Формирование отдельных категорий дел постоянного хранения
Положения, Уставы организации формируются в отдельные дела по году утверждения или регистрации. Так как подлинные экземпляры указанных документов могут храниться в фондах вышестоящих организаций, утверждающих их, в регистрирующих органах в дело помещаются заверенные копии документов, что отражается в заголовке к делу.
Положения о структурных подразделениях и типовые должностные инструкции работников формируются в отдельные дела в пределах года. Индивидуальные должностные инструкции включаются в личные дела работников.
Распорядительные документы (постановления, распоряжения, приказы) группируются в дела по видам и хронологии с относящимися к ним приложениями.
Приказы по основной деятельности формируются отдельно от приказов по личному составу и приказов по административно-хозяйственным вопросам.
В случае если в делопроизводстве организации приказы, распоряжения по основной, административно-хозяйственной деятельности и по личному составу издаются с единой валовой нумерацией, производится выделение из дел приказов по административно-хозяйственным вопросам (срок хранения - 5 лет) и по личному составу с формированием отдельных дел. О выделение указанных документов из дел указывается в предисловии к описи.
К приказам по административно-хозяйственным вопросам относятся: приказы о переносе рабочего дня, о работе в праздничные и выходные дни, об изменении режима работы, о проведении инвентаризации и др.
Если количество приказов (распоряжений) по административно-хозяйственным вопросам незначительно, их выделение можно не проводить.
В некоторых организациях право издания распорядительных документов имеет несколько должностных лиц (генеральный директор, главный инженер). Если распорядительные документы одного вида, подписанные несколькими должностными лицами, издавались с единой валовой нумерацией, то они формируются в одно дело. В случае издания распорядительных документов одного вида, подписанных несколькими должностными лицами, с отдельной нумерацией документов, формируются отдельные дела с распорядительными документами по авторскому признаку.
Если в делопроизводстве организации распорядительным документам разных видов (приказы и распоряжения) присвоена единая валовая нумерация (что не соответствует требованиям делопроизводства), то их формируют в одно дело, о чем отмечается в предисловии.
В ряде органов исполнительной власти города издаются распорядительные документы по различным направлением деятельности с отдельной нумерацией документов (распоряжения главы управы района по жилищным вопросам и др.) В таком случае формируются отдельные дела по каждому направлению деятельности.
Распорядительные документы вышестоящих организаций, относящиеся к деятельности конкретной организации формируются в отдельное дело постоянного хранения. В случае поступления в один архив фонда вышестоящей и конкретной организации, чтобы избежать межфондового дублирования документов, в фонд конкретной организации документы вышестоящей организации не включаются. Например, распоряжения Мэра и Правительства Москвы, распоряжения префектов административных округов, поступающие в Центральный архив города Москвы, не включаются в фонды нижестоящих организаций, передающих свои документы в тот же архив.
Распорядительные документы группируются в дела в возрастающем порядке номеров и дат. Выявляются отсутствующие документы, организуется их поиск. При утрате распорядительного документа возможна его замена копией. Если в распорядительных документах нарушена нумерация, имеются литерные номера, пропущенные в делопроизводстве номера, двойные номера, то документы систематизируются по датам, независимо от номеров.
Уставы, положения, инструкции, регламенты, штатные расписания и другие документы, утвержденные распорядительными документами, являются приложениями к ним и группируются вместе с указанными документами. Если же они утверждены в качестве самостоятельного документа, то их группируют в самостоятельные дела.
Поручения Мэра Москвы, Московской городской Думы, Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы и документы по их исполнению группируются в дела в порядке возрастания дат или номеров поручений.
Протоколы (заседаний коллегиальных органов, комиссий, совещаний, конференций, съездов) группируются вместе с документами, на основании которых они готовились (повестка дня, доклады, проекты решений и др.), по хронологии и порядку номеров в одном деле или отдельно каждый протокол, в зависимости от объема протокола и прилагаемых к нему документов, которые помещаются после протоколов в последовательности рассмотрения вопросов.
При значительном объеме прилагаемых к протоколам документов (документы к протоколам межведомственных комиссий (чертежи, справки, планы - схемы) могут составлять несколько томов), они выделяются в отдельные дела, где документы систематизируются по порядку рассматриваемых вопросов в протоколе.
