Освоение Самарского Заволжья в последней четверти XVIII века

Город Самара по реформе 1775 г. был включен в состав Сим­бирского наместничества. До 1787 г. обязанности городничего выполнял воевода, а затем был назначен первый гражданский го­родничий Г.А.Буткевич. По традиции правительственные учреждения и казенные службы располагались на территории городской кре­пости. В начале 80-х годов XVIII в. в Самаре насчитывалось 634 двора. Они распределялись между отдельными категориями населе­ния следующим образом: 18 дворов дворян и офицеров, 7 подъ-ячих, 15 церковнослужителей, 201 военнослужащих и отставных нижних чинов, 49 разночинцев, 144 казаков, 200 дворов купцов, мещан, цеховых ремесленников. Население Самары к концу XVIII в. достигло 4 тыс. человек. Население Ставрополя составляло 2,5 тыс. человек. Города имели сельскохозяйственные угодья и рыбные ловли. В 1788 г. был образован Самарский уезд.

В конце XVIII в. проводилось Генеральное межевание. Целью грандиозной землеустроительной работы было упорядочение казенного и частного землевладения, разрешение споров по поводу сельскохо­зяйственных угодий, поощрение к заселению неосвоенных земель. В 1798 г. оно началось проводиться и в Самарском Заволжье. Это работа в ряде мест растянулась на 5-10 лет.

Несмотря на преимущества, предоставленные помещикам при получении и освоении новых земель, продолжалась активная вольная колонизация нашего края. Поток вольной крестьянской колонизации направлялся теперь дальше на восток и на юг, подготавливая условия для грядущего решительного освоения Заволжья и Приуралья. Генеральное межевание, с одной стороны, стимулировало эти про­цессы, а с другой – закрепляло результаты заселения и освоения новых земель.

Различные районы Самарского края постепенно покрывались как бы сетью "дворянских гнезд", единых по своему крепостному об­личью, но непохожих друг на друга размерами, населенностью, обустройством. Крупнейшим земельным владением в крае (и одним из самых крупных в России) являлись вотчины графов Орловых в районе Самарской Луки.

Межевая инструкция предусматривала также выделение земель для государственных и дворцовых крестьян, испытывавших недо­статок в сельскохозяйственных угодьях и переселившихся на но­вые места жительства. Так, село Утевка возникло из четырех поселков, основанных выходцами как из близлежащей Красносамарской крепости, так и из Пензенской, Тамбовской, Тульской губерний. Село Домашку основали украинские, русские, мордовские крестьяне из Тамбовской, Орловской и Курской губерний.

Кроме соображений материальных, к переселению толкало стрем­ление уйти от религиозных гонений. По Иргизу, Чагре, Моче воз­никли поселки старообрядцев и молокан. Шло заселение края и иностранцами – колонистами.

Кроме Орловых крупными землевладельцами края на рубеже XVIII-ХIХ вв. были В.И. и Ф.И.Левашовы (Мазинское имение близ Самарской Луки), В.Б.Бестужев (имения в Сызранском и Сенгилеевском уездах, а также поселенные на левом берегу Волги деревни Бестужевка и Якобьевка), Зубовы (на севере Самарского уезда), Самарины и Урусовы (на юге того же уезда) и другие. Центром ад­министративной и хозяйственной жизни вотчины выступала барская усадьба, включавшая дом помещика, разнообразные жилые, произ­водственные, складские помещения. Богатство помещика определялось прежде всего числом крепостных, которые работали на барщине, платили оброк, выполняли другие повинности.

Укрепившаяся в результате екатерининских реформ государст­венная власть, осторожность многих помещиков, вынесших уроки из Пугачевщины, несколько пригасили искры социальных конфликтов, не давали им разгореться в пожар большого мятежа. Но "золотой век" российского дворянства, каким оно считало конец XVIII сто­летия, не мог длиться долго. Отрицательные стороны крепостно­го режима становились все более болезненными для страны и оче­видными для общества.

Возрастает влияние русской культуры на народы края. Это ска­зывалось в изменении быта и нравов, в заимствованиях русских слов и одежды, вследствие постоянного общения и смешения в ре­зультате браков с русскими. По внешнему виду нерусское население отличалось от русского часто только одеждой, особенно женской, сохранившей свой старинный вид.

Несмотря на то, что большая часть чувашей и почти вся мордва приняли христианство, они продолжали приносить своим богам и предкам жертвы в кереметах и на могилах. Большинство татар и башкир оставались мусульманами. Калмыки в основном оставались ламаистами, часть их временно приняла христианство. Материаль­ная культура башкир и калмыков определялась в значительной степени кочевым бытом. Частые передвижения с места на место обусловили простоту их летних жилищ и зимних домов. Развивает­ся каменное и деревянное зодчество русского населения.

Народы края создавали свой богатый фольклор. В прикладном искусстве мотивы народного растительного орнамента широко использовались в вышивке, в тканях и в ювелирных изделиях.

Развитие русской культуры благотворно сказывалось и на культуре других народов края. Сближению русского и нерусского населения Поволжья способствовало сходство экономического и правового положения.

Вопросы и задания

1. Каким был первый герб г. Самары?

2. Что Вы знаете о задачах и деятельности Оренбургской экспе­диции?

3. С какой целью были построены Новозакамская и Самарская ук­репленные линии?

4. Какие ремесла и промыслы были развиты в Самарском крае в XVIII в.?

5. Каким было положение крепостных и ясачных крестьян в крае?

6. Почему крестьяне и многие городские жители выступили на сто­роне Е.И.Пугачева?

7. Составьте карту-схему "Путь войска Е.И.Пугачева в нашем крае "

8. Каков был социальный состав населения г.Самары к концу XVIII века?

9. Что такое Генеральное межевание?

10. Раскажите о культурной жизни края в XVIII веке.

Документы:

Наши рекомендации