Политическая система общества: понятие, структура, функции
Понятие «система» (от греч. systema — «целое») означает совокупность взаимосвязанных элементов. Термины «система», «системный подход» широко используются в научной литературе. По- видимому, это объясняется тем, что, как правило, исследуемые объекты можно представить в виде системы, определенного множества элементов (государство, механизм государства, право, система права, правовая система). Существенно то, что системный подход способствует определению свойств изучаемого объекта как системы. В то же время выявленные свойства объекта как системы не сводятся к свойствам отдельных ее элементов, отличающихся своими особенностями.
Категория «политическая система общества» органически связана с понятием «политика». Последнее произошло от греческого слова politika, означающего «государственные дела», «искусство управления государством».
В современном представлении политика характеризуется многозначностью. В большинстве случаев утверждается: политика - сфера деятельности, связанная с отношениями междусоциальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.
В то же время под политикой понимается направление деятельности государства и его институтов, общества, политических партий, организаций, движений и даже отдельной личности по управлению различными областями общественной жизни: экономикой, Iсоциальной сферой, культурой, образованием, наукой и т. д.
Политика понимается и в другом смысле — как направление деятельности государства в той или иной области (налоговая политика, молодежная политика, политика в области борьбы с преступностью).
Категория «политическая система» стала использоваться в политологии, в теории российского государства на рубеже 60- 70-х годов XX века. Это связано прежде всего с тем, что данное понятие употреблено в Конституции СССР 1977 года. В условиях советского режима термин «политическая система» был востребован для характеристики механизма реализации существующей государственной власти в единстве с централизованной системой партийных, профсоюзных и комсомольских органов и организаций.
До этого временного фактора в отечественных учебных курсах по теории государства и права использовались другие понятия, например, «система социалистической демократии», позднее — «политическая организация общества». Соответственно принималось во внимание, что основное назначение государства состоит в организации социального управления обществом. Но в этом управлении принимают участие не только государственные органы, но и различные объединения граждан (партии, профсоюзы, общественные движения и т. д.). Такие объединения граждан также оказывают то или иное влияние на политическую жизнь общества (участие в выборах и иных политических мероприятиях). Это и объясняет смысл политической организации общества, состоящей из структуры взаимодействующих институтов и учреждений. Речь идет об институтах, механизмах, имеющих отношение к реализации политического процесса. Вместе с тем понятие «политическая организация общества» не охватывает всех аспектов, сторон, граней, всего многообразия государственно-политической жизни. Осознание сложности и многомерности политико-управленческих отношении, которые уже нельзя было свести только к деятельности государственных структур, партий, общественных объединений в сфере политики, привело к необходимости признания новых системных элементов политической жизни. В этой связи творческие усилия были направлены на разработку нового, белее емкого понятия — «политическая система», охватывающего многомерные проявления политико-государственных отношений в современном обществе. Посредством его использования можно определить не только совокупность политико-государственных элементов, но и многие иные компоненты политической действительности (нормы и правила политического процесса в стране, политические отношения, принятие и реализация политических решений и т. д.).
В учебной и научной юридической литературе нет единых взглядов на определение и структуру политической системы. По-видимому, это объясняется сложностью данного феномена, различными подходами к соотношению понятий «политическая организация» и «патетическая система». Дискуссионность вопроса в том, что многие авторы считают названные категории тождественными, совпадающими по смыслу, придерживаясь прежней позиции, утвердившейся в советский период. Другая точка зрения заключается в более широком понимании политической системы в сравнении с политической организацией общества. В этой связи признается, что понятие «политическая система» в сравнении с понятием «политическая организация» более содержательно, включает ряд специфических элементов, которые ранее относительно политической организации общества не назывались (идеологический, нормативный факторы и др.). Данная авторская позиция представляется более обоснованной и убедительной. Основное внимание при таком подходе концентрируется не только на институциональных, материальных структурных образованиях (государство, политические партии, иные общественные объединения), но и на иных значимых элементах (политическое и правовое сознание и др.), оказывающих существенное влияние на деятельность государственных и общественных институтов, граждан Российской Федерации. К тому же этот подход отражает определенные связи и отношения институционных образований как между собой, так и с другими социальными формированиями, т. е. подчеркивает их системные характеристики.
Вместе с тем в публикациях по этой проблеме признается: политическая организация — наиболее значимый элемент политический системы. Действительно, именно посредством политической организации осуществляется определение и реализация основных целей и задач общества. Примечательно признание того, что политическая организация — это, образно говоря, статическая часть политической системы, ее «каркас», наиболее отчетливо выражающий внешнее проявление этой системы.
