Сословные и другие группы населения Российской империи 1 страница
• Дворянство
• Духовенство
• Учет городских сословий, до 1870
• Купечество
• Именитые и почетные граждане
• Казачество
• Податные сословия
• Крестьяне
• Однодворцы
• Ремесленники (цеховые)
• Мещанство, с конца XVIII века
• Солдаты
• Офицеры
• Немцы
• Финны
• Евреи
Духовенство.В 1440-х Русская церковь перестала подчиняться константинопольскому патриарху и обрела автокефалию - самостоятельность. В 1589 в церкви появился первый патриарх. Церковная реформа патриарха Никона (совершение крестного знамения тремя сложенными пальцами вместо двух; совершение крестного хода вокруг церкви с запада на восток, а не наоборот; замена земных поклонов поясными при сохранении их числа; использование наряду с восьми- и шестиконечным крестом четырехконечного; установление троекратного возгласа "аллилуйя" вместо двукратного; проведение литургии над пятью просфорами вместо семи) привела к расколу. Борьба с ним поставила церковь в зависимость от государства и подчинила ее государственной власти. В 1720 году, по поручению Петра I архиепископ Феофан Прокопович составил "Духовный регламент", в котором высшей властью в церкви объявлен император, само же управление церковью поручено Святейшему синоду (коллегии высших чинов церкви) под непосредственным контролем со стороны государства в лице обер-прокурора. В 1721 году "Духовный регламент" был утвержден правящими архиереями и настоятелями монастырей. Патриархов больше у церкви не было. Церковь стала орудием государства, что, впрочем, с материальной точки зрения, пошло ей на пользу. Именно вследствие этого у священнослужителей появились фамилии.
Священнослужители, с точки зрения государства, были таким же сословием, как и любое другое, ими надо было руководить, их надо было организовывать и направлять. Закрепилась практика наследования церковных приходов.
Православное духовенство делилось на черное (все монашествующие) и белое, причем к последнему принадлежали как собственно священнослужители (протопресвитеры и протоиереи, пресвитеры, иереи, протодиаконы и иподиаконы, а также причетники в звании псаломщиков), так и церковно-служители (пономари, дьячки и т.д.). Черное духовенство не могло иметь собственности, не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, а вступающие в монашество лица высших сословий не могли пользоваться никакими сословными привилегиями.
В XVIII в. закрепилась практика наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при уходе "на покой" приходского священника закреплял, по прошению последнего, место за его сыном или зятем. В результате получить приход претендент чаще всего мог путем женитьбы на священнической дочери, для чего в духовных консисториях велись списки невест и желающим давались рекомендации.
В это же время окончательно утвердился принцип необходимости духовного образования для занятия священнослужительской должности, закрепленный в Духовном регламенте. Уже при императрице Анне Иоанновне (в 1739) последовал указ - основать во всех епархиях духовные семинарии, но этот указ долго не мог быть приведен в исполнение, хотя некоторые духовные учебные заведения и до того существовали. На первых порах дело ограничилось тем, что положили разослать по всем епархиям "учительных священников" с целью подготовлять детей духовных лиц к духовному званию. Только после того, как число семинарий возросло, стали появляться особенные, ни на какие другие не похожие, семинарские фамилии.
Принадлежность к духовному сословию усваивалась при рождении и при вступлении в ряды белого духовенства из других сословий. Разрешалось поступать в духовенство лицам всех сословий, кроме крепостных, не получивших увольнительной от своих владельцев, но лица податных сословий могли вступать в ряды духовенства только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при "одобрительном" поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества.
Дети священно - церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность исключались из духовного звания и должны были приписаться к какой-либо общине податного сословия - мещанской или крестьянской - или записаться в купцы. Избирать себе род жизни должны были и дети священно - церковнослужителей, добровольно уклоняющихся из духовного сословия. До 1860-х для "излишних" детей духовенства периодически устраивались так называемые "разборы", при которых дети священно - церковнослужителей, нигде не записанные и никуда не определенные, отдавались в солдаты.
