Вл в общесоц. и политич. смысле
Вл. представляет собой способ-ть,св-во екого субъекта, подчинять себе волю и поведение др. субъекта в своих собств. интересах или интересах др. лиц.
Вл. имеет признаки:
· вл. – это явление социальное. т.е. обществ-ое
· она явл-ся неотъемл.компонентом общ-ва на всех этапах егоразвития, поскольку общ-во постоянно нужд-ся в управл-е посредством власти.
· вл.может функционир-ть лишь в рамках обществ-х отношений т.е. таких отнош-й, кот. сущ-ют м\у людьми(индив-ми,их кол-вами,соц.образ-ми)
· осущ-е вл. всегда представл-т собой интеллектуально-волевой процесс
· общ-е отнош-я, в рамках кот.сущ-ет и реализ-ся вл, явл-ся разновидностью обществ-х отнош-й и называются властеотношения. Властеотн-я всегда представл-т собой двустороннее отнош-е, 1 из субъектов кот. явл-ся властным(властвующим), а др.подвластным.
· Вл. всегда базир-ся на силе. Это-важн.ее признак.
Вл. по соц. уровню можно разделичать на: - в масш-бе всего общ-ва;-внутри того или иного кол-ва;-в отнош-ии м\у 2мя индивидами.
Политич. явл-ся та вл, кот способна выступить ср-вом реш-я политич. задач, т.е. ср-вом реализ-и,защиты интересов больш.соц.групп
Разновидности политич.вл: -вл. 1ой соц. группы(общности) над другой; -гос.вл;- вл партийная,а также иных политич. организ-й,движений;вл. политич. лидеров.
Вл. может быть демокр. или недемокр.;
Политич. вл в общ-ве может быть легальной и теневой(неформ.гр,секты.)
Не путать легальность и легитимность! легальность-харак-т правномерность существ-я вл с формально-юр. стороны.без ее этич. оценки. легитимность-означает признание вл. насел-ем, принятие ее в кач-ве справедл-го и политически оправданного явл-ия.
ГОС. ВЛ— способ-ть гос-ва, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле. св-ва:
· силой, на котор. она базир-ся, явл-ся Г.: никакая др. вл подобными ср-вами воздействия не располагает;
· Гос.вл-публична, осущ-ся профес.аппаратом, отдельным от общ-ва как объект власти;
· Гос. вл – суверенна, независима извне,верхов-во внутри страны;
· Гос. вл-универсальна: она распростр-ет свою силу на всю терр-ю страны и на все население.
· Гос.вл обладает прерогативой(исключит.правом) на издание общеобязател-х правил поведения-юр.норм
· Гос. вл действует постоянно и непрерывно.
3. Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшедствовал первобытнообщинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.
Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежало всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным состоянием первоначально возникшей коллективности.
Формой социальной организации в тот период (после первобытного стада) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящие от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. В эпохи бронзового и железного веков изменились производственные отношения – коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность.
Стала другой общественная организация – первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствовался. Роды объединялись в племена, а последние – в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть уже существовала, но она являлась неполитической, т.к. не была связана с государством.
Власть – древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации, в который элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем, что будучи составлено из нескольких частей, представляет единое целое.
В первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных», глава рода, вождь племени, по старшенству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплименников.
Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально формы.
Власть и социальные нормы в первобытном обществе — различные формы институтов власти и общеобязательных норм поведения, сформировавшиеся на первобытнойстадии развития общества. Для этого периода существования человечества характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.
Власть в первобытном обществе
Члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и управляемых, поэтому политическая власть как таковая в таком обществе отсутствовала. Однако властные институты всё же существовали: члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям или предводителям, однако это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкреплённом возможностью силового воздействия на отказавшегося подчиниться]. Такая власть называется потестарной (лат. potestas — мощь, сила).
Социальные нормы в первобытном обществе
Жизнь в первобытном обществе (добыча пищи, брачно-семейные и иные отношения между людьми) не была хаотичной, она подчинялась определённым обычаям и традициям, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запреты совершать определённые действия) и другие правила поведения людей в определённых жизненных ситуациях
Эти нормы, как правило, выполнялись добровольно: по привычке, в рамках подражания другим членам общества или в силу их полезности. Тем не менее, нарушение этих норм могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неминуемо приводило к смерти изгнанного)
4.Понятие, признаки и содержание функций государства.
