Налоговая политика государства. Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических
Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов является налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.
Налоговая политика государства:
• относится к косвенным методам государственного регулирования экономики;
• определяет важнейшие направления использования налогового механизма;
• способствует практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.
В зависимости от форм и методов экономической и финансовой политики выделяют различные модели налоговой политики государства (рис 1.3).
Чаще всего модели налоговой политики используются не в чистом виде, а в различном их сочетании, когда какая-либо из них является превалирующей.
Рисунок 1.3 – Модели налоговой политики государства
Центральный вопрос налоговой политики - это необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы.
В зависимости от целей, избранных приоритетными, и соответствующей формы используют тот или иной метод налоговой политикиили их совокупность.
Можно выделить следующие методы:
- регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;
- регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;
- регулирование отраслевой налоговой нагрузки;
- регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов и другие.
В силу различий предприятий по фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости, рентабельности продукции величина показателей налогового бремени различна.
Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) и показывает уровень налогового бремени на налогоплательщика.
Так, в среднем, налоговая нагрузка по России составила (таблица 1.1):
Таблица 1.1 – Средняя налоговая нагрузка по России, %
Период Показатель | 2006г | 2007г | 2008г | 2009г | 2010г | 2011г | 2012г | 2013г | 2014г |
Налоговая нагрузка | 11,6 | 14,4 | 13,5 | 12,4 | 9,4 | 9,7 | 9,8 | 9,9 | 9,8 |
Примеры налоговой нагрузки по отраслямприведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2- Налоговая нагрузка по отраслям экономики, %
Период Отрасли | 2006г | 2007г | 2008г | 2009г | 2010г | 2011г | 2012г | 2013г | 2014г |
Добыча полезных ископаемых: | 45.1 | 54.8 | 46.0 | 30.8 | 30.3 | 33.2 | 35,2 | 35,7 | 38,5 |
в т.ч. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 45,1 | 60,2 | 50,5 | 33,2 | 33,2 | 36,3 | 39,0 | 39,6 | 42,6 |
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических полезных ископаемых | 14,5 | 17,9 | 16,5 | 13,1 | 11,0 | 13,0 | 10,6 | 8,2 | 8,3 |
Строительство | 11,9 | 15,9 | 14,5 | 16,2 | 11,3 | 12,2 | 13,0 | 12,0 | 12,3 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий | 3,8 | 2,7 | 3,0 | 3,0 | 2,4 | 2,4 | 2,8 | 2,6 | 2,6 |
Налоговая нагрузка организации рассчитывается по формуле:
НН = Н : Д * 100% (1.1)
где, НН - Налоговая нагрузка (в %)
Н - сумма налогов, начисленных за период расчета. В этот показатель не включаются налоги, удерживаемые в качестве налогового агента, а также взносы в фонды обязательного государственного страхования.
Д - Доходы по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов. Включаются все доходы (доходы от реализации и прочие доходы).
Например: Доходы организации составили за год 100 млн. рублей. Совокупные налоговые платежи за год составили – 10 млн. рублей.
Налоговая нагрузка 10% (10 млн. : 100 млн. * 100).
Обратите внимание:
1 Налоговая нагрузка рассчитывается без учета сумм налогов, удержанных организацией как налоговым агентом.
2 В расчете налоговой нагрузки не участвуют суммы взносов в фонды обязательного государственного страхования, так как взносы к налогам не относятся.
3 Сумма доходов определяется по данным бухгалтерской отчетности без НДС и акцизов.
4 Суммы налогов определяем за налоговый период по налоговым декларациям. При этом в расчет включаем сумму налога, исчисленную к уплате.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.
Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.
Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.
Практическая реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм,то есть совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация целей налоговой политики.
К элементам налогового механизма относят: планирование, регулирование и контроль.
Налоговое планирование — это экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование: оперативное; текущее; долгосрочное; стратегическое.
Налоговое регулирование — это система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.
Налоговое регулирование осуществляется различными способами и методами:
§ способы - льготы и санкции;
§ методы - инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты,
и другие.
Налоговый контроль - это комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлении с целью принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения направленных на приближение фактического исполнения к запланированному.
Согласно ст. 82 НК РФ существуют следующие типовые формы налогового контроля:
1) налоговая проверка — основная форма налогового контроля, осуществляемая в виде камеральной и выездной налоговой проверки.
Камеральная налоговая проверка (КНП) является наиболее массовым видом проверок, регламентируется ст. 88 НК РФ. Основное содержание КНП заключается в: анализе налоговой отчетности налогоплательщика; установлении логической связи между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика; оценке достоверности представленных налогоплательщиком сведений.
КНП проводится по месту нахождения налогового органа на основе документов:
-налоговых деклараций (п.1 ст.80 НК РФ);
-расчета авансового платежа по конкретному налогу;
-расчета сбора и иных документов, предусмотренных ст.80.
Выездная налоговая проверка (ВНП) проводится на территории налогоплательщика на основании письменного решения руководителя налогового органа.
Согласно п.4 ст. 89 НК РФ предметом ВНП являются правильность исчисления и своевременность уплаты конкретных налогов (как по одному, так и нескольким налогам).
В рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году проверки.
2) получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов;
3) проверка данных учета и отчетности налогоплательщиков;
4) осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиками для извлечения дохода (прибыли);
5) другие формы, которые могут быть предусмотрены НК РФ.
В ходе налогового контроля контролирующие органы проверяют:
§ правильность формирования налоговой базы;
§ законность использования налоговых льгот;
§ соблюдение сроков уплаты налогов и др. вопросы.
Указанный контроль осуществляется в три последовательные стадии:
ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ налоговый контроль - осуществляется в форме государственной регистрации и постановки на налоговый учет.
ТЕКУЩИЙ налоговый контроль - в ходе налоговой проверки.
ПОСЛЕДУЮЩИЙ налоговый контроль - после поступления (истечения срока поступления) налогов в соответствующий бюджет.
С 1 января 2015 года в России введена новая форма взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов: налоговый мониторинг (ФЗ- № 348 от 4 ноября 2014г).
В ходе мониторинга налоговые органы получают оперативный доступ к бухгалтерской и налоговой документации налогоплательщика и могут оперативно проверять ее правильность. На период мониторинга компания будет избавлена от камеральных и выездных проверок. Мониторинг проводиться добровольно. Предприниматель может подать заявление, если за последний календарный год уплатил НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ на общую сумму не менее 300 млн руб. А общий объем доходов и стоимость активов должны составлять не менее 3 млрд руб.
Основным показателем эффективности налогового механизма является коэффициент собираемости налогов в соответствующий территориальный бюджет (Ксн):
Ксн = Нр/Нпл (1.2),
где, Нр - реально собираемая сумма налогов, поступающая в бюджет соответствующего территориального образования за определенный период времени, руб.;
Нпл. - планируемая (или расчетная) сумма налоговых поступлений соответствующего территориального образования за этот же временной период.
Если Ксн > 1, то план собираемости налогов в определенном территориальном образовании перевыполнен, а если Ксн < 1, то недовыполнен.
Соответственно, чем выше величина коэффициента, тем более эффективен налоговый механизм, и наоборот.