Понятие источников трудового права
Понятие «источник трудового права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран.
В российской теории права понятие «источник права» трактуется неоднозначно. Например, еще в 1909 году Н.М. Коркунов определил это понятие как форму, в которой объективировано правило поведения - юридическая норма. При этом он категорически отрицал, что «право творится законом», то есть государственной властью[40].
С.С. Алексеев, напротив, саму эту форму характеризует как результат правотворческой деятельности государства. «Объективный в документальном виде акт правотворчества, - пишет он, - является юридическим источником соответствующих норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования»[41].
Н.Г. Александров определял источник права как вид деятельности государства по установлению социальных норм[42]. Он отождествил источники права с трудовым законодательством, нормативными актами о труде. Впоследствии эта позиция стала доминирующей в теории советского трудового права[43].
Современные теоретики в области государства и права, например, В.М. Корельский и В.Д. Перевалов, считают, «что «если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой является прежде всего власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения»[44].
Следовательно, указанные ученые под источником права признают форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. «С помощью формы право приобретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы».
В современной трактовке источника права, как указывают некоторые ученые в области общей теории права, много неясностей. Например, отсутствует четкий ответ на вопрос: является ли источник права источником юридических норм или субъективных прав и обязанностей? Относительно этого вопроса, на наш взгляд, более определенным является мнение С.С. Алексеева, который считает, что источник права - это и есть источник юридических норм[45].
В отечественной теории права наиболее распространенным является вывод о том, что понятие источника права - это синоним понятия формы права, под которой принято считать «способ выражения вовне государственной воли юридических правил поведения, способ объективирования правовых норм»[46]. Следовательно, когда мы говорим о видах источников права, то имеем в виду разновидность формы права (акты государственных органов, локальные нормативные акты и т.д.).
Таким образом, сегодня существуют разные подходы к определению источника права. При этом традиционно в теме форма права рассмотрение источников права начинается с нормативно-правового акта, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.
По мнению А.Б. Венгерова, понятие «источник права» имеет и информационное значение. Оно определяет, куда следует «посмотреть» для того, чтобы найти необходимое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т.д.[47].
В юридической литературе под источником права принято понимать как материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), так и основания юридической обязательности нормы (источник права в формальном смысле), т.е. внешняя формы выражения правовых норм. Чаще всего, употребляя термин «источник права», имеют в виду лишь юридический источник права. При этом понятие источник права нельзя отрывать от такого правотворческого процесса как проявление деятельности государства или результат деятельности органов государства по формированию права.
Для регулирования трудовых отношений характерна широкая сфера действия трудового законодательства. Содержание понятий «трудовое законодательство» и «иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права» не совпадают. Но и те, и другие являются источниками трудового права.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
1. Трудовым законодательством, состоящим из: Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
2. Иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
3. Указами Президента Российской Федерации;
4. Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
5. Нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
6. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Следовательно, источники трудового права – это результат нормотворческой деятельности органов государства, а также совместного правотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Источники трудового права различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства.