Структура казахского общества
Валерий СУХОВЕРОВ,
Смагул МУНТАЕВ.
Многонациональный
Волгоград
КАЗАХИ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
(краткий историко –этнографический очерк)
ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ
В ИСТОРИИ ПОВОЛЖЬЯ
(краткий историко –этнографический очерк)
Волгоград 2008
ББК 63.3 (0)
С 914
М 130
Валерий Михайлович Суховеров,
Смагул Курманович Мунтаев,
КАЗАХИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
многонациональный Волгоград -
ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ В ИСТОРИИ ПОВОЛЖЬЯ
(Краткий историко –этнографический очерк)
Волгоград, 2008 г. стр с илл.
ISBN 5 – 88234 – 383 –10
Редактор
Обложка, титульный лист
Форзац
Технический редактор В. Прибавченков
Корректор
Подписано в печать 00 00 000 г. Формат 60х 84 1\16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл печ л. Тираж 0000 экз.
Заказ №
Отпечатано в
ISBN 5 – 88234 – 383 –10
С В.М. Суховеров, С.К. Мунтаев. 2008
Содержание
Часть 1
1.Введение. Предисловие………………………………………
ИСТОРИЯ
Казахи - кто они ?……………………………………………….
Букеевская Орда ……………………………………………….
ЭТНОГРАФИЯ
3.1 Структура казахского общества………………………….
* Жузы и Роды……. * Слово «казах»………
Традиционная культура и основные занятия казахов
* Жилище……. * Одежда…….. *Посуда……. *Питание……..
*Животноводство………. *Религиозные традиции………
* Женщина в казахском обществе………
* Игры и состязания…….. * Поэзия идр творчество……
* Гостеприимство ……
ПРИЛОЖЕНИЕ
Часть 2 (- В.С)
1.Казахи на службе Царицына, Сталинграда, Волгограда……….
2. ВРОО «Казахстан»…………………………………………….
Часть 3 (- В. С)
ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ В ИСТОРИИ ПОВОЛЖЬЯ
1. ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАН ПОВОЛЖЬЯ………
2. НАРОДЫ, ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ……………
КУЛЬТУРА, ПРАЗДНИЧНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ
ДАТЫ, ФОРМЫ ИСЛАМА………………………….
4. НАШИ МУСУЛЬМАНЕ ( КТО ЕСТЬ КТО ?)…..
5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ…………….
ПРИЛОЖЕНИЕ
Часть 1
ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДИСЛОВИЕ
…………..
ИСТОРИЯ
Казахи – кто они ?
Этническая история казахов крайне сложна, но тем не менее, можно утверждать, что в 15 –16 веках н.э. завершился многовековый процесс формирования казахской народности (1).
Этническую основу казахов составили, как и многих тюркских народов, разноязычные в прошлом племена и народы от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, Кипчаков (2).
«Казахский народ сформировался из кипчакских племен, составлявших часть населения Золотой Орды» (3).
Очень интересно об этом сказано в «Этнографическом словаре» еженедельника «Союз» 1989г. Информацию в кайне сжатом виде подготовили д.и.н. М.Н. Губогло, д.и.н. Ю. Б. Симченко …
КАЗАХИ…
… Самоназвание Казах. Так же этот народ называют и все соседние народы. Раньше казахов называли «киргиз –кайсаками», «киркиз –казаками». В 1989 году в пределах ССССР жило более 8 млн казахов.
Казахский язык относится к северо –западной или кыпчакской , группе тюркских языков, где он образует вместе с языками каракалпаков, ногайцев – кыпчакско –ногайскую подгруппу.
Казахи относятся к автоохтонному(аборигенному) населению.
Исследователи считают, что их далёкими предками были местные племена эпохи бронзы. В 3 –2 в.в. до н. э на территории южного Казахстана образовался племенной союз, существовавший до 6 в н. э.
В это же время западную часть Казахстана населяли савроматы, а вначале нашей эры – аланы. Остатки этих племен существовали м позже, когда из саков и усуней начал формироваться казахский народ. В процессе образования казахского этноса приняли участие и гунны и их соседи.