Принадлежность к духовному сословию сохранялась при достижении совершеннолетия только при поступлении на священно - церковно-служительскую должность. Принадлежность к духовному сословию могла сочетаться с прирожденными или полученными (например, по ордену) правами дворянства и почетного гражданства. Выпускники духовных семинарий и духовных академий могли пожелать избрать для себя светскую карьеру. Для этого они должны были уволиться из духовного ведомства. Рожденные в духовном звании при поступлении на гражданскую службу пользовались правами, одинаковыми с детьми личных дворян, но это касалось лишь священнослужительских детей. При поступлении в военную службу дети духовенства, окончившие среднее отделение семинарии и не уволенные из семинарии за пороки, пользовались правами вольноопределяющихся. Но для лиц, добровольно сложивших с себя священный сан и желавших поступить в гражданскую службу, такое поступление было запрещено для священников в течение 10 лет после снятия сана, а для диаконов - 6 лет.
На практике наиболее распространенным вариантом перемены сословной принадлежности для детей духовенства в XVIII - нач. XIX вв. было поступление в гражданскую службу в канцелярские служители до достижения первого классного чина, а позднее - в университеты и другие учебные заведения. Запрещение в 1884 выпускникам семинарий поступать в университеты значительно ограничило этот путь изменения сословия. Жены духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли ее после смерти мужей (до вторичного брака). Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства. Доказательствами принадлежности к духовному сословию были метрические свидетельства, клировые ведомости, составляемые в консисториях, а также ставленнические грамоты. Клировые ведомости хранятся в федеральных архивах (фонды Синода, синодальных учреждений) и в региональных архивах (фонды духовных консисторий, епархиальных управлений, духовных правлений, монастырей, приходских и полковых церквей).
Правами, в основном аналогичными православному духовенству, в России пользовались духовные лица армяно-григорианской церкви. Протестантское духовенство пользовалось правами почетных граждан. Духовные лица нехристианских исповеданий либо получали почетное гражданство после определенного срока исполнения своих обязанностей (мусульманское духовенство), либо не имели никаких особых сословных прав, кроме принадлежавших им по рождению (иудейские духовные лица), либо пользовались правами, оговоренными в особых положениях об инородцах (ламаистское духовенство).
При поиске генеалогической информации по священнослужителям, стоит искать в архивах следующие документы: ведомость заштатных священнослужителей, вдов и сирот духовного ведомства; ведомость о вдовах и сиротах духовного звания; ведомость о выплате пособий вдовам и сиротам духовного звания; ведомость о священнослужителях и церкви; ведомость о священнослужителях, уволенных от должности, и их семьях; ведомость о священнослужителях; ведомость о сиротах духовного ведомства; ведомость о состоянии и поведении священнослужителей; ведомость о церкви; ведомость о церковнослужителях, находящихся под епитимьей; ведомость о церковнослужителях; ведомость сиротская; ведомость церковная; клировая ведомость; книга записи нарушений по службе; наградной список; некролог; опись прихожан и священнослужителей; переписка о бедных духового звания; переписка о переводе священника... обвиняемого в революционной пропаганде; послужной список священно -церковнослужителей; прошение о посвящении в сан... и определении в... церковь; рапорт о бедных духовного звания; рапорт о детях, уволенных в дома родительские, о поведении их и хождении в церковь к службам божьим как требуемые в семинарию и училища; рапорт о детях, уволенных в дома родительские, обучающихся в семинарии и училищах; рапорт о священнослужителях и их семействах; рапорт о священно-церковнослужителях; рапорт о церковнослужителях и их поведении; рапорт об умерших заштатных священниках; сведения о священнослужителях; сведения о семьях церковнослужителей; сведения о состоянии духовенства; сведения о церкви; сведения об увольнении со службы священников и диаконов; список детей, обучающихся в училище (семинарии, церковно-приходской школе); список преподавателей, служащих и учащихся семинарии и начального училища при ней; список учеников с показанием их успехов баллами; список церковнослужителей, вдов и сирот, нуждающихся в пособии; формулярный список ставленника во священнические чины, находящегося при архиерейского дома экзаминаторе; формулярный список учеников семинарии; формулярный список учителей семинарии; штат о священно-церковнослужителях и их детях; штат церкви. Имеет также смысл почитать "Епархиальные ведомости", часто имеющиеся в архивах и крупных библиотеках.
Учет городских сословий, до 1870.Указом от 1698 была установлена обязательность "торгового промысла" для приобретения городского состояния. Указом от 1699 было централизовано управление купцами и посадскими людьми в учрежденной для этого бурмистерской палате. Списки принятых в посады должны были быть направлены в Московскую ратушу. Указ от 1705 требовал составить перепись купцов, посадских и слободских людей с "показанием достатка и промыслов каждого", то есть составить переписные книги. Городское сословие в XVII в. состояло из торговых людей (купечества) и посадских (городских податных обывателей). Петр в начале 1720 учредил в Петербурге Главный Магистрат, которому поручил ведать городское сословие повсеместно, и дал Магистрату в следующем году регламент, в котором изложены были основания городского устройства. Города разделялись по числу жителей на 5 классов; граждане каждого города - на два основных класса: граждан регулярных и нерегулярных. Регулярные граждане делились на две гильдии: к первой гильдии принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, шкиперы, живописцы и ювелиры, художники и ученые. Они хотя и платили налоги, но были избавлены от обязательной рекрутской повинности; в 1722 Петр снял с них и личную службу по казенным надобностям. Наконец, горожане получили право владеть крепостными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами или заводчиками. Вторую гильдию составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи.
Нерегулярными гражданами были "подлые", т.е. низкого происхождения люди (чернорабочие, наймиты, поденщики). Лица иных сословий (духовные, дворяне, крестьяне), живущие постоянно в городе, в число граждан не входили, только "числились в гражданстве" и не участвовали в городском самоуправлении.
Городом управляла выборная коллегия - магистрат. Ее избирали из своей среды только регулярные граждане. Подлые же люди избирали своих старост, представлявших их интересы в магистрате. Магистрат, подчиненный Главному Магистрату, ведал хозяйство города, смотрел за порядком. Главной его целью было развитие торговли и промыслов. Классификация сословий городского населения была сделана Регламентом, или Уставом Главного Магистрата, утвержденным в 1721, где в главе 3 было предписано вести "подробное описание всем жителям в городах, и кто какой промысел имеет, а именно: купеческие люди, шкиперы (или судовщики), художники или ремесленные люди и прочие по приложенному формуляру". Различие между купеческим и мещанским сословием было осуществлено манифестом 1775, подробнее про купцов и мещан написано отдельно.
По Городовому положению в городовую обывательскую книгу вписывались: "имя и прозвание всякого гражданина, в том городе дом, или строение, или землю имеющего, или в гильдию и в цех записанного, или мещанским промыслом промышляющего". В первую часть книги вносились по алфавиту "состояние и имена настоящих городских обывателей" (т.е. тех, "кои в том городе дом, или иное строение, или место, или землю имеют"). Вторая часть предназначалась для внесения записавшихся в гильдии. В четвертую часть требовалось заносить "иногородних и иностранных гостей по алфавиту". Пятая часть предназначалась для записи именитых граждан (также по алфавиту). Шестая часть служила для внесения "посадских", под которыми имелись в виду "в том городе старожилы, или поселившиеся, или родившиеся, кои в других частях книги... не внесены, промыслом, рукоделием или работою кормятся в том городе". Формуляр городовой обывательской книги был устойчив на протяжении всего XIX века вплоть до её отмены в 1870 году. Обывательские книги хранятся в региональных архивах (фонды шестигласных дум, управ благочиния).
Законодательство предусматривало выдачу документов, подтверждавших состояние каждого в отдельности городского обывателя и его семьи. Так "по внесении в обывательскую книгу" каждая семья должна была получать "лист", подтверждающий их состояние, подписанный в Депутатском Собрании "с приложением печати городского общества". Ремесленники, имевшие право на постоянную приписку к цеховому состоянию, получали свидетельства на звание ремесленников. Во второй половине ХIХ века для купечества признаётся достаточным наличие купеческого свидетельства. Принадлежность к категории почетных граждан, согласно закону, подтверждалась грамотами и свидетельствами. После 1870 заведывания делами отдельных сословий было передано в исключительное ведение соответствующих сословных управлений: купеческого, мещанского и ремесленного.
Купечество.В Московской Руси из общей массы посадских людей выделялись купцы, делившиеся на гостей, купцов Гостиной и Суконной сотен в Москве и "лучших людей" в городах, причем гости составляли наиболее привилегированную верхушку купечества. В 1724 были сформулированы принципы разделения купцов на гильдии. В зависимости от гильдии, купцы пользовались различными привилегиями и имели различные права на производство торговли и промыслов. Лица других сословий могли записываться в гильдии на временных основаниях и, платя гильдейские повинности, сохранять свой сословный статус. В 1800 дворянам было запрещено записываться в гильдии и пользоваться выгодами, присвоенными одним купцам, в 1807 оно было восстановлено.
