Образование Древнерусского государства. Межрегиональный открытый социальный институт
Межрегиональный открытый социальный институт
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Контенты лекций
Йошкар-Ола
Лекция 1. Происхождение и расселение славян. Образование, становление и распад Киевской Руси.
План:
Расселение, характер занятий и социальные отношения восточных славян.
Образование Древнерусского государства.
Политика первых киевских князей. Крещение Руси.
Распад Киевской Руси. Русские княжества в XII – XIII вв.
1. Расселение, характер занятий и социальные отношения восточных славян.
Вопрос о происхождении Киевской Руси интересовал многих историков и летописцев. Нестор в своей «Повести временных лет» (начало XII в.) начинал рассказ, согласно сложившимся традициям, с «сотворения мира» и расселения рода человеческого после всемирного потопа. Согласно этой библейской версии, славяне восходят к младшему сыну Ноя Иафету, который разделил землю с братьями, получив в удел северные и западные страны. Нестор пересказал предание, по которому славяне, теснимые волохами (под ними следует понимать римлян), покинули свою дунайскую прародину – римскую провинцию Норик, расположенную между верховьями Дуная и Дравы, и обосновались на новых местах.
Летописная версия о дунайском происхождении славян получила широкое распространение среди отечественных историков XIX века. С.М.Соловьев, отстаивая эту точку зрения, опирался не только на древнерусские летописи, но и на различные иностранные источники, в частности, труды Тацита о венедах (славянах), живших около Вислы. В.О.Ключевский в своем «Курсе русской истории» вносит некоторые уточнения. По его мнению, восточные славяне, прежде чем с Дуная попасть на Днепр, долго, - на протяжении пяти веков - оставались на северо-восточных склонах и в предгорьях Карпат. Затем, в VII в. н.э. восточные славяне постепенно расселились по современной Русской равнине.
Академик Б.А.Рыбаков, на основе преимущественно археологических данных, считал, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы.
Нестор называет около 15 союзов восточнославянских племен – поляне, северяне, волыняне, бужане, древляне, уличи, тиверцы, дреговичи, радимичи, вятичи, полочане, кривичи, словене.
В хозяйстве восточных славян преобладали четыре главные отрасли – земледелие, скотоводство, рыболовство и охота. Характер занятий того или иного племени зависел, главным образом, от природно-географических условий. В Поднепровье в земледелии использовался перелог: участок земли обрабатывался до истощения, затем забрасывался до появления дерна. В VII – VIII вв. у славян происходил переход к двухпольному и трехпольному севообороту. Совершенствовались орудия труда. Использовались соха, плуг, рало с полозом, борона. В северных районах получила распространение подсечно-огневая система земледелия. Выращивали в основном пшеницу, ячмень, просо и овес. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Тягловой силой в хозяйстве служили лошади и волы. В лесных районах занимались бортничеством - сбором меда диких пчел. Изобилие чистых рек и озер позволяло заниматься рыбной ловлей, богатство животного мира – охотой. Шкура ценных зверей – пушнина – высоко ценилась при торговых обменах.
В VIII – IX вв. зародился знаменитый торговый путь «из варяг в греки», - так называли его древние летописцы. Начинался он в Византии, затем через Черное море шел вверх по Днепру. Далее часть пути купцы были вынуждены перетаскивать ладьи волоком до реки Ловать. Пересекая Ильменское и Ладожское озера, путешественники достигали Невы, оттуда, наконец – Балтийского моря. Волжский торговый путь позволял вести активную торговлю со странами Востока.
Славяне жили родовыми общинами. Во главе рода были старейшины, призванные управлять и решать конфликтные вопросы. Существовала кровная месть. Важную роль в жизни племени играло народное собрание – вече. Родовая община постепенно сменялась территориальной, или соседской. Исчезало равенство членов племени, происходило имущественное и социальное расслоение. Период VIII – первой половины IX вв., предшествующий образованию государства, обычно называют военной демократией. Изменяется положение племенных вождей, - они возвышаются над своими соплеменниками, приближают к себе воинов, составляющих дружину. Складываются крупные племенные объединения – союзы племен.
Славяне были язычниками. Характер занятий славян отразился на их религиозных верованиях. Особенно почитались божества – покровители земледелия. Бог Род – один из самых почитаемых – был богом неба, земли и плодородия. Ярило считался богом пробуждающейся природы, покровителем растительного мира. Важную роль играл бог Велес (Волос) – покровитель скотоводства.
Образование Древнерусского государства.
На рубеже VIII – IX вв. у восточных славян на основе племенных и межплеменных союзов возникли предгосударственные образования – племенные княжения. Исследователи традиционно выделяют два центра государственности на Руси – Среднее Поднепровье с Киевом и северо-западные земли с Новгородом. Согласно источникам восточного происхождения, накануне образования Древнерусского государства имелось три крупных объединения славянских племен: Куяба (Киев), Славия (Новгород) и Артания (Рязань, либо Чернигов).
Предпосылки образования Древнерусского государства
· рост производительных сил
· широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа
· распад родовой общины и превращение ее в соседскую
· рост числа городов, необходимость защиты территории от внешней опасности и регулирования общественных отношений
· углубление социального расслоения среди восточных славян
· необходимость объединить политически территорию на пути «из варяг в греки»
В процессе происхождения Руси, согласно летописям, принято выделять две ключевые даты – 862 год (призвание варягов) и 882(объединение Киева и Новгорода). Легенда о призвании варяжских братьев Рюрика, Синеуса и Трувора, содержащаяся в «Повести временных лет», легла в основу сложившейся в исторической науке так называемой норманнской теории. Возникновение последней связано с исследованиями работавших в XVIII веке в России немецких ученых Байера, Миллера и Шлецера. Исходя из содержащихся в летописях рассказах о призвании на Русь варягов в качестве правителей, ученые заключали, что государство восточных славян обязано своим происхождением иноземцам. Отсюда делались выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому развитию, образованию государственности. С критикой норманнской теории выступали такие известные русские историки, как М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский, В.Г. Васильевский. В лагере норманистов были такие не менее известные исследователи, как Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев. Большинство советских ученых выступало с критикой норманнской теории. Надо заметить, что идеи норманизма, утверждения о неславянском происхождении Руси носят многоаспектный характер. Далеко не все приверженцы этой теории акцентировали внимание на якобы неспособности славян создать свое государство.