богатой и культурной, для которой рассказываемые в эпосе события были родными и исторически близкими. Исторической канвой в обеих поэмах служит Троянская война, около которой развёртываются описываемые в «Илиаде» и «Одиссее» события. Великая историческая эпопея породила великое художественное произведение. Сюжетом «Илиады» является гнев Ахилла, поссорившегося с главным вождём ахейского войска Агамемноном в десятый год Троянской войны. Вокруг этого сюжета развёрнута картина жизни ахейцев и жителей Трои, взаимоотношения между вождями и сцены битв. Заключительным аккордом служит описание похорон убитого в битве сына троянского царя—Гектора. Близкими к героям являются боги, из которых одни покровительствуют ахейцам, а другие — троянцам.
Сюжетом «Одиссеи» является полное приключений возвращение из-под Трои царя острова Итаки Одиссея. Обе поэмы связаны не только единством сюжета, но и единством мировоззрения и мироощущения. Поэмы прославляют жизнь, жизненные наслаждения, войну и мирную деятельность с некоторым налётом грусти и пессимизма.
Спорным представляется вопрос, до какой степени поэмы Гомера близки или далеки от реальной действительности. Многие учёные, как, например, Вильгельм Дёрпфелъд, один из ближайших друзей и сподвижников Шлимана, склонны приписывать гомеровскому эпосу почти историческую достоверность, локализировать и датировать отдельные события. При этом Дёрпфельд полагает, что Гомер описывает не прошлое, а современный ему греческий мир VIII—VII вв.
Но как бы то ни было, «Илиада» и «Одиссея» суть прежде всего поэтические произведения, в которых много столетий сдвинуто в одну плоскость, быль и вымысел сплетаются в одну художественную эпопею. События в поэмах излагаются не в исторической, а в художественной последовательности. По соображениям художественно-эстетического порядка одни факты преувеличены и осовременены, а другие по тем же мотивам преуменьшены и архаизированы. В своей основе гомеровские поэмы являются продуктом народного творчества, но окончательное оформление они получали в эпоху господства аристократических родов. Этим объясняются симпатии к аристократическому строю, выраженные в «Илиаде» и «Одиссее». Сказанное об особенностях гомеровского эпоса необходимо иметь в виду при оценке гомеровских поэм как исторического памятника.
Ценность гомеровских поэм как исторического источника заключается в том, что они дают возможность в главных чертах проследить эволюцию греческого общества от древнейщего общинно-племенного строя до образования рабовладельческого полиса. Поэмы содержат массу ярких описаний, бытовых картин и бытовых деталей, позволяющих проникнуть в живую действительность.