В 1800 для поощрения купцов, отличившихся в торговой деятельности, было учреждено звание коммерции советника, приравненное к 8-му классу гражданской службы , а затем мануфактур -советника с аналогичными правами. В 1807 было введено также почетное звание первостатейных купцов, к которым были отнесены купцы 1-й гильдии, ведущие только оптовую торговлю. На это звание не имели права купцы, имевшие одновременно с оптовой и розничную торговлю или державшие откупа и подряды. Манифестом о купеческих товариществах и компаниях (1807) введен учет первостатейных купцов. Городские думы обязывались вести список первостатейных купцов, "ежегодно дополняя или переменяя оный", и подавать его министру коммерции. В Министерстве коммерции была заведена для "увековечивания в потомстве памяти родов первостатейного купечества" Бархатная книга знатных купеческих родов.
Пробывшие 12 лет подряд в 1-й гильдии получали право на награждение званием коммерции или мануфактур -советника. Купцы 1-й гильдии, пробывшие в ней менее 12 лет, имели также право просить о зачислении их детей на государственную службу на правах обер-офицерских детей, а также о приеме их в различные учебные заведения, в том числе университеты, без увольнения от общества. Купцы 1-й гильдии получали право носить мундиры той губернии, в которой записаны. В манифесте подчеркивалось: "Вообще купечество 1-й гильдии не почитается податным состоянием, но составляет особый класс почетных людей в государстве". В 1863 было введено новое гильдейское устройство. Занятия торговлей и промыслами сделались доступными лицам всех сословий без записи в гильдию при условии оплаты всех торговых и промысловых свидетельств, но без сословных гильдейских прав. При этом к 1-й гильдии была отнесена оптовая торговля, ко 2-й - розничная.
Принадлежность к купеческому сословию определялась величиной объявленного капитала. Купеческие дети и неотделенные братья, а также жены купцов принадлежали к купечеству (были записаны на одно свидетельство). Купеческие вдовы и сироты сохраняли это право, но без занятия торговлей. Достигшие совершеннолетия купеческие дети должны были при отделении вновь записываться в гильдию на отдельное свидетельство или переходили в мещане. Неотделенные купеческие дети и братья должны были именоваться не купцами, а купеческими сыновьями и т.д. Переход из гильдии в гильдию и из купцов в мещане был свободный. Переход купцов из города в город разрешался при условии отсутствия недоимок по гильдейским и городским сборам и взятия увольнительного свидетельства. Поступление купеческих детей на государственную службу (кроме детей купцов 1-й гильдии) не разрешалось, если такое право не приобреталось образованием.
Корпоративная сословная организация купечества существовала в виде избираемых ежегодно купеческих старост и их помощников, в обязанности которых входило ведение гильдейских списков, забота о пользах и нуждах купечества и т.д. Эта должность считалась в 14 классе гражданской службы. С 1870 купеческие старосты утверждались губернаторами.
Купец, не объявивший капитала и не производящий торга, должен был по истечении определенного срока приписаться к какому-либо обществу. На время выбытия из купцов, и ещё неприписания ни к какому городскому обществу, бывшему купцу выдавалось свидетельство "на избрание рода жизни". Для вступления бывшего купца в какое-либо общество требовалось согласие этого общества, которое также оформлялось свидетельством.
С середины XIX века для учета лиц, принадлежащих к купеческому сословию, в городских общественных управлениях и Думах велись различного рода списки и ведомости: гильдейские списки; именные реестры купцам 1 и 2 Гильдий местным и иногородним, возобновившим свидетельства и Билеты; списки лиц, получивших купеческие свидетельства, свидетельства на мелочные торги и промысловые свидетельства; списки купцов, объявивших и не объявивших капиталов; ведомость получившим купеческие свидетельства со вступлением в купеческое звание; ведомость о лицах, получивших купеческие свидетельства без причисления звания; ведомость о купцах, не возобновивших капиталов; ведомость об умерших купцах и т.д. Принадлежность к купеческому сословию совмещалась с принадлежностью к почетному гражданству.
Именитые и почетные граждане.В категорию именитых граждан входили горожане: имеющие заслуги на выборной городской службе (не включенные в систему государственной службы и не вписанные в Табель о рангах), ученые, художники, музыканты, верхушка купечества.
