Контрреволюционная агитация

Контрреволюционная агитация — самая распространенная форма антисо­ветских проявлений в деревне. Около половины находящегося под наблюде­нием инфаппарата антисоветского актива деревни проходит по этому виду антисоветской деятельности. Формы контрреволюционной агитации разнооб­разны: частные беседы в узких группах крестьян, открытые выступления на собраниях, конференциях, съездах, агитация в местах скопления крестьян­ства (чайные, базары, избы-читальни и т.д.).

Характер контрреволюционной агитации

Характер контрреволюционной агитации, ее содержание меняется в зави­симости от данной политической обстановки, отличаясь по отдельным райо­нам Союза (казачьи, национальные регионы и т.д.) специфическими особен­ностями. Однако, при всем разнообразии содержания и форм контрреволю-

ционной агитации, она полностью отображает идеологию и стремления кула­чества. Последние в основном сводятся к следующему: 1) противопоставле­нию деревни, как единого целого, рабочему классу (городу); 2) изолированию бедноты и других активных советских элементов деревни; 3) срыву меро­приятий соввласти, направленных против кулачества (налог, землеустройство и т.п.); 4) подчинению своему влиянию низового советского и кооперативного аппарата и, наконец, 5) подготовке крестьянства к активной борьбе против соввласти и коммунистов (пораженческая агитация, призывы к восстанию и расправе с коммунистами). Лозунги кулачества в большинстве случаев явля­ются злободневными и использующими волнующие широкие слои крестьян­ства вопросы.

Противопоставление деревни городу

Главное внимание в контрреволюционной агитации уделяется обострению антагонизма крестьян к рабочим (городу). В выступлениях этого рода анти­советские элементы используют недовольство широких слоев крестьянства «ножницами» [цен], товарным голодом и т.д., указывая, что это — созна­тельно проводимая пролетариатом и компартией политика грабежа крестьян­ства, что революция дала привилегии только рабочим: 8-часовой рабочий день, профсоюзы, соцстрахование (в связи с манифестом [ЦИК СССР] уделя­ется много внимания вопросу о дальнейшем сокращении рабочего дня), не дав ничего крестьянству, кроме налога и высоких цен, что рабочему даны большие политические права, нежели крестьянству, что «проводимое партией расслоение деревни имеет в виду расколоть крестьянство» и ослабить сопро­тивление его рабочим и т.д. Обостряя антагонизм деревни к рабочим, кула­чество стремится выдвинуть себя в роли защитника «всего крестьянства» и будущих вождей в движении крестьянства против соввласти. Эта агитация имеет целью не только повести середняка за кулаком, но пытается в ряде случаев завоевать симпатии и бедноты, причем обычно используется недоста­точность оказываемой последней помощи («соввласть бедноте все равно не по­могла, так как заботится только о рабочих; зажиточный скорее поможет»).

Изоляция бедноты, и советского элемента деревни

Наряду с агитацией за единый фронт деревни против города кулачество стремится отколоть середняков от бедноты. В этих целях широко использу­ется имеющееся среди середняков частичное недовольство льготами бедноте по налогу, в особенности полное освобождение бедноты от налога, землеу­стройству, кредиту и т.п. («Крестьянство должно нести все тяготы за лоды­рей и им еще всякие льготы по землеустройству, кредиту и т.д.»). Органи­зация бедняцких групп, а по Украине работа КНС встречает поэтому особо сильное сопротивление кулачества («Беднота решает вопросы за все крестьян­ство»).

