Преобразования в области культуры и быта

§ 1. ПРОСВЕЩЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Русская культура первой четверти XVIИ в развивалась под влиянием трех взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились еще в предшествующем столетии происходило даль­нейшее обмирщение культуры, развивалось личностное начало, наконец, преодолевалась ее национальная замкнутость Но, отмечая преемственность культуры петровскою времени с куль­турой XVII в , следует подчеркнуть, что это было не плавное развитие, лишенное качественных сдвигов, а скачок, сопровож давшийся появлением многочисленных новшеств Многое из того, что появилось при Петре, возникло впервые первая печатная га зета, первый музей, первый регулярный юрод, первые специаль­ные учебные заведения, первые ассамблеи, первые отечествен ные художники-портретисты и т д В то же время многое из того, что в XVII в лишь пробивало себе путь и проявлялось в виде тенденций развития, в годы преобразований приобрело столь бурный рост и масштабность, что создавалось впечатление об отсутствии преемственности с предшествующим временем Та­ковы гражданское зодчество, переводная литература и печата­ние книг светского содержания, обмирщение храмовой архитек-тУРы, установление культурных связей с дру1ими народами

Особо следует остановиться на личностном начале Упоми­навшейся выше «Табелью о рангах» ему было придано государ­ственное значение Не родовые традиции, а личные способности открывали доступ к вершинам власти и богатству Колорит эпохе придавали не родовитые люди, косневшие в средневеко­вых представлениях о своей исключительности, а безвестные Дельцы, не имевшие знатных предков, но энергичные и сильные личности, такие, как Меншиков, Курбатов, Шафиров и др

Преобразования, охватившие все стороны жизни страны, не могли быть проведены без подъема общего культурного уров-

ня населения, в первую очередь господствующего класса. Раз­росшийся бюрократический аппарат требовал грамотных чинов­ников; армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; строительство крепостей, каналов и ма­нуфактур побуждало иметь людей, владевших техническими знаниями. Все это вызывало расширение сети учебных заведе­ний и реорганизацию системы обучения. Богословские предметы в школах уступили место математике, астрономии, геодезии, фор­тификации, инженерному делу и другим наукам. Это было каче­ственно новое явление.

Обмирщение школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой постановки образования. Наряду с учебными заведениями, открытыми в пер­вый период преобразований (Навигацкая, Артиллерийская школы — в 1701 г., Инженерная — в 1712 г., Медицинское учили­ще— в 1707 г.), сеть школ в дальнейшем пополнилась открытыми в 1714 г. цифирными школами в губерниях. Дети изучали в этих школах арифметику и начала геометрии, причем в роли препо­давателей выступали выпускники Навигацкой школы. К концу первой четверти XVIII в. по губерниям были открыты 42 цифир­ные школы с 2000 учащихся. Дети духовенства проходили обучение в 46 епархиальных школах, а дети солдат — в гарнизон­ных школах. При металлургических заводах на Урале и в Оло­нецком крае правительство организовало первые в России гор­ные школы, готовившие специалистов горнорудного дела.

Чтобы удержать командные высоты в государстве, дворян­ство должно было овладевать знаниями. Поэтому обучение дво­рянских детей стало для них своего рода повинностью. Наряду с обучением в русских школах молодых дворян для овладения на­вигационным делом отправляли за границу. По прибытии в Пе­тербург навигаторы держали экзамены, нередко в присутствии царя. Большинство дворянских недорослей, особенно из аристо­кратических фамилий, стремились уклоняться от обучения, так что в 1714 г. был издан указ, грозивший таким недорослям запрещением жениться. С другой стороны, в надежде завоевать доверие царя за границу для обучения мореходству отправля­лись немолодые дворяне. Так, известный дипломат П. А. Толстой отправился в Венецию, уже будучи женатым и имея внуков.

С расширением сети школ связано появление разнообразной учебной литературы. Учитель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов в 1701 г. выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим». В 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия Магницкого, в течение полувека служившая основным учебным пособием по математике. Учебник Магницкого давал практические советы, например, как определить глубину колод­ца, высоту стен и т. д.