В 6 –8 в.в. большая часть предков казахов находилась под властью Тюркского каганата, который позднее сменились на Тюргешский и Карлукский каганаты. В 9 –10 в.в. племена казахов входили в Огузский союз. В конце 10 века под властью династии Караханидов. В 12 веке в формировании казахов приняли участие кидани – тунгусо –маньчжуры.
Большое влияние на этнический процессказахов оказал Тимучин.
В 13 веке вся территория Казахстана вошла в состав Золотой Орды и его население ассимилировалось с кыпчаками. После покорения Тимуром З. Орды она распалась на несколько самостоятельных ханств Ногайское и Узбекское. Пошло объединение тюркских племен и лишь в 16 веке образовалось самостоятельное Казахское ханство в котором сформировались три казахских жуза: Старшего, Среднего, Младшего.
В 18 веке начинаются контакты с представителями Российского государства. Русскими были выстроены Омская, Семиплатинская, Железинская крепости и создана Иртышская военная линия.
В 1730 году в российское подданство запросился Младший жуз( там русскими был заложен Оренбург 1735 г). В 1740 году российское подданство принял Средний жуз. Старший жуз в это время находился под властью ташкентских беков и Кокандской властью, что усилило отток в Россию казахского населения.
В 40 –е годы 19 века началось присоединение к России Южного Казахстана, где основан форт Верный (Алматы), а в 60 годы 19 века введено российское управление.
В середине 13 века Батый , сын Джучи – старшего сына Чингисхана, владел огромной территорией Евразии, получившей название Улуг Улус
( Великий Улус). Это государство получило название в источниках Ак (белая) Орда, а в русских летописях – Золотая Орда.
В середине 15 века ускорился процесс распада Улуг Улуса и на развалинах монгольской империи появилось множество новых самостоятельных ханств - государств.
Джучиды Джаныбек и Гирей (1465г) провозгласили создание Казахского ханства (4). – первого в истории самомстоятельного ханства , имя которому дали собственно казахи.
Высшего рассвета Казахское ханство достигло в первой четверти 16 в. Особенно при сыне Джаныбек –хана – Касыме (1512 –1521г.г.). Этот незаурядный молодой человек, объединил под своей властью большинство казахских родов, и на базе этой кочевой конфедерации казахи консолидировались в народ.
В 1520 –1530 г.г. этноним «казах» получил распространение среди степных племен (5). Число подданных хана Касыма, по словам его современника Мухаммед – Хейдера ( труд «Тарихи – Рашиди»), достигала миллиона (6). В этот же период установились связи на уровне посольств с Московской Русью.
После смерти Касым – хана, среди казахских султанов началась междоусобная борьба за власть, в результате этого Казахское ханство распалось на отдельные кочевые племенные объединения.
Сыну Касым –хана Хак –Назару (1538 –1580 г.г.). удалось преодолеть разруху и смуту, объединив распавшееся Казахское ханство в других границах.
17 –18 века – тяжкие времена для казахов! Степь раздирают феодальные распри, Казахское ханство снова рападается на отдельные части. В начале 17 века начинаются нападения калмыков (ойратов) на казахские земли. Экспансия калмыков усиливается с образованием Джунгарского ханства, объединившего всех ойратов.
В этот же период все казахские земли были разделены между тремя крупными племенными конфедерациями - жузами (Старшим, Средним, Младшим)(7). Сами жузы появились немного раньше (8).
Набеги Джунгар особенно усилились в начале 18 века, особенно в 1710 –11, 1713,1718 г.г. Тяжелейшее поражение казахи потерпели в 1723 году – в год «Великого Бедствия». Казахи вынуждены были покинуть свои родные места и бежать в другие государственные образования.
Эти события известны среди казахов как «Ак табан шубырынды, алки кол сулама» - (брели пока не забелели подошвы , обессилев, лежали вокруг озера) (9).