Срыв мероприятий соввласти

Важнейшие кампании деревни: хозяйственные (налог, хлебозаготовки, землеустройство) и политические (перевыборы советов, органов кооперации, ККОВ и КНС и т.д.) обычно используются для усиления контрреволюцион­ной агитации. По линии налога агитация имеет в виду привлечь середняче­ство к массовому отказу от приема окладных листов, утайке объектов обло­жения и, реже, к полному отказу от взноса налога ввиду чрезмерной «тяжес­ти» налога (в частности, агитация за подачу массовых жалоб на неправиль­ное обложение) и освобождения «лодырей»-бедняков и т.д. По линии хлебо­заготовок — агитация за невывоз хлеба («всеобщую хлебную забастовку») до того, как не будут повышены цены на хлеб; по линии землеустройства — агитация за отказ от взносов на оплату работ, сопротивление тенденциям маломощных групп к проведению внутриселенного землеустройства и введе­нию улучшенных форм землепользования, обострение конфликтов крестьян­ства с совхозами и колхозами и агитация за раздел совхозов и т.д.; в области

землеустройства — сопротивление кулачества чрезвычайно тормозит весь процесс подъема хозяйства широких слоев деревни, так как часто срывает введение новых, более культурных форм ведения хозяйства. Наконец, агита­ция кулачества имеет целью срыв культурной работы, организации школ, изб-читален и т.д.

Захват низового советского и кооперативного аппарата В перевыборных кампаниях контрреволюционная агитация кулачества направлена преимущественно к тому, чтобы вырвать низовой советский и ко­оперативный аппарат из-под влияния и руководства партии и захватить его в свои руки. С этой целью дискредитируются кандидатуры бедноты (как бес­хозяйственных) и партийцев (как «чуждых» и не знающих деревни) и ведет­ся агитация за кандидатуры кулаков или их ставленников из середняков и бедноты, которые часто рекомендуются как «свои люди», «хозяйственники». Специфические особенности контрреволюционной агитации по районам В ряде районов характер контрреволюционной агитации отличается спе­цифическими особенностями. На Украине значительное распространение имеет агитация «самостийного» характера, подчеркивающая закабаление Ук­раины «Москвой» и необходимость борьбы с «московским насилием». На Се­верном Кавказе, а равно и в других казачьих районах Союза — Казахстан, Сибирь и Урал — реакционные верхи казачества ведут широкую агитацию, имеющую целью обострение сословного антагонизма между казаками и ино­городними (агитация за выселение иногородних, исключение их из состава земобщества, лишение наделов, удаление с казачьих земель и т.д.); агитация эта ведется под лозунгами восстановления былых привилегий казачества, вплоть до отделения Дона и Кубани от Союза. В районах с различным нацсо-ставом агитация кулачества направлена к обострению национального] анта­гонизма; аналогичный характер носит антисемитская агитация, особенно рас­пространенная в Белоруссии и на Украине. Пораженческая агитация

В моменты обострения в международном и внутреннем положении Союза контрреволюционная агитация обычно усиливается, проявляясь в специфи­ческой форме пораженческой агитации. Последняя имеет ряд оттенков: аги­тация за «воздержание от войны» («Пусть воюют рабочие и коммунисты», «Нам не за что воевать»), призыв к массовому дезертирству и уходу в банды, призывы примкнуть к антисоветскому фронту, к активному содействию по­ражению соввласти и т.д. Одна из типичнейших форм пораженческой агита­ции — распространение всякого рода провокационных слухов с целью запу­гивания советских элементов деревни и срыва советской работы. Осложнения в международном положении Союза в июне—июле этого года (разрыв с Анг­лией, диверсионные акты и т.д.133 ) обусловили значительный рост антисо­ветской активности в деревне, проявившейся в развернувшейся пораженчес­кой агитации (рост антисоветской активности был ослаблен как изменившей­ся политической обстановкой, так и операциями ОГПУ по антисоветскому] элементу в деревне). О размерах пораженческой агитации говорят цифры вы­ступлений с пораженческой агитацией по различным районам Союза:

Центр* - 1832 Поволжье - 332
Северо-Запад - 402 Урал - 217
Запад** - 705 Сибирь*** - 284
Украина - 1469 ДВК - 225
Северный Кавказ - 1803 Всего : - 7269

* Вез Костромской губ.