Стенограммы заседаний, как, правило, формируются в отдельные дела.
Плановая и отчетная документация (в том числе сметы доходов и расходов, финансовые планы, бухгалтерские отчеты и др.) помещается в дела того года, к которому она относится по своему содержания, независимо от времени ее составления, утверждения или даты поступления. Перспективные планы должны быть отнесены к начальному году их действия, отчеты о выполнении перспективного плана - к последнему году действия плана. Документы о коррективах к перспективному плану относятся к тому году, на который они составлены.
Прогнозы, перспективные планы формируются отдельно от годовых планов. При отсутствии годовых планов (отчетов) на постоянное хранение оставляют полугодовые, квартальные или месячные планы, которые формируются в дела по хронологии.
Пояснительные записки должны предварять отчет или план, приложения располагают за основным документом
Годовые планы по основной деятельности могут формироваться вместе с годовыми отчетами об их выполнении при небольшом объеме документов.
Статистические отчеты могут группироваться в одном деле вместе с другими документами по данному вопросу (к отчету организации по основной деятельности могут прилагаться соответствующие формы статистической отчетности).
Годовой бухгалтерский отчет формируется, как правило, в делопроизводстве организации и расформированию не подлежит. В случае поступления документов в россыпи бухгалтерский отчет формируется в следующем порядке: объяснительная записка к отчету, баланс и приложения. Приложения к бухгалтерскому отчету систематизируются в последовательности статей баланса или в порядке, установленном соответствующей бухгалтерской инструкцией.
Штатные расписания и изменения к ним формируются в одно дело в пределах года в хронологической последовательности изменений.
Документы подведомственных организаций, территориальных органов общественных объединений, поступающие на постоянное хранение в составе фонда вышестоящей организации, центрального аппарата общественного объединения, группируются в самостоятельные дела по каждой организации либо по предметно-тематическому или номинальному признакам по всем подведомственным организациям.
Договоры, соглашения постоянного срока хранения при отсутствии в документе срока окончания действия договора, соглашения формируются в дело по году подписания. Внутри дела (при наличии нескольких договоров) они могут располагаться в алфавитном порядке названия организаций, стран, по хронологии или по тематическому признаку.
Договоры с указанием сроков их действия (особенно те, которые содержат финансовые обязательства) и делопроизводство, по которым ведется в течение длительного периода времени, формируются по дате окончания срока действия договора.
Переписка, отобранная на постоянное хранение, группируется в деле в хронологической последовательности за один календарный год, документ-ответ помещается за документом-запросом. Хронология соблюдается по инициативным документам. При возобновлении переписки по определенному вопросу начавшемся в предыдущем году документы включаются в дело текущего года. При формировании таких дел в делопроизводстве на документах текущего года указывается индекс дела предыдущего года.
В зависимости от специфики деятельности организации переписка может группироваться также за учебный год, срок созыва выборных органов и т.д.
Переписку необходимо группировать в дела со всеми приложениями, возникшими в ходе решения данного вопроса. Возможно формирование дел с перепиской по корреспондентскому, тематическому и другим признакам. Внутри таких дел документы систематизируются по хронологии.
Предложения, заявления, жалобы граждан, отобранные для постоянного хранения, группируются в деле по алфавиту заявителей за каждый календарный год. Все документы, относящиеся к одному заявителю, составляют самостоятельную группу. Повторные предложения, заявления граждан группируются вместе с первичными документами. Внутри группы документы располагаются в хронологическом порядке.
Дела, сформированные из различных документов по одному вопросу, но не связанных с последовательностью исполнения, где в качестве вида дела употребляется термин "документы" систематизируются по хронологии, по авторскому, территориальному признаку и др.
Документы постоянного хранения, выполненные в журнальной форме (протоколы заседаний комиссий и др.) расформированию не подлежат. Приложения к ним (справки, отчеты и др.) формируются в отдельные дела.
Документы с грифом "ДСП", содержащие сведения ограниченного распространения, включаются в дела наряду с другими документами в соответствии с тематикой документов и их видами. При большом объеме таких документов их можно группировать в отдельные дела.