Казахские племена стали искать защиты у северного соседа – Российской империи. Первым подданство России принял хан Абулхаир (1731г.) В 1740 г России присягнули ряд старшин Среднего жуза и султанов. В 1819 –24 г.г. в подданство России перешло большая часть родов Старшего жуза.
В начале 19 в. Младший жуз разделился и часть казахов под руководством хана Букея пришли на земли Астраханской губернии. Эту «отколовшуюся» группу и стали называть Букеевской ордой.
С 19 века упразднена власть казахских ханов. Территории жузов были разделены на множество административных единиц, введена российская юрисдикция.
Подобные масштабные изменения привели к массовым волнениям среди казахского населения. Самым крупным из которых было в 1837 –1847 г.г. под предводительством Кенесары Касымова.
Российская администрация продолжила свою губительную политику в отношении кочевников. Было введено новое налогообложение, самовольное присвоение казахских земель императорской администрацией.
Все эти и другие факторы привели в конечном итоге к ускорению процесса оседлости кочевников.
20 век оказал на казахов громадное влияние, стал самым насыщенным и самым плодотворным во всех сферах жизнедеятельности! Так, 26 августа 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР принят Декрет «Об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной Социалистической Республики» в составе РСФСР со столицей г. Оренбург. В 1925 году столица была перенесена в Кзыл –Орду, а с 1929 года в Алма –Ату, далее – в Астану
Коллективизация (1932- 33г.г.) и произвол Советского чиновничества в лице Ф.И. Голощекина, так же внесли много нового и часть казахов оказалась за пределами своей родины в других Республиках и городах Союза.
В 1936 г Казахская АСССР преобразована в Союзную Республику.
1 декабря 1991 года в Союзной Республике избран Президент Н.А. Назарбаев, а 16 декабря 1991 года Казахстан стал независимым государством в составе СНГ.
БУКЕЕВСКАЯ ОРДА
Букеевская (Внутренняя) Орда - уникальное казахское государственное образование. Названа так в честь султана Букея (1745 –1815 г.г.), который получил разрешение…** по указу Петра 1 (11 марта 1801 г).
…Казахи Волгоградской области являются прямыми потомками Букеевской (Внутренней) Орды, образованной по Указу Императора Павла 1. Именно тогда часть казахов Младшего жуза под руководством султана Букея , а именно, казахи родовых объедимнений байулы, жетыру и часть родов объединения алимулы перешли реку Урал и расселились в междуречье Волги.
К середине 19 века численность 16 родовых групп казахов Внутренней Орды составила : адай – 7515 чел, алаша 11150 чел, байбакты 16025 , бериш 26785. Жаппас – 4520, есентемир 2330, исык 3345, кызылкурт –4125, кете – 2055, маскар –1805, ногай – 5465, жетыру – 6175, тазлар – 555. Тана – 6405, тюленгут – 2460. Шеркеш – 13 795.( 55, 56)
Букеевская Орда в 19 веке разделилась на 5 частей и 2 округа: Калмыцкая, Торгунская, Таловская, Камыш –Самарская, Нарынская, 1 и 2 Приморские округа. Части делились на старшинства, старшинства на аулы! (57).
В годы Советской власти (1921 г). – образована Букеевская губерния с четырьмя уездами: Урдинским, Денгизовским. Жангалинским, Таловским.
В 1924 году Букеевская Орда – ликвидирована, а её территория на правах уезда вошла в состав Уральской губернии. Часть территории вошла в состав Астраханской губернии, которая была 8 лет ( 1928 –34 г.г.) в составе Нижне –Волжского края.
Сейчас в В.о проживают представители следующих родов (ру): каракесек, жаппас, байбакты, бериш, шеркеш, тана, тама, кердери, кызыл –курт, тюленгут и некоторые другие.
Время неумолимо бежит вперед и вносит свои коррективы Родоплеменное сознание сегодня фактически утрачивает силу! Сегодняшняя казахская молодежь вообще практически не имеет представления о том что такое жуз, название своего родового жуза, лишь единицы имеют представление о «жеты ата» – до седьмого колена.