** Без Смоленской и Брянской губ.

*** Только 3 округа (Новосибирский, Барнаульский и Ачинский).

Данные эти далеко не полны (особенно по Северо-Западу, Западу, Повол­жью, Уралу, Сибири и ДВК) и относятся к периоду июнь—август текущего года. Большинство выступлений подает на июль. Среди лиц, выступающих с пораженческой агитацией, преобладают кулаки и антисоветские элементы де­ревни (до 75%); середняки и беднота составляют около 25%. По Западу из общего числа — 705 «пораженцев» — 167 поляков (главным образом, кулаки и зажиточные), по Северному Кавказу до 50% всего числа «пораженцев» ка­заки-кулаки, зажиточные и середняки и до 20% — интеллигенция и анти­советские элементы.

Контрреволюционная агитация в деревне играет крупную роль в деле фор­мирования идеологии враждебных соввласти прослоек деревни и подрыва ав­торитета соввласти и партии в широких слоях середнячества и бедноты. Между тем борьба против фактов индивидуальной контрреволюционной аги­тации фактически почти не ведется, создавая иногда представление о безна­казанности этих выступлений, как у самих выступающих с этой агитацией, так и в глазах населения. Характерно в этом отношении значительное коли­чество сочувственных откликов, которые встретили выступления с изложе­нием антисоветских взглядов на страницах «Крестьянской газеты» крестьян В.Я. (в 1926 г.) и Еличева (в 1927 г.); нередко сочувственные авторам письма подписывались открыто, с указанием адресов. Ввиду этого систематическая борьба с особо злостными агитаторами со стороны органов ОГПУ является со­вершенно необходимой.

2. Антисоветские листовки

Распространение листовок, как форма контрреволюционной агитации в деревне, незначительно; притом выявляется оно почти исключительно в форме листовок местного происхождения (написанных от руки). Листовки за­граничного происхождения сколько-нибудь значительно распространены только по ДВК (по Амурскому окр[угу] в 1926—1927 гг., например, заре­гистрировано до 80 случаев и изъято более 2500 экз. листовок). Единич­ные факты появления заграничных листовок отмечены в 1926 г. по СКК (5 случаев с изъятием нескольких десятков листовок), Украине, Повол­жью и Московской губ.

Число выявленных случаев распространения листовок местного проис­хождения за 1926—1927 гг. по районам Союза видно из следующей таб­лицы:

  1926 г. 1927 г. Всего за
      1926—1927 гг.
Центр
Северо-Запад 10 (100 экз.)
Запад
Украина
Северный Кавказ
Поволжье
Урал
Сибирь
ДВК
[Всего:]

В 1927 г. можно констатировать некоторый рост этой формы антисовет­ской агитации и более значительное ее распространение по Украине, Север­ному Кавказу и Сибири. В большинстве случаев содержание листовок сводит­ся к недовольствам различными мероприятиями соввласти и партии. В от-

дельных случаях (Центр, Поволжье, Сибирь) имели место листовки с призы­вом к свержению соввласти. Обращают на себя внимание листовки, направ­ленные против выборов в советы бедноты и коммунистов, а также против ре­комендательных списков при перевыборах. Эти листовки распространялись в большинстве случаев кулацко-зажиточными элементами с целью провала кандидатур бедноты и партийцев. Значительное количество листовок антисе­митского содержания падает исключительно на Украину (30 из 33), причем антисемитское содержание их переплетается с национально-шовинистически­ми тенденциями. По форме листовки местного происхождения представляют собой написанный чернилами клочок бумаги, снабженный иногда карикату­рами на работников соваппарата. Распространение листовок практикуется, главным образом, путем расклейки на столбах, на зданиях изб-читален, сель­советов и в виде анонимных писем. Широкого распространения среди насе­ления листовки не имеют.

Наши рекомендации