Крупный вклад в развитие отечественной науки внесли геог-268

рафы. Отважные русские землепроходцы, нередко малообразо­ванные, но наблюдательные и с острым умом, производили опи­сание Сибири и открытых «новых землиц». К их числу принад­лежит устюжский крестьянин Владимир Атласов, назначенный приказчиком в Анадырский острог. На свои скромные средства Атласов в 1697—1699 гг. составил первое этнографическое и гео­графическое описание Камчатки. В 1713—1714 гг. русские земле­проходцы побывали на Курильских островах.

Однако основных успехов отечественная география достиг­ла в обследовании уже известных территорий и нанесении их на карту. Русские картографы Ф. Соймонов и К. Верден нанесли на карту Каспийское море и описали его. В 1720 г. карта была опубликована в России, подарена Петром I Парижской акаде­мии, которая избрала его своим членом. Картографы петровского времени «открыли» Аральское море, о котором западноевропей­ские ученые не имели достоверных сведений. Трудами Василия Киприянова, Алексея Зубова и Якова Брюса на карты были нанесены Балтийское и Азовское моря, бассейн Дона.

В петровское время было положено начало изучению произ­водительных сил страны. В 1720 г.правительство организовало первую в России экспедицию для изучения Сибири, перед кото­рой были поставлены исключительно научные цели. Экспедиция, руководимая Даниилом Мессершмидтом, собрала большое коли­чество естественноисторических и этнографических коллекций, характеризующих быт и религию сибирских племен, природу Сибири.

Поиски полезных ископаемых увенчались открытием залежей каменного угля в районах Подмосковья, Дона и Кузнецка и неф­ти в Поволжье. «Земляной» уголь в то время еще не умели ис­пользовать в практических целях, проводились лишь первые опы­ты применения его в качестве топлива при выварке соли, а нефть применяли лишь в медицине. Особенно успешно велось изучение горнорудных богатств Урала и Сибири. Местные кре-стьяне-«рудознатцы» открыли новые месторождения железа и меди, в Забайкалье были найдены залежи серебра. Это дало воз­можность построить новые заводы для выплавки чугуна, меди и серебра.

Бурные события современности нашли отражение в историче­ских сочинениях, написанных по заданию Петра. Среди них об­стоятельностью изложения отличается «Гистория Свейской вой­ны», опубликованная в 1770—1772 гг. под названием «Журнал, или Поденная записка Петра Великого», а также «Разсуждение 0 причинах Свейской войны». Автор «Разсуждения» крупный Дипломат Петр Шафиров дает обоснование прав России на от­воеванное у Швеции побережье Балтийского моря. Петру I при­надлежит послесловие к этой книге.

Самое крупное достижение в развитии отечественной науки состояло в открытии в 1725 г.Петербургской Академии наук.

Инициатива ее организации принадлежит Петру, при его уча­стии составлялся проект Устава Академии В отличие от западно­европейских академий, материально обеспечивавших себя изда­тельской деятельностью, устройством лотерей, Петербургская Академия наук имела твердый государственный бюджет При Академии, являвшейся научным центром страны, был создан университет для подготовки научных кадров из русских «мла­дых людей» Все это создавалось государством, стремившимся полностью контролировать развитие научной мысли Данное явле­ние характерно для политики абсолютизма

Распространению научных знаний способствовало развитие типографского дела В первой четверти XVIII в было открыто несколько новых типографий в 1705 г посадский человек Васи­лий Киприянов открыл первую частную типографию, в 1711 г на­чала работать типография в Петербурге, печатавшая материалы официальною содержания указы, манифесты, реляции Неболь­шие типографии существовали при Сенате, Александро-Невской лавре и основанной в 1715 г Морской академии Помимо учеб­ной и специальной литературы, типографии печатали календари, пользовавшиеся среди читателей большим спросом В них сооб­щались сведения о времени восхода и захода солнца, об ожи­давшихся затмениях, о погоде

С 1708 г книги гражданского содержания стали печататься но­вым шрифтом, более упрощенным и четким, чем витиеватый цер­ковнославянский шрифт, которым продолжали печататься бого­служебные книги Вместо старых буквенных вошли в употребле­ние арабские цифры