Государство – это единая политическая организация общества,
которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население
Необходимыми и достаточными предпосылками для образования государства служат три элемента: государственная территория, государственный народ и государственная власть.
Государственная территория - это ограниченная часть поверхности мира,
исключительная область господства. Государственным народом является оседлый, рассчитанный на длительный срок союз людей, который в современное время связан в правовом отношении членскими узами государственной
принадлежности. Число жителей и величина территории не играет здесь своей роли. Микрогосударства также являются государствами. Государственная власть
требует организационного господства с перспективой на длительность,
осуществляемого эффективным, дееспособным правительством, причем хотя бы над
большей частью территории и ни большинством жителей. Государственная власть
нуждается в суверенности. Лишь государственная власть обладает верховенством,
т.е. таким суверенным свойством, которое состоит в правомочии устанавливать в
обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов и
общественных организаций, наделять правами и обязанностями должностных лиц и
граждан.
Эти признаки, взятые в единстве, образуют понятие о государстве
как соединение людей под одной властью в пределах определенной территории.
2.1. Признаки государства.
1) Публичная власть;
2) Государственный суверенитет;
3) Налоги;
4) Территориальная организация населения;
5) Легитимная власть;
6) Наличие специального аппарата управления обществом;
7) Наличие государственной символики;
8) Организация жизни населения на правовых началах;
9) Государственный язык.
Функции государства - это основные направления его деятельности,
выражающие сущность и социальное назначение государственного управления
обществом.
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и
структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в
первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно
осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности. Функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы.Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.
В соответствие с классификацией функции, основывающейся на принципе
разделения властей, функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, судебные и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной (представительной), исполнительной и судебной.
Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая
характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации.
Она - эта функция - имеет свое содержание, способы и структуры, свое
обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других
ветвей власти, всего государства. В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на
внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности
государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим
государственно-организованным обществам, другим государством (внешняя функция).
Современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую
экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки
иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка,
сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем
современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)
Соц. нормы п.о.
Признак любой соц. общности, любого челов-го общ-ва яв-ся урегулированость и упорядоченность обществ. отнош-й.
урегулир-сть и порядок-кач-во соц. организма, кот. объективно требует соц. регулирования.
выделяют 2 вида соц.регулир-я: -индивидульн. и -норматив. Индив-упорядоч-е поведения людей при помощи приказов,велений, относящ-ся к конкр лицу в конкрет ситуации. (страейш.приказал Н подд-ть ночь огонь) Нормат-упорядоч-е поведения людей при помощи соц. норм, т.е. общих правил поведения, кот распр-ся на всех чл рода.
Именно соц. нормы п.о.явились прообразом будущего права. Т.о соц.нормы-правила поведения,регулир-е отнош-я м\у людьми.
Существовавшие в п.о соц нормыц называют мононормами.Першиц: «Мононорма – обязат-е правило повед-я, в кот. еще не дифференцировались различн. нормы соц. регуляции: права, нравст-сти,этикета и т.п» Мононорама это и право и обязанность одновременно! право адресовано личн-сти. Моно-ми их можно считать, потому что все правила раннего человеч-го общ-ва были едины д.всех субъектов, поскольку это общ-во было едино, оно не было дифференцир-но,не имело соц. расслоения.
Понятие «мононормы».
В первобытном обществе (родовой общине) действовали обычаи-это исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку, в результате многократного применения в течении длительного времени. Обычаи имели характер «мононорм», т.е. были одновременно и нормами организации общественной жизни и нормами первобытной морали и ритуальными обрядовыми правилами. В мононормах права и обязанности сливались воедино. Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев как табу-это непрекасаемые запреты, ритуальные действия, обряды. Соблюдение обычаев становилось прочной привычкой. Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, семейно-брачные отношения. Нарушители норм подвергались избиению, изгнанию из рода, смерти. Характерные признаки первобытных обычаев: а)они исходили от рода и выражали его волю и интересы. б)они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов следящих за соблюдением обычаев небыло. При необходимости к нарушителям применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени. в)небыло иного различия между правами и обязанностями членов родового общества: права воспринимались как обязанности, а обязанности как права.