Они были освобождены от телесного наказания и рекрутской повинности. Им разрешалось иметь загородные дворы и сады (кроме заселенных имений) и ездить по городу парой и четверней (привилегия "благородного сословия"), не возбранялось иметь и заводить фабрики, заводы, морские и речные суда. Звание именитых граждан передавалось по наследству, что делало их выраженной сословной группой. Внуки именитых граждан, отцы и деды которых несли это звание беспорочно, по достижении ими 30 лет от роду могли просить о присвоении им дворянства. 1 января 1807 звание именитых граждан для купцов было отменено "как смешивающее разнородные достоинства", но было оставлено в качестве отличия для ученых и художников, а затем практически исчезло.
10 Апреля 1832 был выпущен Манифест Императора Николая I «Об установлении нового сословия под названием Почетных Граждан». В состоянии городских обывателей было установлено новое сословие Почетных Граждан. Почетным гражданам даровались следующие отдельные и независимые преимущества: свобода от подушного оклада; свобода от рекрутской повинности; свобода от телесного наказания в случае преступления; право участвовать в выборах по недвижимой в городе собственности и быть избираемыми в городские общественные должности не ниже тех, в кои поступают купцы первых двух гильдий; Право именоваться во всех актах Почетными гражданами, с присоединением сего названия и к по именованию гильдии, если кто в оную записан. Права Почетного гражданства приобретались или лично пожизненно, или навсегда потомственно. В последнем случае эти права переходили ко всем законным детям, принадлежащим к свободному состоянию. Сообщение Почетного гражданства лицам женского пола утверждалось на общем законе, по коему мужу высшего состояния сообщает оное жене, а жена высшего состояния сама по замужеству его не теряет, но не сообщает ни мужу, ни детям.
Почётных граждан не вносили в ревизские сказки. Почетные граждане пользовались правом именоваться как дворяне, "ваше благородие". Права Почетного гражданства потомственного и личного терялись навсегда: лишением прав сего состояния по судебному приговору; лишением доброго имени, также по судебному приговору (эти приговоры представлялись на рассмотрение Сената и утверждались порядком, для дел уголовных установленным); злостным банкротством. Некоторые из преимуществ почетного гражданства прекращались: записыванием в такие ремесленные цехи, с коими по закону не сопряжена записка в гильдии; вступлением в услужение для домашних работ. В этих случаях Почетный гражданин сохранял лично право свободы от телесного наказания, подушной подати и рекрутской повинности, но лишался всех прочих преимуществ своего состояния и на письме именовался не гражданином, а цеховым мастером или просто жителем такого-то города. Если этот гражданин принадлежал к этому званию потомственно, то его дети не теряли ни одного из прав, по рождению им принадлежащих.
К Почетному гражданству потомственному, по самому праву рождения, принадлежали: законные дети лиц, сему сословию потомственно причисленных, законные дети личных дворян, в свободном состоянии находящиеся.
Все остальные просили причислить их к сословию почетных граждан. Причисления в Почетное гражданство лично без потомства, могли просить: Получившие от одного из Российских Университетов надлежащий аттестат в успешном окончании курса учения, или на звание действительного студента, либо на степень Кандидата, сохраняя впрочем, дарованное право вступать в Государственную службу. Художники свободных состояний, получившие от Академии Художеств аттестаты об окончании оной полного курса учения, или о выдержании настоящего испытания, а равно удостоенные диплома на звание Художника Академии, если они не в Академии воспитаны.
Сверх сего Почетное гражданство могло быть даруемо лично иностранным ученым, художникам, торгующим капиталистам и хозяевам значительных мануфактурных и фабричных заведений, хотя бы и не вступили они в Российское подданство, когда по усмотрению ожидаемой от них пользы Министерства будет о том ходатайствовать. В таком случае преимущества Почетного гражданства присваивались иностранцам особенным указом, Правительствующему Сенату объявляемым. Преимуществ Почетного гражданства потомственного могли сверх того просить:
1) Лица купеческого сословия. Лицам купеческого сословия Почетное гражданство даруовалось потомственно: если купец пожалован в звание Коммерции, или Мануфактур Советника, если купец пожалован орденом, если купеческое семейство состояло, с платежом установленных повинностей, сряду десять лет в первой, или 20 лет во второй гильдии, не подпав в течение всего времени несостоятельности и не быв опорочено судебным приговором. Время пребывания в гильдиях счислялось совокупно и нераздельно, как до издания сего манифеста протекшее, так и по издании оного; кто же состоял некоторое время в первой гильдии, и некоторое время во второй, для того два года пребывания в сей последней гильдии, полагались вместо одного в 1-й. Обязательным условием было также то, чтобы купец и вся его семья не принадлежали к "вредным сектам". При этом, гильдейцы могли просить о причислении их в почетное гражданство даже в том случае, если отец просителя или другой предыдущий "начальник семейства" умер до истечения установленных сроков пребывания в гильдиях, при условии, что все семейство продолжало нераздельно состоять в купечестве.