Распространению просвещения и научных знаний способство­вало расширение культурных связей с западноевропейскими странами В Голландию, Англию, Францию, Италию группами и в одиночку отправлялись русские для обучения кораблестроению и кораблевождению, живописи, архитектуре, медицине и т д В общей сложности при Петре было отправлено за границу свы­ше 1000 волонтеров Некоторые из них внесли существенный вклад в развитие культуры России

С конца 1702 г в России стала издаваться первая печат­ная газета «Ведомости» При дворе Алексея Михайловича выхо­дили в одном экземпляре рукописные «Куранты», сообщавшие заграничные известия для царя и его приближенных Петровские «Ведомости» имели более цгирокий круг читателей, они помещали информацию о ходе военных действий, о строительстве промыш­ленных предприятий, розыске полезных ископаемых, о важней­ших событиях международной жизни

Пропаганду научных знаний осуществляла также открытая в 1719 г для всеобщего обозрения Кунсткамера — первый в России естественноисторический музей В музее демонстрировались зоо­логические и минералогические коллекции, искусные изделия, а также «монстры» живые и заспиртованные уроды

§ 2 ЛИТЕРАТУРА ИСКУССТВО

Преобразования оказали существенное влияние на содержа­ние художественных произведений Все важнейшие явления эпо­хи — Азовские походы, Лесная, Полтава, измена Мазепы, тяж­кий труд, рекрутские наборы и налоговое бремя — нашли отраже ние в народных песнях, былинах и сказках

Плодами преобразований в области культуры воспользова­лись в первую очередь дворянство и купечество В их среде возникли произведения, выразительно характеризующие новые явления в литературе К ним относится «Гистория о российском матросе Василии Кариотеком и о прекрасной королевне Ираклии флорентийской земли» Сюжет повести не нов — это похождения сына, покинувшего отчий дом Если в XVII в личность, пытаю­щаяся вырваться из оков семейных традиций, терпит крах, то здесь личностное начало одерживает верх и герой повести, куда бы его ни забросила судьба, добивается успеха Сын мелкого дворянина Василий Кариотский, получив родительское благосло­вение, отправляется на модную в то время службу матросом, быстро овладевает знаниями в Кроншыдте и едет в Голландию «для наук арихмешческих и разных языков» Острый ум и зна­ния позволяют Василию добиться признания в любой обстановке Он выступал в роли и «молодца удалого» и галантного кавалера, знающего правила светского обхождения, сумевшею покорить сердце флорентийской королевы В конечном счете Василий пре­одолевает множество препятствий, становится названым братом австрийского императора, женится на королевне и живет «в вели­кой славе»

Василий Кариотский — литературный герой петровского вре­мени — символизирует эпоху, открывшую доступ людям незнатно-ю происхождения, но «острого ума» и «достойного ра!ума» к высшим должностям в государстве

В отличие от литературы XVII в , проникнутой сильным влия­нием церковной идеологии, литература петровского времени освобождалась от оков религиозного сознания Герои повестей воплощают образованность и успешную деятельность в обста­новке, порожденной преобразованиями овладевают наукой, свет­скими манерами, ведут торговлю с западноевропейскими госу дарствами Они отмечены нравственными качествами, присущими эпохе отвагой, умом, верностью долгу

Светским содержанием наполняется и 1еатральное искусство В 1702 г в Москве был открыт общедоступный публичный театр Сооруженная на Красной площади «Комедийная хоромина» вме щала несколько сот фителей Геатр, однако, не пользовался ус пехом, так как игравшие в нем немецкие актеры ставили пьесы, Далекие от русской жизни Более широкая популярность выпала на долю школьных театров при Славяно-греко латинской акаде-

мии и Хирургической школе, где разыгрывались пьесы на совре­менные темы, прославлялись победы русского оружия, пропаган­дировались преобразования.

Аналогичные процессы «обмирщения» наблюдаются и в архи­тектуре. В первой четверти XVIII в. преобладает гражданское строительство. Появляется новый тип общественных зданий — административного, промышленного и культурно-просветительно­го назначения. Таковы монументальный Арсенал в Кремле, кото­рый начали строить в 1701 г., а также здание Суконного двора. Суконный двор представлял замкнутый четырехугольник из двух­этажных зданий с фасадом, выходившим против Кремля на на­бережную Москвы-реки.

