Среда делится на внутреннею и внешнюю
Мастер - класс
Тема. Проектируем организацию
Субачев А.А. к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга
Вопрос 1: Что такое организация?
Организация — это одно из самых древних общественных образований на Земле. Так, по сведениям археологов, при раскопках древнего Шумера (существовавшего ок. 3 тыс. лет до н.э.) были найдены глиняные таблички, на которых записаны сведения о коммерческой деятельности организованных групп людей.
Организация– это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
Она также представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.
Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой.
Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения. Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия.
Основными признаками организации является:
1. Наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены, является главным признаком организации.
2. Обособленность организации, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения.
3. Соблюдение принципа саморегулирования, который предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по-своему, с учетом конкретных обстоятельств, реализовывать внешние команды.
4. Наличие внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство.
5.Организационная культура, представляющая собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей.
6. Наличие внутренней среды организации – совокупность форм и процессов, придающих последней конкретное, присущее только ей лицо.
Общие черты для всех организаций
Наличие хотя бы одного человека
Наличие хотя бы одной цели направленной на удовлетворение потребностей ли интересов человека и общества
Поулчение прибавочного продукта в различных формах
Приба́вочный проду́кт — это часть общественного продукта, создаваемая непосредственными производителями сверх необходимого продукта.
Основные ресурсы организации
Здания и оборудование
Потенциал работников
Технология
Материалы
Информация
Основные элементы организации
Кадровый потенциал
Технический потенциал
Научный потенциал
Микроклимат в коллективе
Производительность
Заинтересованность
Отношение к внешней среде
Заинтересованность
9. Имидж
Значения представленных элементов определяют потенциал организации, ее способность к деятельности.
Каждая организация имеет свое предназначение - миссию,во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия — понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:
1) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;
2) создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;
3) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;
4) вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).
Вопрос 2: В какой среде существует организация ?
Организация существует в определённой среде.
Среда– это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность фирмы.
Среда делится на внутреннею и внешнюю
Внешняя среда- факторы, которые находятся вне организации и влияют на результаты её деятельности. Внешняя среда делится на два блока: среда косвенного воздействия и среда прямого воздействия
Среда прямого воздействия - факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. | Среда косвенного воздействия. Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации: |
Факторы среды: | |
1.Поставщики 2.Потребители (клиенты). 3. Конкуренты. 4. Законы и государственные органы. 5.Профсоюзы | 1. Состояние экономики 2. Политика 3. НТП 4. Социальные факторы 5. Международные события |
Внутренние переменные – это части самой организации, ситуационные факторы внутри нее, это состав и взаимосвязи сложной системы организации.
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
1) Цель – конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа. Цель определяет направление движения. У организации могут быть разные цели, но независимо от вида фирмы её главными общими целями будут направленные на выживание, прибыль, перспективы. Цели: стратегические, тактические, «сиюминутные». Цели подразделений координируются менеджерами в рамках общей цели.
2) Задача – предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность включает ряд задач.
3) Структура– логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных подразделений, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации (образование структуры результат вертикального и горизонтального разделения труда). Важным понятием является сфера контроля – это число лиц, непосредственно подчинённых одному руководителю. Она может быть широкой (руководитель контролирует большое количество подчинённых) и узкой (каждому руководителю подчиняется немного людей). Сфера контроля определяет тип организационной структуры: широкая сфера контроля – даёт плоскую структуру управления (с небольшим количеством уровней управления); узкая сфера контроля – многоуровневую (или высокую) структуру. Какая сфера контроля и структура – зависит от специфики организации, её целей и решаемых её проблем.
4)Технология – сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления преобразований в материалах, информации и людях. Технология – это средство преобразования сырья (будь то люди, информация или физические материалы) в искомые продукты и услуги.
5) Люди (персонал) – по важности на первом месте. Цели организации достигаются через труд людей. Для успешного руководства надо знать, чем определяется поведение отдельных людей и в группах.