Схема «выхода на посадку»
Преимущества схемы «выхода на посадку»:
* значительно уменьшается возможность скрытой передачи огнестрельного оружия и других опасных устройств пассажирам после прохождения ими проверки/досмотра;
* присутствие персонала в пункте специального контроля требуется только в период проведения досмотра.
Недостатки схемы «выхода на посадку»:
* в связи с присущей системе «выхода на посадку» неэффективностью необходимо большое количество сотрудников службы безопасности и отдельных единиц оборудования, чтобы избежать значительных задержек рейсов;
* в период, когда пункт специального контроля не функционирует, проход через него должен быть надежно перекрыт;
* задержки в вылете воздушных судов могут негативно сказаться на распределении персонала службы безопасности и его ротации.
Схема «накопителя»
Преимущества схемы «накопителя»:
* проведение досмотра может потребовать меньшего количества персонала, и, как правило, для обработки пассажиропотока имеется больше времени;
* предоставляется возможность повысить эффективность использования персонала благодаря более широкой возможности ротации рабочих мест или функций;
* требуется меньшее количество единиц оборудования контроля для целей безопасности, такого, как детекторы металла и рентгеновские установки, что позволяет сократить капитальные затраты;
* присутствие персонала на пункте специального контроля требуется только в период проведения досмотра;
* уменьшается возможность скрытой передачи огнестрельного оружия и прочих опасных устройств другим пассажирам при условии, что до открытия помещение накопителя будет надлежащим образом осматриваться на предмет обнаружения спрятанного оружия и его стерильность будет строго обеспечиваться на протяжении всего времени использования;
* в связи с наличием большего времени легче решаются проблемы, связанные с упрощением формальностей при проверке пассажиров. Уменьшение необходимости ускорения обработки пассажиропотока для обеспечения своевременной отправки воздушного судна повышает вероятность того, что в случае обнаружения предмета, вызывающего подозрение или не поддающегося идентификации, будет принято решение провести его тщательную проверку;
* облегчается принятие ответных более эффективных мер в случае возникновения угрозы; оказание помощи со стороны полномочного органа, выполняющего полицейские функции, требует меньшего количества его сотрудников, которых в этом случае можно сконцентрировать в пунктах специального контроля.
Недостатки схемы «накопителя»:
* зона накопителя должна надежно охраняться в период, когда она не используется. Если эта зона не охраняется, то перед ее использованием она должна быть осмотрена;
* внедрение схемы «накопителя» в действующем аэровокзале может потребовать установки перегородок и запирающихся дверей на входах или постоянного блокирования пунктов доступа.
Схема «Зала ожидания»
Преимущества схемы «зала ожидания»:
* проведение досмотра может потребовать меньшего количества персонала, и, как правило, для обработки пассажиропотока имеется больше времени.
* предоставляется возможность повысить эффективность использования персонала благодаря более широкой возможности ротации рабочих мест или функций;
* требуется меньшее количество единиц оборудования контроля в целях безопасности, такого, как детекторы металла и рентгеновские установки, что позволяет сократить капитальные затраты;
* присутствие персонала на пункте специального контроля требуется только в период проведения досмотра;
* один пункт специального контроля зала ожидания может обслуживать несколько выходов на посадку, что обеспечивает более эффективное его размещение, оставляя больше пространства для оперативной обработки пассажиропотока, например, за счет установки в последовательном порядке арочных детекторов металла. Предоставляется также больше возможностей для установки кабин или выделения полузакрытых зон для проведения личного досмотра;
* при проектировании зоны досмотра можно предусмотреть возможность увеличения или уменьшения пропускной способности в зависимости от пассажиропотока с минимальными последствиями для рабочего процесса;
* нарушение расписания полетов и задержки рейсов почти не сказываются на распределении персонала зала ожидания, проводящего досмотр;
* облегчается принятие ответных более эффективных мер в случае возникновения угрозы; оказание помощи со стороны полномочного органа, выполняющего полицейские функции, требует меньшего количества его сотрудников, которых также можно сконцентрировать в пунктах специального контроля;
* в связи с наличием большего времени легче решаются проблемы, связанные с упрощением формальностей при проверке пассажиров. Уменьшение необходимости ускорения обработки пассажиропотока для обеспечения своевременной отправки воздушного судна повышает вероятность того, что в случае обнаружения предмета, вызывающего подозрение или не поддающегося идентификации, будет принято решение провести его тщательную проверку;
* при модернизации физических объектов и установке технических устройств контроля в целях безопасности, таких, как замкнутая телевизионная система, системы сигнализации и связи расходуется меньше средств, поскольку сокращается требуемое количество материалов и оборудования, уменьшается длина электропроводки и т.д.
Недостатки схемы «зала ожидания»:
* для обеспечения «стерильности» зала ожидания все входы в него должны контролироваться;
* в начале каждого рабочего дня следует проводить тщательный осмотр помещения, чтобы удостовериться в его «стерильности», и затем поддерживать ее путем закрытия входов в это помещение или их охраны в те периоды, когда оно не используется. Если зал ожидания используется непрерывно или, по крайней мере, в те периоды, когда аэровокзал открыт и доступен для публики, частые проверки проводить не обязательно;
* внедрение схемы «зала ожидания» в действующем аэровокзале может потребовать установки перегородок и запирающихся дверей на входах или закрытия на постоянной основе не имеющих важного значения пунктов доступа;
* доступ пассажиров в рестораны, и другие предприятия, работающие на основе концессий, может быть ограничен, если эти помещения не находятся в контролируемой зоне, что приведет к сокращению доходов от их деятельности;
* для обеспечения эффективности схемы «зала ожидания» потребуется также досмотр технического персонала, сотрудников предприятий-концессий и поступающих в эти предприятия товаров, персонала поставщиков, а также провожающих и членов семей пассажиров, если их присутствие в «зале ожидания» допускается.