Воплощением новшества в церковной архитектуре старой сто­лицы являлась Меншикова башня, сооруженная русским зодчим И. П. Зарудным. Ее достопримечательностью являлся шпиль и привезенные из Англии часы: 50 колоколов разной величины от­бивали время через каждые четверть часа. Колокола погибли во время пожара, вспыхнувшего летом 1723 г. от удара молнии. Третью достопримечательность храма составляла его внутренняя отделка — он был украшен богатой лепниной, выполненной итальянскими мастерами.

Наиболее яркое отражение зодчество и градостроительство петровского времени нашли в Петербурге. Одновременно начатое строительство Петропавловской крепости, Гостиного двора, Бир­жи и порта символизировало будущее нового города. Трудом де­сятков тысяч людей на заболоченной либо покрытой густым ле­сом местности был воздвигнут красивейший город мира. К 1725 г. его население насчитывало около 40 тыс. человек.

В отличие от прочих городов России, застройка которых производилась стихийно, со множеством узких переулков и тупи­ков, застройка Петербурга велась по заранее разработанному плану. Дома воздвигались по прямой линии, фасады выходили на улицу, что выражало стремление преодолеть замкнутость преж­него образа жизни. Специальными указами был установлен тип зданий, размеры которых зависели от состоятельности владель­ца. Все население было разбито на «именитых», «зажиточных» и «подлых» людей. Именитые, к которым относились богатые поме­щики и купцы, обязаны были строить двухэтажные каменные здания с высокими комнатами, большими окнами и украшениями на фасаде. Летний дворец Петра мало чем отличался от типовых зданий для именитых.

Первые монументальные здания новой столицы империи свя­заны с именами архитекторов Доменико Трезини, Ивана Устино­ва, Михаила Земцова. Грандиознейшее сооружение Петербур­га — Петропавловский собор был построен по проекту Трезини. Колокольня, увенчанная золотым шпилем, превышала высоту Ивана Великого в Московском Кремле, что, по мысли Петра, должно было отражать превосходство новой столицы над ста-

рой. Замечательными памятниками архитектуры Петербурга петровского времени являются здания Двенадцати коллегий, предназначенные для центральных учреждений России, Кунстка­мера, в которой размещались библиотека и музейные коллекции, и др. Своеобразие зданию Двенадцати коллегий придавало мно­гократное повторение одного и того же планового решения, вы­раженного в равенстве размеров членений зданий. Этим под­черкивалось равенство коллегий, для которых предназначалось здание. Крупнейшим промышленным зданием новой столицы бы­ла Адмиралтейская верфь. Этот сложный комбинат включал множество предприятий, необходимых для постройки и оснастки кораблей: лесопильни, кузницы, смолокурни, канатное, прядиль­ное и парусное производства.

Петербург воплощал черты новой культуры и в отношении городского благоустройства. По указу 1714 г. каждое судно, прибывавшее в город, должно было доставлять 10—30 камней, а подвода — 3 камня. Камни использовались для устройства мос­товых. Главные улицы освещались конопляным маслом. Прояв­ляя заботу о благоустройстве и внешнем виде своего «парадиза» (рая), как называл Петр новую столицу, царь в то же время тормозил каменное строительство в прочих городах страны — указом 1714 г. было запрещено использование кирпича в каче­стве строительного материала повсюду, за исключением Петер­бурга.

Придворная знать, помимо роскошных дворцов в столице, строила пышные дворцово-парковые ансамбли в ее окрестностях. К ним относится дворец Меншикова в Ораниенбауме.

Живопись первой четверти XVIII в. представлена работами Андрея Матвеева и Ивана Никитина. Оба получили известность в качестве портретистов. Никитин тонко раскрывал внутренний мир человека, его характер. В портретах Петра I художник подчеркнул волю, ум и суровую сосредоточенность государствен­ного деятеля. В стремлении отразить черты характера человека, его переживания и личные достоинства проявлялось личностное начало в живописи. Кроме того, Никитин написал ряд баталь­ных полотен: Полтавскую и Куликовскую битвы.

Высокими художественными достоинствами отличались рабо­ты русских мастеров гравюры (братья Зубовы, И. Адольский, А. Ростовцев и др.), изображавшие виды Петербурга, батальные сцены, морские эскадры Петра I, или рисунки в книгах, на географических картах и т. п.

Наши рекомендации