Все члены ру и сегодня считаются родственниками, хотя между ними нет никакой связи. Более того, исчезло понятие - старшинства рода.
Большие изменения коснулись и социальной стороны жизни. Сельская безработица, мизерная зарплата, закрытие и даже полное отсутствие очага культуры вынуждает казахское население области переселяться в города с развитой инфраструктурой Волгоград, Волжский, Саратов, Уральск.
Городские казахи пока немногочисленны, но они намного мобильнее в обустройстве своей жизни и постепенно забывают множество традиционных устоев, родной язык теперь используется в семейном быту, но вместе с тем у всех сохранятется национальное самосознание, которое «всколыхнулось» с новой силой в 90-е годы 20 века.
Появились инициаторы возрождения национальных казахских традиции, появились казахские общественные организации, клубы, факультативные классы по изучению казахского языка, истории, культуры. В 1998 году впервые за много лет начал отмечаться Навруз (Новый год), в место Курсе айт, который проходил 1марта.
****
Губайдулла Жангиров – сын хана Жангира:
… служил в войсках Северо –восточного округа. В 1871 г назначен флигель –адъютантом. В 1877 –88 г.г. Губайдуллу Жангирова направляют в действующую армию . Здесь он проявляет себя храбрым военачальником. За личный героизм в рядах русской императорской армии он был удостоен нескольких высших наград: Георгиевских крестов.Его имя было выгравирвано на стене Георгиевского зала Кремлевского дворца.
В 1888 году Жангиров получает звание генерал – лейтенанта, а в возрасте 54 лет – генерала от инфантерии (генерала армии – В.С.).
Жангиров – муж Марины Гавриловны Савиной – актрисы Александрийского театра Петербурга, возглавлявшей Совет Русского театрального общества. Эта великолепная семья входила в высший свет русского обществ. Наиболее тесно поддерживала отношения с Натальей Николаевной Пушкиной -Ланской .Сам лично Жангиров был одним из инициаторов памятника А.С. Пушкину, собрав более 1000 рублей от букеевцев.
Губайдулла Жангиров был великолепным просветителем казахской молодежи, крупнейший инициатор просвещения в степных районах. Благодаря его связям в Москве и Петербурге, казахская молодежь осваивала естествознание в лучших университетах России.
Кроме этого, Жангиров принимал самое активное участие в организации и создании основ Государственной Думы в качестве эксперта. По его личному настоянию казахи – коренное население и русское население – казачество - уравнены в правах!
Сын хана Жангира – был одним из образованнейших людей того времени, говорил на нескольких языках, любил поэзию, музыку… коварный недуг – туберкулез его настиг в 1909 г в Ялте, где он и умер.
3. ЭТНОГРАФИЯ
Структура казахского общества
* Жузы и Роды
История народа – целая система, совокупность этнических, социальных, экономических, культурных, религиозных, политических, военных и других процессов. У казахов есть своя совокупность, которая называется «шежире» ( араб – «дерево»). Родословная , генеологическое древо казахов, сложенная из семейных преданий, легенд, сказок, песен, подлинных исторических событий… разных родов и племен.
О жузах и родах казахов существует довольно обширная литература, но самые ранние упоминания о них относятся к концу 18 века (91). По мнению Ч. Валиханова, деление казахов можно отнести к так называемому «смутному времени» – периоду распада З. Орды.
К этой точке зрения близки теории и других историков и этнографов В.В. Бартольда, С. Асфенидарова и некоторых других.
Казахи Младшего жуза традиционно занимали территорию Западного Казахстана. Общее название казахов этого жуза Алшин (Алчин) – 3 крупных родоплеменных объединения – Алимулы, Байулы, Жетыру
И.И. Крафт описывает в своем труде происхождение Малой Орды.
«Сын Алач –хана Алчин стал во главе младшей сотни (кши тюз) или Малой Орды . Старший сын Алим дал начало аллмулинскому поколению , которое издавна считается старшим поколением и его роды – старшими родами в Орде. Второй сын – Кадыр Ходжа имел 12 сыновей и был прозван Байулла и дал поколению в 12 родов. Младший сын Алчина –Кадыр имел 7 сыновей из которых образовалось поколение жетыру» (100).
