Одним из основных является восточный путь возникновения государства. Первые государства такого типа возникли сначала на Древнем Востоке, затем в Африке и Америке. Этот путь предопределен так называемым «азиатским способом» производства, суть которого состоит в следующем. Главный фактор производства здесь – земля, на которую существует коллективная собственность, субъект производства – земельная община. Родоплеменная знать присваивает себе функции управления, коллективная собственность становится государственной. Здесь не наблюдается отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е. выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории южной Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Примером может служить Древняя Греция (Афины). В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества – патрициев и плебеев.
О возникновение государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (Германия, Россия). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют прафеодализмом, а государство – прафеодальным.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова специфика социальных норм, существовавших в догосударственный период?
2. Какое название получили нормы первобытного общества? Почему?
3. Каковы основные способы образования права?
4. К представителям какой теории происхождения государства относится А.Н. Радищев?
5. Каковы причины возникновения государства?
6. Каковы пути возникновения государства?
Вопросы к семинарским занятиям
1. Понятие первобытного общества. Общественная власть догосударственного периода.
2. Социальные нормы первобытного общества.
3. Отличие правовых норм от социальных норм первобытнообщинного строя. Основные способы образования права.
4. Плюрализм взглядов на происхождение государства и права, характеристика основных теорий, новые подходы.
5. Материалистическая (классовая) теория происхождения государства и права.
6. Общие причины и закономерности возникновения государства и права.
7. Различные пути формирования (формы возникновения) государства.
8. Признаки государства, отличающие его от организации общественной власти в родовом строе.
Курсивом выделены вопросы, обсуждаемые на электронном семинаре (форуме).
| Фома Аквинский является представителем следующей теории происхождения государства | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| Кто из перечисленных авторов развивал психологическую теорию происхождения государства? | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | Петражицкий, Фредер, Тард | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | |
| Суть ирригационной теории происхождения государства состоит в том, что государство возникло | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | для обеспечения работы и охраны ирригационных систем | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | с целью получения ренты за использование ирригационными системами | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | вследствие необходимости организации строительства ирригационных систем | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | с целью захвата ирригационных систем в собственность | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| Чем право отличается от социальных норм первобытнообщинного общества? | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | Общеобязательной нормативностью, формальной определенностью | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | Институционностью, обеспеченностью государственным принуждением | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | Всем перечисленным выше, плюс различимостью прав и обязанностей | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| Правило поведения, сложившиеся вследствие фактического его применения в течение длительного времени и вошедшее в привычку, обозначается понятием… | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Какой признак не относится к правовому обычаю? | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | Имеет локальный характер действия | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | Закреплен в нормативно-правовых актах | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | Исполняется добровольно, поскольку основан на привычках | | | | | | |
| Какие способы воздействия на поведения людей закреплялись в социальных нормах первобытного общества? | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | Запреты, дозволения, позитивные обязывания | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | Способы воздействия отсутствовали, т.к. не было особого механизма принуждения, который обеспечивал бы исполнение социальных норм | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | |
В каком обществе регулируют общественные отношения «мононормы»? | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Способом регулирования общественных отношений в первобытном обществе не является | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | Наши рекомендации |