В академических изданиях и в учебной литературе оно зачастую трактовалось строго в классовом смысле, как
Т е м а: Проблемы определения
Понятия государства и его основных признаков. Сущность государства
Вопросы лекции:
Многогранность государства как явления и многозначность определений его понятия. Государство: уровни его рассмотрения.
Идентификация государства по его основным признакам.
3. Сущность государства:
Государство как политическая, структурная и территориальная организация классового общества.
Классовое и общечеловеческое в сущности государства.
Особенности государства, отличающие его от других организаций общества.
Многогранность государства как явления и многозначность определений его понятия. Государство: уровни его рассмотрения.
Государство:
-Что оно собой представляет?
- Какова его природа и каково его значение?
- Какова его роль в жизни общества?
- Чем отличается государство от негосударства?
Эти вечные вопросы, которые на протяжении всей истории цивилизованного человечества стояли перед людьми, занимали и продолжают занимать их умы и воображения.
Что такое государство?
Один из российских государствоведов в начале XX века А.Паршин писал:
«Что такое государство вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом». И продолжал: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов».
Без глубокого и разностороннего понимания ПРИРОДЫ и СУЩНОСТИ государства практически невозможное грамотное квалифицированное управление.
При определении понятия государства важно учитывать
- не только неодинаковое восприятиеодних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми,
- но и сложность и многогранность самого государства как явления, и, соответственно, неизбежностью многих вариантов определения его понятия.
Известный австрийский юрист Ганс Кельзен писал: «трудности в определении понятия «государство» усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления».
Так термин «ГОСУДАРСТВО» иногда используется в самом широком смысле, а именно «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества».
Нередко термин «ГОСУДАРСТВО» применяется и в очень узком смысле, для обозначения
-какого-либо особого органа или органов общества, например органов управления, и также НАЦИИ или ТЕРРИТОРИИ, на которой проживает население той или иной страны» (Г. Кельзен?)
Исследователи ГОСУДАРСТВА и ПРАВА, - заключает Г.Кельзен, - нередко используют одни и те же терминыв совершенно разных значенияхили же рассматривают разные явления и понятия как ИДЕНТИЧНЫЕ».
В российской и зарубежной литературе разных периодов тоже можно найти различные определения государства.
Так, в немецкой литературе государство, например,
- в одних случаях рассматривалось как«организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью" (Р. Моль);
- в других — как«союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием» (Н. Аретин);
- в третьих же случаях — как«естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович).
Особо следует отметить подходы к определению государства в послереволюционный период в России (1917 г.).
Государство нередко представлялось:
- как «особая организация силы», «организация насилия для подавления какого-либо класса»(Ленин В.И. Т.33).
В академических изданиях и в учебной литературе оно зачастую трактовалось строго в классовом смысле, как
- «политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру»,
-или же как «исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства».
Начиная с так называемой перестройки 1985 г., когда на первый план в официальной общесоюзной, а затем российской политике и идеологии вместо узкоклассовых стали выступать общечеловеческие ценности классовая тональность в определениях государства (и права) стала постепенно вытесняться общесоциальной тональностью.
Государство вновь пытаются определять как организацию или институт «всех и для всех».
Узкоклассовый подход к определению понятия государства, а вместе с ним и к его сущности, несомненно, является крайностью.
Однако крайностью является и «общечеловеческий подход». Отказываясь от одной, «чисто» классовой крайности, осознанно или неосознанно, авторы — приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов— впадают в другую крайность, не менее искажающую действительность.
Вывод: в реальной жизни нет ни «чисто» классовых, ни «чисто» общечеловеческих государственных институтов. Следовательно, истина, как нередко случается, находится где-то на «золотой» середине.
Из этого следует, что при определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и внеклассовые, «общечеловеческие» признаки и черты.
«Объективная необходимость и практическая потреб-ность в знаниях о государстве, - писал А. Паршин, - по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанием. Так было уже не раз в истории общества и так будет всегда»