На рубеже 19 –20 веков примерная численность казахов алимуллы составляла около 350 тысяч чел, в т.ч шекты –80 т, шомекей более 100 тыс, торткара 60 тыс, кете –60т, каракесак –25, карасакал 15 т.ч. ( данные Н.Э. Масанова).
Самым крупным племенным объединением Младшего жуза были байулы, делившиеся на племена : Жаппас, адай, алаша, байбакты, маскар, бериш, тазлар, есентемир, шеркеш, тана, кызылкурт, шихлар, алтын, исык.. Всего около 550 тысяч человек!
Родовое деление казахов или их принадлежность к различным жузам - это не признак отчуждения или враждебности. Разделение имело экономичесую основу - владение землёй, пстбищами, скотом…
Кроме этого, независимо от принадлежности к родам и жузам, каждый казах чувствовал себя частью одного народа! Подобные чувства имели место в годы различных потрясений, бедствий, войн…
Каждый казахский род имел свой собственный уран – особый символ этнической принадлежности, боевой клич. Оглашавший начало сопротивления противнику., которым мог быть даже сват, друг… Обычно состоявший из одного имени предка .
Каждый казахский род имел - тамгу (метку), которая наносилась на скот и очень часто использовалась как подпись в документах. (105).
Ещё одна особенность социального устройства казахского общества - это принцитп старшинства родов. «Старшими» были в Старшем жузе – дулат, джалаир, в Среднем – аргын, в Младшем - алимуллы. Старшинство играло большую роль при разделе добычи, подаче пищи, в тостах.
Историк И. Савин в своих трудах отмечает « в кочевом казахском обществе, принадлежность к определеному «роду» давало чувство защищенности» (107), (108).
* * *
Каждый казах воспитается так, что обязан знать все 7 колен своего рода (жеты ата).Об этом свидетельствуют даже пословицы сложенные много веков назад : «Жети атасын бильмеген жетесиз, жети атасын белген ул, жети журттын камын жер»(85).
О роли шежире говорил выдающийся историк и этнограф Л.Н. Гумилёв: « не похоже на нас , кочевники воспринимали и историю. Она представлялась им в виде развернутой генеалогии рода. Эталоном было не событие или институт, а мертвый предок. Для европейца такой счет поколений кажется бессмысленным , но ведь он тоже отражает течение времени , как и любая принятая в науке система отчета» (87).
Попытки казахской историографической литературы воссоздать этническую историю образования казахского народа опираются на мифологическое мышление своих предков и историческое осмысление семейной и родовой традиции.
Шежире – это продукт устного народного творчества, представляют большую историческую ценность потому, что в них казахи рассказывают сами о себе, своем соамосознании, ощущая себя единым народом.
У каждого казаха есть три типа родственных связей уш журт( от журт – родственники отца), начаши журты ( родственники матри –дяди, тети и т.д), кайын журт ( общие родственники мужа, жены). (73)
Счёт кровного родства у казахов велся и сейчас ведется только по мужской линии. Это объясняется, прежде всего, тем, что из- за жесточайшей конкуренции между номадами за пастбища и водные рессурсы, вся информация о них передавалась поколениями только по мужской линии. Оно и понятно, раз выпас скота -это основа жизнедеятельности кочевников, был занятием исключительно мужским, то и все необходимые знания аккомулировались старшим в роде и передавались преемнику – мужчине (74). Это нашло отражение в устном народном творчестве - « Кто не слушает отца, не долго проживет благополучно» (75).
Отцовский очаг – улкен уй (большой дом) для всех сыновей считался священным и сыновья обязаны были заниматься хозяйством. Младший сын( кендже) не образовывал своего хозяйства , а оставался наследником отцовского очага (кара шанрак)(76).
Внуком (немере), считался ребенок, родившийся от сына. Тот, кто рождался от дочери не считался внуком и именовался жиен ( племянник), а его ребенка именовали жиеншар ( отпрыском жиена).
