Территориальное общественное самоуправление
Это относительно распространенная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, обладающая потенциальной возможностью существенного расширения этого участия. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) сочетает прямое волеизъявление граждан через собрания и конференции, решающие вопросы, входящие в компетенцию ТОС, и самоуправление через органы ТОС.
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Таким образом, ТОС объединяет жителей не всего поселения - городского или сельского, а его части. Это может быть подъезд многоквартирного жилого дома; целый многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Поскольку в городах, кроме городов федерального значения, не предусмотрено создание внутригородских муниципальных образований, роль ТОС как формы участия населения в решении вопросов местного значения имеет большое значение. Роль органов ТОС велика и в малых населенных пунктах, входящих в состав сельских поселений. Здесь нет никаких других формирований, заботящихся о нуждах селян, кроме органов ТОС.
Следует различать территориальное общественное самоуправление и другие добровольные территориальные объединения граждан, создающиеся в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" (органы территориальной общественной самодеятельности). У тех и других формирований есть общие черты - добровольность учреждения, территориальный признак, организационно-правовая форма при государственной регистрации как некоммерческой организации. Вместе с тем органы общественного территориального самоуправления и органы территориальной общественной самодеятельности - разные структуры. Органы ТОС учреждаются большинством граждан, проживающих на данной территории. А органы общественной самодеятельности могут создаваться и меньшинством населения. Деятельность органов ТОС ограничивается исключительно вопросами местного значения. А органы общественной самодеятельности могут заниматься другими, например политическими, вопросами. Общественное территориальное самоуправление, не имея свойств публичной власти, служит как бы общественно-властным "продолжением" местного самоуправления, входит в этом качестве в его систему.
Федеральный закон N 131-ФЗ сохранил общую характеристику территориального общественного самоуправления, содержащуюся в Федеральном законе N 154-ФЗ, но по-новому решил ряд вопросов, связанных с организацией ТОС и порядком его законодательного регулирования. Если Федеральный закон N 154-ФЗ ограничился общей характеристикой ТОС, установив, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации, то Федеральный закон N 131-ФЗ непосредственно закрепляет основы статуса территориального местного самоуправления, усилив тем самым федеральные правовые гарантии этой формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, и установил, что порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения для ТОС необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Законодательные акты субъектов Федерации теперь исключены из числа источников правового регулирования ТОС.
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ границы территории, на которой осуществляется общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок этой регистрации определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит, как отмечалось выше, государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
установление структуры органов ТОС;
принятие устава ТОС и внесение в него изменений и дополнений;
избрание органов ТОС;
определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления:
представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
В уставе территориального общественного самоуправления определяются:
территория, на которой оно осуществляется;
цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
порядок принятия решений;
порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
Согласно Закону дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут. При этом, будучи самостоятельными формированиями, органы ТОС могут не ограничиваться только хозяйственной деятельностью, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей населения, на чем делает акцент Закон, но и вести работу по другим направлениям, связанным с решением вопросов местного значения.
В уставах ТОС определяются разнообразные задачи, которые считаются важными для данных территорий. В уставах говорится о том, что органы территориального общественного самоуправления привлекают жителей к работам по улучшению санитарного состояния территории, строительству и ремонту спортивных и детских игровых площадок и других объектов, охране памятников истории и культуры; принимают участие в осуществлении мероприятий, направленных на бережное, экономное расходование топлива, тепловой и электрической энергии, газа, воды; содействуют органам и должностным лицам местного самоуправления в осуществлении контроля за соблюдением правил застройки населенных пунктов или их составных частей, выявляют факты самовольного строительства домов и пристроек к ним, индивидуальных гаражей, нарушения норм приусадебных земельных участков; оказывают помощь учреждениям культуры и спорта в проведении воспитательной, культурно-массовой работы среди населения, развитии народного творчества, художественной самодеятельности, физической культуры и спорта, внедрении в быт новых гражданских обрядов; участвуют в организации воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства; оказывают помощь учреждениям здравоохранения в проведении профилактических мероприятий, санитарно-просветительской работы; оказывают помощь органам пожарного надзора в осуществлении мероприятий по обеспечению противопожарного состояния жилых домов и других объектов; принимают меры по укреплению общественного порядка, соблюдению паспортного режима; проявляют заботу об инвалидах, одиноких престарелых гражданах, многодетных семьях, детях, оставшихся без родителей.
Работа органов территориального общественного самоуправления весьма разнообразна как по своему функциональному содержанию, так и по объему. Та же хозяйственная деятельность может быть различной у органов ТОС, являющихся юридическим лицом или не обладающих его правами. Будучи юридическим лицом, орган ТОС может создавать объекты коммунально-бытового назначения в соответствии с законодательством за счет собственных средств, добровольных взносов, пожертвований населения, иных юридических и физических лиц. Органы ТОС могут осуществлять функции заказчика по строительным и ремонтным работам, производимым за счет собственных средств.
