Заход на посадку и посадка

Разработчик

Летный директор ОАО «Авиакомпания «Якутия»

Е.А. Дрючин

ВВЕДЕНИЕ.

«Инструкция по взаимодействию и технология рабо­ты экипажа самолета Ан-24» авиакомпании «Якутия», выполнена на основе типовой «Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажей самолета Ан-24» утвержденной Заместителем Министра гражданской авиации И.Ф. Васиным 15 апреля 1983 г. № 20/И.

Данная Инструкция предусматривает организацию летной работы экипажа, определяет порядок взаимодействия и технологию работы при вы­полнении предполетной подготовки в службах аэропорта и на ВС, при вы­полнении работы в полете, послеполетных работах, в сокращенном (КВС, 2П, Б/м) и полном составе летного эки­пажа из 4-х человек (КВС, 2П, Ш, Б/м).

Инструкция предусматривает распределение обязанностей между членами экипажа на различных этапах работы экипажа при выполнении полета и типовую фразеологию радиообмена.

Инструкция составлена в соответствии с требованиями РЛЭ самолета Ан-24 и других руководящих документов гражданской авиации.

Данная Инструкция является нормативным документом и выполнение предписанных ею операций для членов экипажа Ан-24 Авиакомпании «Якутия» - ОБЯЗАТЕЛЬНО.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Инструкция предусматривает организацию работы экипажа самолета Ан-24 и определяет порядок взаимодействия при выполнении полета, распределение обязанностей в процессе предполетной подготовки и послеполетной работы в зависимости от вида работ и количественного состава экипажа.

В зависимости от метеоусловий, цели полета и опыта работы пилотов существует два варианта взаимодействия членов экипажа при взлете и три варианта взаимодействия членов экипажа при заходе на посадку и выполнении ее.

Взлет

I вариант.Взлет выполняет командир ВС.

II вариант.Взлет выполняет второй пилот. *

Заход на посадку и посадка

I вариант. Заход на посадку до высоты принятия решения (ВПР) выполняет второй пилот под контролем командира ВС, посадку выполняет командир ВС. Данный вариант распределения обязанностей является основным и применяется, как правило, при заходе на посадку в сложных метеоусловиях. При этом второй пилот песет ответственность за выдерживание параметров захода на посадку и безопасных высот.

II вариант. Заход на посадку и посадку выполняет командир ВС.

III вариант. Заход на посадку и посадку выполняет второй пилот.*

*Данные варианты применяется при условии, если второй пилот допущен к тренировке с правом взлета и посадки по программе, указанной в задании па полет, а командир ВС имеет соответствующую подготовку.

Если в состав экипажа включен проверяющий, занимающий место командира, то в период предпосадочной подготовки он в зависимости от цели и задачи проверки экипажа определяет один из вариантов захода на посадку и сообщает об этом экипажу. Если проверяющий из числа командно-инструкторского состава выполняет полет в составе экипажа и занимает кресло второго пилота, он обязан выполнять функции второго пилота, одновременно оценивая технику пилотирования командира ВС и умение его руководить экипажем.

В зависимости от условий полета и вариантов взаимодействия между пилотами управление самолетом может быть активное и контролирующее.

Пилот, осуществляющий активное управление (ПАУ):

- пилотирует, воздействуя на органы управления самолета, или с помощью автопилота, обеспечивая выдерживание расчетного режима полета;

- дает команды по управлению воздушным судном;

- прослушивает радиообмен.

Пилот, осуществляющий контролирующее управление (ПКУ):

- при взлете и заходе на посадку удерживает ноги на педалях, руки на штурвале, в случае отклонения от установленных параметров до предельно допустимых значений докладывает о них и, если нет тенденций к их исправлению, воздействует на органы управления, помогая устранить эти отклонения;

- ведет радиосвязь;

- находится в постоянной готовности взять управление, как по команде, так и при внезапной потере работоспособности пилотом, осуществляющим активное управление самолетом;

- выполняет операции по эксплуатации систем самолета, контролирует их работу.

Возможность пилотирования самолета вторым пилотом решается командиром ВС перед каждым взлетом на предполетной подготовке и посадкой на предпосадочной подготовке.

Порядок передачи управления самолета устанавливается в зависимости от условий предстоящего полета, этапа прохождения летной программы и уровня профессиональной подготовленности второго пилота.

Командир ВС, приняв решение о передаче управления второму пилоту, дает команду: «Управление взять» и, при необходимости задает параметры полета (курс, высоту, скорость), продолжая при этом пилотировать самолет до получения доклада второго пилота: «Управление взял».

Второму пилоту при этом предоставляется право давать команды по управлению самолетом, режимом работы двигателей, выпуску и уборке шасси, закрылков до получения от командира ВС информации: «Управление взял».

При необходимости командир ВС может внести изменения в режим (параметры) полета или отменить команду, поданную вторым пилотом.

Независимо от того, кто пилотирует воздушное судно, решение о прекращении или продолжении взлета, а на ВПР о посадке или уходе на второй круг обязан принимать командир ВС.

Второй пилот несет ответственность за выдерживание установленных параметров полета, заданных командиром ВС, а также за безопасный исход полета при пилотировании им самолета.

Передача управления самолетом второму пилоту должна производиться, как правило, после взлета и выхода на курс следования, если взлет выполнялся по варианту I, а при заходе на посадку при варианте II - до ДПРМ. Если командир ВС взял управление самолетом на себя после пролета ДПРМ, повторная передача управления второму пилоту запрещается.

Команды на выполнение операций по карте контрольной проверки и на установление давления на шкалах барометрических высотомеров дает только командир ВС.

Если на установленных рубежах от командира ВС не поступила команда на выполнение очередной технологической операции, то члены экипажа обязаны напомнить ему об этом.

1. Если заход на посадку выполняется под шторкой, то шторка открывается по команде проверяющего (инструктора) на ВПР+30 м при полете с пассажирами, а при тренировочных полетах в аэродромных условиях - ВПР+10м.

В экипаже, состоящем из трех-четырех человек, обязанности бортрадиста или штурмана выполняют другие члены экипажа (по тексту указываются в скобках).

2. Операции по управлению системами и оборудованием самолета в соответствии с РЛЭ члены экипажа могут выполнять самостоятельно, но с обязательным докладом командиру ВС. Члены экипажа обязаны осуществлять взаимный контроль за действиями и операциями, соблюдением режима полета.

В целях исключения ошибочных действий бортмеханику рекомендуется эксплуатацию основных органов управления самолета производить левой рукой – стопкраны, закрылки; правой рукой – шасси и снятие винтов с упора.

3. Штурман на этапах взлета (до высоты круга) и посадки ниже ВПР находится на своем сиденье, пристегнув привязные ремни.

4. Чтение карты контрольной проверки осуществляет штурман или бортмеханик в зависимости от состава экипажа.

5. Командир ВС может изменить ранее намеченный порядок взаимодействия и уточнить обязанности каждого члена экипажа в соответствии со сложившейся обстановкой.

Наши рекомендации