Дочерей можно было отдавать в жены только другим родам и их дети не считались прямыми потомками рода. Жиены имели право на долю наследства нагаши – отца матери. И только с середины 20 века стали именовать детей дочери – внуками.
Ребенка, родившегося от немера именовали – шебере (правнук), правнука – шопшек ( маленький, крохотный). По нискодящей линии до 7 поколения по линии отца сответствует термин – немене( букв., «что такое», непонятный), по линии матери - туажат (чужой).
Для восьмого поколеия для нисходящей линии у казахов нет терминов родства!
Термины родства:
Ата – дед ребенка по отцу
Аке– отец
Би ага – аксакал
Куда – сват, отец жены
Карсы куда – дважды сват (когда члены семьи мужа вступают в брак с родственниками жены).
Жанама куда – друг саввта со стороны жениха
Нагашы – дядя по материнской линии
Ага – старший брат
Ини – младший брат
Бажа -- муж сестры жены
Жиен - внук пом атеринской линии
Жезде - муж старшей сестры
Кайнага - старший брат мужа
Кайны -- младший брат мужа
Куда бала – брат жены для родственников мужа
Кью бала - зять для родственников жены
Аже – бабушка по отцовской линии
Апа – мать ( говорили раньше)
Абысин – жена старшего брата для жены младшего брата
Женеше, женге – жена старшего брата , старших родственников по отношению к младшим
Ене- свекровь
Келин – сноха
Теркин журт – кровные родственники жены для нее самой
Кайынсинили - младшая сестра для мужа жены
Тите, апа, коке – старшая сестра для мужа
Кудари – сватья
Карсы куда – « встреченный сват»( каждый из сватьёв отдавал свою дочь замуж за сына друга
Синли – младшая сестра жены
Карындас – младшая сестра мужа
Кендже бала - самый младший сын в семье (женится последним и наследует всё отцовское имущество, после отделения старших сыновей).
Кудаша – сестра жены для родственников мужа
Кайынбике – старшая сестра жены
Боле – племянники, дв. сестры и братья
Балдыз – мл брат и сестра жены для мужа
Кроме этого, у казахов довольно широко распространена практика – фиктивного родства! Это вид ритуальных дружеских уз, которые переросли в родство и имеют обязательный характер.
Довольно часто встречается тамыр (80) - традиция побратимства. Дружба между людьми разного возраста и положения. Дружащие лица свою дружбу иногда подкрепляли клятвой, целуя кинжал, произнося «Пусть отныне нас разлучит только смерть».
В трудную минуту друзья всегда находились рядом, оказывали необходимую помощь, вместе скорбили, разделяли различные трудности…В настоящее время тамыр исчез.
Очень интересен и другой вид «нерушимой дружбы» по –казахски. Это связь между « киндик шеше»( крестной матерью)и ребенком. Их отношения начинаются с перезания пуповины малышу и продолжается всю жизнь. Крестной матери в течение многих лет дарятся подарки в знак любви и уважения.
Часто встречается традиция передачи детей в семью родителей мужа или старшего брата – «асы – ранды бала», «колбала» . Считается, что от этого дом не стареет. Ребенок передается, так же, брату если тот бездетен. И самое интересное ещё то, что казахов не особенно волнует отрицательное отношение ислама к усыновленным детям.
* Слово «казах»
Народная этимология термина «казах» возможно неверна и была связана с корнями «каз» –гусь и «ах» – белый ( белый гусь) – тотем и покровитель тюркских племен.
Так же есить версия, которой придерживаля Чокан Влиханов, что слово «казах» означает людей живущих свободно – вольных войнов удальцов, «гулявших» по краю степной ойкумены (89).
В 1926 году в СССР был официально введен термин «казах». В результате этого этноним получил международное признание для идентификации казахов.
До этого времени казахов называли киргиз – кайсак, киргиз – казак. По мнению И. И. Крафта – старшего советника Тургайского областного управления это было сделано, что бы отличить русских казаков от кочующих казаков.