Уставы муниципальных образований, устанавливая согласно Закону порядок организации и осуществления ТОС, определяют, что роль учредительного собрания ТОС может выполнять инициативная группа граждан численностью не менее трех человек. В качестве органов ТОС на собрании могут быть созданы совет или комитет ТОС и контрольно-ревизионная комиссия (ревизор). При небольшом числе жителей, проживающих на территории ТОС, вместо органов ТОС могут быть избраны уполномоченные территориального общественного самоуправления. Руководителем совета или комитета ТОС обычно является его председатель, избираемый непосредственно на собрании (конференции) из состава совета (комитета) или нанятый по контракту.
Определяя условия и порядок выделения органам ТОС средств из местного бюджета, уставы некоторых муниципальных образований (например, Савватеевского сельского муниципального образования, входящего в состав Ангарского муниципального района Свердловской области) устанавливают правило, по которому эти средства могут быть выделены только на основании заключения договора между органом ТОС и администрацией поселения. Однако отношения органов ТОС и органов местного самоуправления не исчерпываются этими договорами. Практика показывает, что территориальное общественное самоуправление жизнеспособно там, где оно находится под патронажем (исключающим администрирование) органов местного самоуправления, где муниципальные власти поддерживают позитивные инициативы ТОС и оказывают ему постоянное содействие.
Публичные слушания
Это новая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. Ранее она применялась в некоторых муниципальных образованиях "в инициативном порядке", теперь же становится обязательной, открывая новый канал влияния территориального сообщества на функционирование муниципальной власти.
Публичные слушания - это обсуждения проектов муниципальных правовых актов с участием жителей муниципальных образований с целью выяснения и учета их мнения при принятии решений органов местного самоуправления.
Большое значение имеет то, что Федеральный закон N 131-ФЗ определил перечень вопросов, проекты решений по которым должны обязательно выноситься на публичные слушания. Это: проект устава муниципального образования и проекты правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав, проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проекты планов и программ развития муниципального образования; вопросы о преобразовании муниципального образования; проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территории и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Во всех этих случаях вопрос об инициаторах проведения слушаний не возникает - они организуются в силу предписаний закона органами местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие решений по соответствующим вопросам. Без проведения слушаний по ним принимать соответствующие решения запрещено. Но слушания могут проводиться и по другим вопросам, и инициаторами их могут быть, согласно Закону, не только органы местного самоуправления, но и население.
Слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а проводимые по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должны, согласно Закону, предусматривать меры, обеспечивающие участие в слушаниях жителей муниципального образования и опубликование (обнародование) результатов слушаний. Эти требования воспроизводятся в тех правовых актах о публичных слушаниях, которые к настоящему времени приняты в ряде муниципальных образований.
Например, в Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Томске, принятом Думой города 31 января 2006 г., говорится, что решение о проведении публичных слушаний по инициативе Думы может приниматься Думой города по любым вопросам местного значения. При рассмотрении проектов муниципальных актов, внесенных в Думу в порядке правотворческой инициативы населения, Дума обязана рассмотреть вопрос о проведении публичных слушаний по проекту данного акта до его рассмотрения. В случае если мэром города Томска вносится в Думу проект решения Думы, проведение публичных слушаний по которому обязательно, мэр города Томска обязан по своей инициативе провести публичные слушания по данному вопросу до внесения проекта решения в Думу.
По инициативе населения публичные слушания могут быть назначены решением Думы города по проектам муниципальных правовых актов, по которым принято решение одного из комитетов Думы о вынесении их на рассмотрение собрания Думы либо указанных в опубликованном проекте повестки собрания Думы.
Для реализации инициативы населения по проведению публичных слушаний каждый избиратель или группа избирателей города вправе образовать инициативную группу в количестве не менее пяти человек, которая имеет право обратиться в Думу с заявлением о проведении публичных слушаний, подписанным всеми членами инициативной группы. В заявлении инициативной группы должно содержаться полное наименование акта, который выносится на рассмотрение собрания Думы. К заявлению прилагается подтверждающий образование инициативной группы протокол собрания инициативной группы.
Председатель Думы не позднее чем на следующий день после поступления заявления о регистрации инициативной группы издает распоряжение о ее регистрации, а в случае нарушения требований Положения - об отказе в регистрации инициативной группы. Члены инициативной группы в день подписания распоряжения о регистрации инициативной группы вправе получить копии этого распоряжения, которые являются документом, подтверждающим право членов инициативной группы осуществлять сбор подписей.
Сбор подписей осуществляется путем заполнения подписных листов. Затраты по сбору подписей осуществляются за счет собственных средств членов инициативной группы. Для сбора подписей предоставляется десять дней с момента регистрации инициативной группы. В случае если до истечения срока сбора подписей за проведение публичных слушаний высказалось не менее 400 избирателей, инициативная группа вправе передать собранные подписи в Думу.
Подписные листы с подписями граждан направляются в Томскую городскую муниципальную избирательную комиссию для проверки. Проверка подписей осуществляется по правилам, применяемым на выборах и референдумах.
