Предметом исследования являются особенности и механизмы функционирования естественных монополий

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: 12. «Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

http://knowledge.allbest.ru/economy/2c0a65635b3bd79b4c53b89521306d27_0.html

Естественные монополии - важнейшая часть современной экономики. Они являются частью инфраструктуры, которая обслуживает производство. В Российской экономике естественные монополии занимают важную нишу. Правительство регулярно издает законы и указы, относимые именно к отраслям естественных монополий. Наиболее активно регулируемой отраслью является электроэнергетика, и это бесспорно, так как она обслуживает все отрасли промышленности, а так же удовлетворяет потребности населения.

Реформирования естественных монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база в ней ещё очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.

В России предприятиями, содержащими естественно-монопольные виды деятельности, являются федеральные компании: ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»), ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»», а на некоторых сегментах рынка также ФГУП «Почта России» и ОАО «Ростелеком». Примерами естественных монополий на региональных рынках являются коммунальные службы, Водоканал.

Цель работы рассмотреть естественные монополии, изучить историю их возникновения, перспективы развития и основные направления реформирования естественных монополий в России. Изучить историю развития естественных монополий в России, рассмотреть совершенные раннее реформы и предложить определенные нововведения для более успешного регулирования естественных монополий.

Объектом исследования являются естественные монополии, функционирующие в России, и их государственное регулирование.

Предметом исследования являются особенности и механизмы функционирования естественных монополий.

В целом данная проблема чрезвычайно важна для экономики России, потому что для достижения нового витка экономического развития необходимо учитывать особенности и проблемы всех отраслей производства, и особенно инфраструктуры. Наиболее актуальна проблема реформирования естественных монополий стала в последние годы. Специалисты ищут пути решения проблем, связанных с тарифами на товары и услуги естественных монополий, а так же многих других задач. Разрабатываются способы наиболее эффективного регулирования и методы привлечения инвестиций в отрасли естественных монополий.

1. Понятие естественной монополии

1.1 История возникновения и развития естественных монополий

Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности.

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства ( организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Естественная монополия – сфера производства или отрасль народного хозяйства, характер производства в которой обеспечивает столь высокую экономию за счет роста его масштабов, что продукт (услуга) могут быть произведены одним предприятием при более низких затратах, чем если бы его изготовлением занималось множество предприятий [22, с.54].

Естественная монополия – это такое состояние определённого рынка, при котором определённого рода товар (услуга) или их серия выпускаются только одним продавцом в силу того, что наличие двух или более продавцов на данном рынке, представляющих аналогичный товар, невозможно или экономически (социально) неоправданно по причинам объективного (естественного) характера [17, с.427].

В данных определениях естественная монополия рассматривается с разных позиций, которые равноправны между собой.

Представление о естественных монополиях, связанное с экономией масштаба, сформировалось в западной экономической науке в 40-е гг. XX в., прочно вошло в фундаментальные учебники по теории естественных монополий и не подвергалось сомнению на протяжении многих десятилетий. При наличии экономии от масштаба производства у фирмы является нисходящей. Источник экономии – постоянные издержки, которые в естественно-монопольных отраслях очень велики. С увеличением объема выпуска они распределяются на большее количество товара и, следовательно, средние издержки снижаются.

Согласно теории, отраслевой рынок можно отнести к сфере естественной монополии только тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна в том случае, когда отрасль состоит из одной - единственной фирмы.

Причинами возникновения и существования естественной монополии могут быть [6, с.3]:

• особенности технологии, обладающей положительным эффектом масштаба при любом объеме выпуска;

• экономия на разнообразии у многопродуктовой фирмы, выпускающей различную продукцию на одних и тех же производственных мощностях;

• недостаточная ёмкость рынка, не обеспечивающая даже минимально эффективный выпуск продукции.

Главной причиной совокупности факторов является то, что размер предприятия может быть оптимальным лишь при очень крупных единовременных вложениях капитала. Ограничения в этом случае создают особенности технологии производства, позволяющие варьировать масштаб производства в соответствии с размерами рынка

1.2. Роль монополии в микроэкономике

Микроэкономика — филиал экономики который изучает способ индивидуальных предпринимателей вести свои дела в отношении руководства и распределения финансов. Монополия-это ситуация, в которой один бизнес монополизировал рынок для исключения других предприятий. Роль монополий в микроэкономике является тем фактом, что монополия влияет на манеру, в которой отдельные компании могут более эффективно вести собственный бизнес и финансовые дела. Одна из ролей монополии в микроэкономике- это воздействие на формирование цен на товары и услуги. Компании, которые имеют монополию на конкретном рынке, могут устанавливать цены на товары и услуги на этом рынке.

Другая роль монополии в микроэкономике является тот факт, что монополия выступает в качестве барьера для абитуриента нового бизнеса в секторе рынка. Это обусловлено тем, что монополисты имеют целью защиты их интересов на рынке. Интересы рассматриваются и меняются, и они включают в себя стремление сохранить волю монополиста на рынке или жажду сохранить нынешние высокие уровни прибыли. Такие высокие прибыли неминуемо упадут, если на рынке будет внедрён конкурс.

Эти препятствия могут быть структурными, что означает, что они являются следствием большого разрыва в издержках производства. Барьеры могут быть стратегическими, или они могут быть едиными. Нормативные барьеры, которые создают монополии являются те, которые были созданы в связи с вступлением в силу закона. Эффект монополии в микроэкономике увеличивается на микроэкономические концепции невозвратных издержек.

Невозвратные издержки возникают, когда новая фирма решит остаться в сложившемся рынке, чем воспользоваться новым. Нежелание рисковать в новом и потенциально прибыльном рынке из-за стоимости оставляя старый рынок. Например, компания, которая видит снижение прибыли на текущем рынке, может и не пожелать использовать преимущества, предлагаемые в новом рынке, после учета расходов, которые получит компания от такого шага. Эти затраты включают в себя потери от инвестиций в рекламу, материальные структуры, изыскания и анализ рынка.

http://whitebiz.info/marketing/rol-monopolii-v-mikroekonomike

1.3 Естественные монополии в России

Наши рекомендации