Экологические требования охраны земель

(ПОЧВ)

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит об­щие экологические требования, которые должны соблюдаться как при планировании и проектировании использования земель для различных нужд, так и в процессе их непосредственной эксплуатации.

Экологические требования охраны земель и почв устанавливаются и в других федеральных законах и законах субъектов Российской Фе­дерации, которые дополняют и развивают общий Федеральный закон «Об охране окружающей среды», но не должны ему противоречить.


Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Общие руководящие положения данного За­кона в области охраны природной среды, в том числе земель и почв, сформулированы в основных принципах этого Закона (ст. 3). Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления, юридических и физических лиц, оказывающих воздейст­вие на окружающую среду, должна осуществляться, как сказано в ст. 3 Закона, на основе следующих принципов:

соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей сре­ды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природ­ных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Фе­дерации, органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприят­ной окружающей среды и экологической безопасности на соответст­вующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятель­ности;

обязательность проведения государственной экологической экс­пертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйст­венную и иную деятельность, которая может оказать негативное воз­действие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

учет природных и социально-экономических особенностей терри­торий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной дея­тельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, при­родных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружаю­щей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с норма­тивами в области охраны окружающей среды, которого можно достиг­нуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации, орга­нов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к ус­тановлению требований в области охраны окружающей среды к субъ­ектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воз­действия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естест­венных экологических систем, изменению и (или) уничтожению гене­тического фонда растений, животных и других организмов, истоще­нию природных ресурсов и иным негативным изменениям окружаю­щей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информа­ции о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в при­нятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объеди­нений в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Названные принципы охраны окружающей среды находят свое конкретное выражение в соответствующих статьях данного Закона и других законодательных актах по вопросам охраны природных ре- v сурсов. Так, ст. 42 Федерального закона «Об охране окружающей сре­ды» устанавливает, чтобы при эксплуатации объектов сельскохозяйст­венного назначения соблюдались требования в области охраны окру­жающей среды, проводились мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от нега­тивного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природ­ную окружающую среду.

Статья 43 названного Закона предусматривает требования в облас­ти охраны окружающей среды при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиорированных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Это меры по обеспечению водохозяй­ственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов, иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окру­жающую среду. Мелиорация земель не должна приводить к ухудше­нию состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функциони­рование естественных экологических систем.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений также должны соблюдаться требова­ния в области охраны окружающей среды, которые обеспечивали бы благоприятную экологическую ситуацию для жизнедеятельности чело­века и для естественных экологических систем. Здания, строения, со­оружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных регламентов, установленных для каждой терри­ториальной зоны (ст. 44 Закона).

В целях охраны здоровья людей, обеспечения устойчивого функ­ционирования естественных экологических систем, защиты природ­ных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых при­родных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и ох­ранные зоны, а также санитарно-защитные зоны в кварталах, микро­районах городских и сельских поселений, т. е. территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограни­ченным режимом природопользования (ст. 44 Закона).

Статья 62 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает общее требование об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения почв. В этих целях редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством. Обеспечивается их учет. Для эффективности охраны почв учрежда­ются Красная книга почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов Российской Федерации, порядок ведения которых определяется законодательством об охране почв.

Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящим­ся под угрозой исчезновения, также определяется законодательством.

Другие законыФедеральный закон от 30 марта 1999 г.

об экологических№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом

требованияхблагополучии населения»1 требует, что при

планировке и застройке городских и сельских

поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупре­ждению и устранению вредного воздействия на человека факторов сре­ды обитания.

Должны соблюдаться санитарные правила при разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития тер­риторий, генеральных планов городских и сельских поселений, проек­тов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строи­тельство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвида-

1 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

8 Земельное право

ции промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов.

И далее, утверждение норм проектирования и проектной доку­ментации о планировке и застройке городских и сельских поселе­ний, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставление земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при нали­чии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии та­ких объектов санитарным правилам.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строитель­ству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае вы­явления нарушения санитарных правил или невозможности их выпол­нения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

Охрана земель и почв обеспечивается также Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»'. Как указано в ст. 1 данного Закона, экологическая экспертиза — уста­новление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую при­родную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Проведение экологической экспертизы основывается на принци­пах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экс­пертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружащую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на эколо­гическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осущест­влении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключе­ний экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

1 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556. С изменениями, внесенными в данный За­кон Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1800. 226



ответственности участников экологической экспертизы и заинте­ресованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Наши рекомендации