Инициатива населения о проведении публичных слушаний рассматривается на очередном собрании Думы, на котором принимается решение о назначении публичных слушаний или об отказе в проведении публичных слушаний.
Основаниями для отказа в проведении публичных слушаний по инициативе населения могут служить: недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей, высказавшихся за проведение муниципальных слушаний; превышение установленной предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (25% от числа собранных подписей).
Не позднее чем за десять дней до проведения публичных слушаний решение Думы (правовой акт мэра города Томска) о проведении публичных слушаний подлежит официальному опубликованию. В этом решении в обязательном порядке указываются время и место проведения публичных слушаний, наименование муниципального правового акта, по которому проводятся публичные слушания, должностные лица, ответственные за организацию и проведение публичных слушаний.
Должностные лица, ответственные за организацию и проведение публичных слушаний, обязаны обеспечить заблаговременное ознакомление населения с проектом муниципального правового акта, довести до сведения населения, где и в какое время население может ознакомиться с проектом муниципального правового акта. Ознакомление населения может осуществляться путем размещения проекта акта в Интернете на сайтах Думы и администрации города Томска, предоставления возможности ознакомиться с проектом акта в помещении Думы и администрации города Томска, направления проекта муниципального правового акта в библиотеки. Допускается также ознакомление населения с проектом муниципального правового акта путем его опубликования в печатных средствах массовой информации.
Жители города Томска, желающие выступить на публичных слушаниях, обязаны не позднее 5 дней до даты проведения слушаний подать в письменном виде в Думу города Томска или администрацию города Томска соответственно заявление об участии в слушаниях. Организатор проведения публичных слушаний составляет список желающих выступить на слушаниях. До начала публичных слушаний выступающие вправе ознакомиться со всем списком выступающих.
В случае если помещение, в котором проводятся публичные слушания, не может вместить всех желающих, может быть организована трансляция слушаний по радио или телевидению.
В случае необходимости допускается проведение публичных слушаний в течение нескольких дней, а также объявление перерывов в публичных слушаниях на несколько дней. В этом случае о продолжении публичных слушаний, времени и месте их проведения председательствующий объявляет, завершая работу на публичных слушаниях, в течение текущего дня.
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более одного месяца.
На публичных слушаниях ведутся протокол и аудиозапись слушаний. Выступления в средствах массовой информации по вопросу, вынесенному на публичные слушания, опубликованные в период с момента назначения слушаний и до их завершения, в случае направления их автором в Думу или администрацию города Томска соответственно приобщаются к материалам слушаний.
Все присутствующие на публичных слушаниях во время их проведения имеют право вносить председательствующему в письменном виде свои замечания и предложения по обсуждаемому муниципальному правовому акту, письменный текст своего выступления, которые приобщаются к протоколу слушаний. Перед завершением слушаний проводится голосование их участников по вопросу о поддержке принятия муниципального правового акта. Решение участников слушаний "поддержать принятие муниципального правового акта, обсужденного на публичных слушаниях" или "не поддерживать принятие муниципального правового акта, обсужденного на публичных слушаниях" носит рекомендательный характер и учитывается при принятии данного акта. Каких-либо иных решений на публичных слушаниях не принимается.
Администрация города обязана не позднее трех дней с момента проведения публичных слушаний и получения их материалов провести анализ выступлений, поступивших предложений и замечаний и подготовить заключение о возможности и целесообразности их учета.
До рассмотрения результатов слушаний не допускается принятие проекта муниципального правового акта, по которому эти слушания проводились.
В Думе города результаты слушаний подлежат обсуждению на собрании Думы при принятии проекта решения Думы, рассмотренного на публичных слушаниях.
Этот порядок касается большинства слушаний, проводимых по проектам решений органов местного самоуправления. Его можно считать "обычным". В зависимости от характера обсуждаемого вопроса подготовка и проведение публичных слушаний могут иметь свои особенности, затрагивающие состав участников слушаний, порядок подготовки материалов слушаний и их доведения до сведения участников слушаний, сроки подготовки слушаний, оформления их итогов и т.д. Особенности процедуры подготовки и проведения публичных слушаний по некоторым вопросам фиксируются федеральными законами, и их соблюдение обязательно для органов местного самоуправления. Такая процедура предусмотрена, например, ст. 28 Градостроительного кодекса РФ.
Если "обычные" публичные слушания проводятся на всей территории муниципального образования с участием всех его жителей, то слушания по проектам генеральных планов поселений и городских округов проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. При внесении изменений в генеральные планы публичные слушания проводятся в населенных пунктах, в отношении территории которых предлагается внесение изменений в генеральные планы, а также в населенных пунктах, имеющих общую границу с указанными населенными пунктами.
При проведении таких публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть поделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации, исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения.
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Глава муниципального образования с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение о согласии с проектом Генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования или об отклонении проекта Генерального плана и о направлении его на доработку.
Если "обычные" публичные слушания проводятся за счет местного бюджета, то в некоторых случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом, расходы, связанные с организацией слушаний, несет заинтересованное физическое или юридическое лицо.
22. Правотворческая инициатива граждан