2) Лица других свободных состояний, по отличиям в Науках и Изящных Художествах. В этом случае лицам, имеющим личное почетное гражданство жаловалось оное потомственно если, окончив в одном из Российских Университетов полный курс учения, или выдержав в оном положенное испытание, он были удостоены ученой степени Доктора или Магистра, а также воспитанникам Академии Художеств, получившим диплом на звание художников, а также прочим художникам, имеющим дипломы и аттестаты сей Академии, когда по миновании 10-ти лет от получения оных, Министерство ходатайствовало о пожаловании ими, за отличие в Художествах, Почетного гражданства потомственно.
3) Иностранные Ученые, Художники, торгующие капиталисты и хозяева значительных мануфактурных и фабричных заведений, получившие Почетное гражданство лично, могли просить о присвоении им оного потомственно, но только через десять лет после вступления, установленным порядком, в Российское подданство. Иностранцы, которые сами присяги на подданство не приняли, по десятилетнем пребывании в личном Почетном гражданстве, могли просить о пожаловании оного потомственного детям их, в подданство России поступившим.
Евреи, в тех губерниях, где им жительство дозволено, также могли возводиться в Почетное гражданство, но не иначе, как за необыкновенные заслуги, или отличные успехи в Науках, художествах, торговле и Мануфактурной промышленности, особыми Императорскими указами.
В 1833 было подтверждено, что почетные граждане не включаются в общую перепись, а по каждому городу им ведутся особые списки. В дальнейшем круг лиц, имевших право на почетное гражданство, уточнялся и расширялся. В 1836 было установлено, что просить о личном почетном гражданстве могут лишь выпускники университетов, получившие при окончании какую-либо ученую степень. В 1839 право на почетное гражданство было предоставлено артистам императорских театров (1-го разряда, прослужившим определенный срок на сцене). В том же году это право (лично) получили воспитанники высшего коммерческого пансиона в С.-Петербурге.
По Своду законов о состояниях, изданных в 1842 году, круг лиц, имевших право просить о потомственном почетном гражданстве, был несколько расширен за счет воспитанников Московской академии коммерческих наук и Московского коммерческого училища, штатных воспитанников Петербургского коммерческого училища, артистов первого разряда императорских театров, а также калмыцких зайсангов. В 1844 право получения почетного гражданства было распространено на служащих Российско-Американской компании (из сословий, не имеющих права на государственную службу).
В 1845 было подтверждено право на потомственное почетное гражданство купцов, получивших ордена Св. Владимира и Св. Анны. После выхода манифеста 1845 получение на гражданской службе чинов 14-10 классов и 9-го при отставке стало приносить личное почетное гражданство, хотя ранее давало личное дворянство. По указу от 3 марта 1847 года почетные граждане должны были вноситься вместо именитых граждан в пятую часть городовой обывательской книги; туда же в соответствии с указом от 15 февраля 1854 года подлежали внесению и личные дворяне. В 1848 право получения почетного гражданства (личного) было распространено на выпускников Лазаревского института. В 1849 к почетным гражданам были причислены врачи, фармацевты и ветеринары. В этом же году право на личное почетное гражданство было предоставлено выпускникам гимназий детям личных почетных граждан, купцов и мещан. В 1849 личные почетные граждане получили возможность поступать на военную службу на правах вольноопределяющихся. В 1850 право на награждение званием личного почетного гражданина получили евреи, состоящие по особым поручениям при генерал-губернаторах в черте оседлости ("ученые евреи при губернаторах"). В 1862 право на почетное гражданство получили технологи 1-го разряда и инженеры-технологи, окончившие С.-Петербургский технологический институт. В 1865 для купцов, в связи со значительным ростом сословия, срок непрерывного пребывания в 1-й гильдии, необходимый для того, чтобы претендовать на причисление к потомственному гражданству, был увеличен до 20 лет, а купцы 2-й гильдии были лишены этого права. Кроме того, правила о возведении купцов в потомственное почетное гражданство были распространены и на евреев. В 1866 право на получение потомственного почетного гражданства было предоставлено купцам 1-й и 2-й гильдий, купившим имения в Западных губерниях ценой не менее 15 тыс. руб.