Налоговая политика государства. Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических

Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов является налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

Налоговая политика государства:

• относится к косвенным методам государственного регулирования экономики;

• определяет важнейшие направления использования налогового механизма;

• способствует практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

В зависимости от форм и методов экономической и финансовой политики выделяют различные модели налоговой политики государства (рис 1.3).

Чаще всего модели налоговой политики используются не в чистом виде, а в различном их сочетании, когда какая-либо из них является превалирующей.

Налоговая политика государства. Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических - student2.ru

Рисунок 1.3 – Модели налоговой политики государства

Центральный вопрос налоговой политики - это необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы.

В зависимости от целей, избранных приоритетными, и соответствующей формы используют тот или иной метод налоговой политикиили их совокупность.

Можно выделить следующие методы:

- регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;

- регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

- регулирование отраслевой налоговой нагрузки;

- регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов и другие.

В силу различий предприятий по фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости, рентабельности продукции величина показателей налогового бремени различна.

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) и показывает уровень налогового бремени на налогоплательщика.

Так, в среднем, налоговая нагрузка по России составила (таблица 1.1):

Таблица 1.1 – Средняя налоговая нагрузка по России, %

Период Показатель 2006г 2007г 2008г 2009г 2010г 2011г 2012г 2013г 2014г
Налоговая нагрузка 11,6 14,4 13,5 12,4 9,4 9,7 9,8 9,9 9,8

Примеры налоговой нагрузки по отраслямприведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2- Налоговая нагрузка по отраслям экономики, %

Период Отрасли 2006г 2007г 2008г 2009г 2010г 2011г 2012г 2013г 2014г
Добыча полезных ископаемых: 45.1 54.8 46.0 30.8 30.3 33.2 35,2 35,7 38,5
в т.ч. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 45,1 60,2 50,5 33,2 33,2 36,3 39,0 39,6 42,6
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических полезных ископаемых 14,5 17,9 16,5 13,1 11,0 13,0 10,6 8,2 8,3
Строительство 11,9 15,9 14,5 16,2 11,3 12,2 13,0 12,0 12,3
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий 3,8 2,7 3,0 3,0 2,4 2,4 2,8 2,6 2,6

Налоговая нагрузка организации рассчитывается по формуле:

НН = Н : Д * 100% (1.1)

где, НН - Налоговая нагрузка (в %)

Н - сумма налогов, начисленных за период расчета. В этот показатель не включаются налоги, удерживаемые в качестве налогового агента, а также взносы в фонды обязательного государственного страхования.

Д - Доходы по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов. Включаются все доходы (доходы от реализации и прочие доходы).

Например: Доходы организации составили за год 100 млн. рублей. Совокупные налоговые платежи за год составили – 10 млн. рублей.

Налоговая нагрузка 10% (10 млн. : 100 млн. * 100).

Обратите внимание:

1 Налоговая нагрузка рассчитывается без учета сумм налогов, удержанных организацией как налоговым агентом.

2 В расчете налоговой нагрузки не участвуют суммы взносов в фонды обязательного государственного страхования, так как взносы к налогам не относятся.

3 Сумма доходов определяется по данным бухгалтерской отчетности без НДС и акцизов.

4 Суммы налогов определяем за налоговый период по налоговым декларациям. При этом в расчет включаем сумму налога, исчисленную к уплате.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.

Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

Практическая реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм,то есть совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация целей налоговой политики.

К элементам налогового механизма относят: планирование, регулирование и контроль.

Налоговое планирование — это экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование: оперативное; текущее; долгосрочное; стратегическое.

Налоговое регулирование — это система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Налоговое регулирование осуществляется различными способами и методами:

§ способы - льготы и санкции;

§ методы - инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты,

и другие.

Налоговый контроль - это комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлении с целью принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения направленных на приближение фактического исполнения к запланированному.

Согласно ст. 82 НК РФ существуют следующие типовые формы налогового контроля:

1) налоговая проверка — основная форма налогового контроля, осуществляемая в виде камеральной и выездной налоговой проверки.

Камеральная налоговая проверка (КНП) является наиболее массовым видом проверок, регламентируется ст. 88 НК РФ. Основное содержание КНП заключается в: анализе налоговой отчетности налогоплательщика; установлении логической связи между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика; оценке достоверности представленных налогоплательщиком сведений.

КНП проводится по месту нахождения налогового органа на основе документов:

-налоговых деклараций (п.1 ст.80 НК РФ);

-расчета авансового платежа по конкретному налогу;

-расчета сбора и иных документов, предусмотренных ст.80.

Выездная налоговая проверка (ВНП) проводится на территории налогоплательщика на основании письменного решения руководителя налогового органа.

Согласно п.4 ст. 89 НК РФ предметом ВНП являются правильность исчисления и своевременность уплаты конкретных налогов (как по одному, так и нескольким налогам).

В рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году проверки.

2) получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов;

3) проверка данных учета и отчетности налогоплательщиков;

4) осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиками для извлечения дохода (прибыли);

5) другие формы, которые могут быть предусмотрены НК РФ.

В ходе налогового контроля контролирующие органы проверяют:

§ правильность формирования налоговой базы;

§ законность использования налоговых льгот;

§ соблюдение сроков уплаты налогов и др. вопросы.

Указанный контроль осуществляется в три последовательные стадии:

ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ налоговый контроль - осуществляется в форме государственной регистрации и постановки на налоговый учет.

ТЕКУЩИЙ налоговый контроль - в ходе налоговой проверки.

ПОСЛЕДУЮЩИЙ налоговый контроль - после поступления (истечения срока поступления) налогов в соответствующий бюджет.

С 1 января 2015 года в России введена новая форма взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов: налоговый мониторинг (ФЗ- № 348 от 4 ноября 2014г).

В ходе мониторинга налоговые органы получают оперативный доступ к бухгалтерской и налоговой документации налогоплательщика и могут оперативно проверять ее правильность. На период мониторинга компания будет избавлена от камеральных и выездных проверок. Мониторинг проводиться добровольно. Предприниматель может подать заявление, если за последний календарный год уплатил НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ на общую сумму не менее 300 млн руб. А общий объем доходов и стоимость активов должны составлять не менее 3 млрд руб.

Основным показателем эффективности налогового механизма является коэффициент собираемости налогов в соответствующий территориальный бюджет (Ксн):

Ксн = Нр/Нпл (1.2),

где, Нр - реально собираемая сумма налогов, поступающая в бюджет соответствующего территориального образования за определенный период времени, руб.;

Нпл. - планируемая (или расчетная) сумма налоговых поступлений соответствующего территориального образования за этот же временной период.

Если Ксн > 1, то план собираемости налогов в определенном территориальном образовании перевыполнен, а если Ксн < 1, то недовыполнен.

Соответственно, чем выше величина коэффициента, тем более эффективен налоговый механизм, и наоборот.

Наши рекомендации