К основным структурным частям (звеньям) российской политической организации относятся:
1) государство — политическая организация, охватывающая такие ключевые элементы, как население (народ), территория и власть. Это объясняет, что государство организация, решающая основные задачи по управлению делами общества;
2) партии, общественные движения, иные организации, выражающие и реализующие интересы определенных групп, социальных общностей, играющие роль посредников между обществом и органами государственной власти, что наиболее отчетливо проявляется в период избирательных кампаний;
3) органы местного самоуправления, взаимодействующие с региональными и иными органами государственной власти во многих политико-правовых сферах.
В юридической и политической литературе в числе элементов политической организации общества также называются политические лидеры, политические элиты, группы давления, группы интересов и иные политические структуры. К рассматриваемому ряду можно отнести и деятельность отдельных граждан, выступающих с политическими целями, проявляющих соответствующую политико-правовую активность.
Существенно то, что институциональными элементами политической организации и, соответственно, политической системы российского общества являются легальные, не запрещенные законом организации. Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой политическая организация общества может состоять не только из разрешенных и признаваемых государством организаций и объединений; в ней могут находиться запрещенные ассоциации экстремистского толка, иные партии, движения, деятельность которых государство находит опасной для себя и охраняемых им интересе определенного социального слоя, класса либо общества в Челом. В качестве дополнительной аргументации к этому выводу приводится следующее суждение: в современных условиях на поли-ическую жизнь страны, деятельность государственных органов и должностных лиц серьезное влияние могут оказать преступные сообщества, занимающиеся торговлей наркотиками, рэкетом, хищениями и совершающие другие преступления. Располагая значительным состоянием, такие сообщества подкупают государственных чиновников, проводят своих представителей в законодательные органы, органы исполнительтной власти. Соответственно признается, что преступные сообщества могут входить в политическую систему России в качестве самостоятельного ее компонента.
Как оценивать подобные ситуации? Можно ли рассматривать преступные сообщества субъектами политических, экономических и иных отношений и, соответственно, субъектами политической организации российского общества?
В научной литературе преобладает следующее мнение: преступные сообщества и их лидеров, несмотря на возможность оказывать воздействие на отдельные политические, организационные отношения, нельзя относить к субъектам политической организации как существенному элементу российской политической системы.
Главное здесь в том, что мафиозные лидеры, преступные организации не участвуют в решении политических проблем, а напротив, осложняют их. К тому же в политическую организацию современного российского общества входят не все и не всякие формирования, оказывающие влияние на политическую жизнь. Любые структуры, осуществляющие политические функции, так же как и государство, партии, общественно-политические движения, должны быть определенным образом юридически признаны (легитимны), т. е. получить официальный правовой статус, должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законом. Такой порядок обязателен для средств массовой информации, партий и др. Значит, криминальные, иные теневые, мафиозные преступные группы не входят в политическую организацию и, соответственно, в политическую систему общества в силу названного и иных обстоятельств.
Здесь следует отметить и то, что основная функция российской политической системы состоит в ее организующем позитивном воздействии на политические и иные сферы общества. В ее рамках вырабатываются на научной основе цеди, задачи, пути их достижения, решения.
к С этой точки зрения теневые, мафиозные организационные К преступные группы, несмотря на возможное влияние на политическую жизнь, находятся за пределами российской политической системы, «не вписываются» в ее структуру.
Политическая система российского общества, как более объемное понятие в сравнении с политической организацией, как бы сводит воедино политические институты (государство, партии и яр.)] отношения между ними, нормы, на основании которых действуют политические организации, иные существенные факторы (политическое и правовое сознание, соответствующие формы культуры и др.).
В научной литературе имеют место многие содержательные определения политической системы общества. Вместе с тем т свойственна общая стержневая идея, подчеркивающая, что политическая система — это упорядоченное множество элементов политической жизни, взаимодействующих между собой и образующие целостное единство1.
С этой точки зрения политическая система российского общества — совокупность институтов государственно-организованного общества, осуществляющие: политические функции на основе идейных уста -новок, принципов, политических и правовых норм, соответствующе форм сознания и культуры с целью совершенствования отношений госу дарственной власти, личности, общественных объединений.
Значительный интерес в рассматриваемом плане представляет вывод о том, что политическая система общества включает гаки стороны, как:
-институциональная (государство, политические партии социально-экономические и другие организации, образующие совокупности политическую организацию общества);
-регулятивная (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т. д.);
-функциональная (методы политической деятельности, составляющей основу политического режима);
идеологическая (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология).
Неоспорим тот факт, что политическая система как социально- политическая категория приемлема для общества с развитой демократией, поскольку является механизмом осуществления демократической власти. С учетом данного качества политической системы едва ли уместно применять это понятие к архаическим обществам, странам восточной деспотии, абсолютно-монархическим регионам, теократическим государствам, где публичная политическая жизнь не характеризуется политической направленностью, находится в неразвитом состоянии1.
По-видимому, сказанное выше может служить предпосылкой для общей характеристики политической системы современной России, ее существенных элементов, их назначения, функций.