Основные проблемы текущего состояния промышленности России

В настоящее время, во-первых, снизился общий уровень промышленного производства. Во-вторых, произошли существенные различия в глубине сокращения производства в отдельных отраслях промышленности. Это привело к значительным изменениям в структуре производимой в стране промышленной продукции: выросла доля продукции сырьевого и промежуточного характера в ущерб продукции с высокой добавленной стоимостью. Высокая цена на продукцию ТЭК разоряет предприятия перерабатывающей промышленности. Отечественная перерабатывающая промышленность становится неконкурентоспособной. В-третьих, в результате значительного сокращения инвестиций в основной капитал промышленности возросла степень износа основных производственных фондов и резко ухудшилась их возрастная структура. А модернизация основного капитала требует долгосрочных, устойчивых, консолидированных источников инвестиций самих субъектов экономики и государства. В-четвертых, произошло снижение инвестиционной активности промышленных предприятий.

В ходе проверки счетной палатой РФ за 2007-2009 гг. ОАО "НК "Роснефть", госкорпорации "Росатом", ОАО "Интер РАО ЕЭС" выяснилось, что инвестиционные программы увеличились, но увеличение инвестиционной программы "Интер РАО ЕЭС" произведено за счет увеличения покупки активов при одновременном снижении объемов капитальных вложений. В ОАО "Газпром", ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "Аэрофлот" объемы инвестиционных программ уменьшились[58].

По данным В.О. Карачаровского «в 2007 году 48% предприятий нефтегазодобывающей отрасли заявляли о недостатке средств как факторе, ограничивающем инвестиционную активность, притом, что в том же году чистая прибыль трех сырьевых компаний (Газпрома, Роснефти и Лукойла) составляла более трети профицита государственного бюджета!»[59] Для современной российской промышленности характерна импортизация внутреннего рынка и неэффективность механизмов финансового, научно-технологического, кадрового воспроизводства. Отмечается недостаток инфраструктуры, навыков сбыта, сервиса, слабый менеджмент, низкая финансовая дисциплина и ответственность. Наблюдается неоптимальная структура крупных и малых предприятий, несбалансированная с промышленной политикой тарифная политика в сфере естественных монополий. Отсутствие оборотных и инвестиционных средств приводит к деградации промышленности. Таким образом, без кардинальных изменений в российской промышленности успешная модернизация невозможна. Все это увеличивает роль продуманной государственной промышленной политики.
2. Промышленная политика РФ на современном этапе: понятие, субъекты, стратегии и инструменты.

Понятие «промышленная политика» довольно обстоятельно раскрыто в отечественной литературе, как направление (подсистема) экономической политики государства. Она:

1) характеризуется собственным специфическим объектом (индустриальным комплексом национальной экономики);

2) по сути, представляет собой формирование и реализацию стратегических целей и приоритетов развития промышленности (посредством многообразной совокупности средств);

3) включает ряд взаимосвязанных структурных компонентов (собственных подсистем), выделяемых по различным классификационным основаниям;

4) может носить общесистемный, селективный, активный, пассивный характер.[60] Она должна периодически обновляться и уточняться с учетом изменений в экономике страны, во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве.

Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства.

В настоящее время промышленная политика понимается, прежде всего, как политика формирования эффективных конкурентоспособных предприятий, способных осуществлять необходимые государству проекты и программы. Конкурентоспособность связана чаще всего с крупными транснациональными корпорациями.

СУБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ:

государственные органы власти и управления на федеральном и региональном уровне; промышленные корпорации; союз промышленников и предпринимателей.

В качестве субъектов промышленной политики очень активно начинают выступать регионы. Можно сказать, что они даже опережают федеральное правительство в изменении своих управленческих ориентиров. В десятках субъектов Российской Федерации, таких, как, например, Свердловская, Тульская, Пермская области, Башкортостан и других, уже разработаны стратегии и программы промышленной политики соответствующего региона, и в тех пределах и с теми ресурсами, которыми эти регионы располагают, они пытаются поменять вектор развития на устойчивый промышленный рост. Очень важным субъектом промышленной политики выступают крупные промышленные ассоциации и союзы, такие, как Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, отраслевые объединения.

Стратегии промышленной политики:

1. Стратегия «использования природных ресурсов». Она заключается в освоении и экспорте природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим использованием полученных доходов для повышения благосостояния населения и развития ряда отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Ее придерживались в основном страны с богатыми запасами нефти - страны Персидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия.

2. Стратегия «преследования». Промышленность, опираясь главным образом, на дешевую рабочую силу, осваивает производство конкурентоспособной продукции. Основной упор делается на воспроизводство уже созданных образцов по более низкой цене. Только закрепившись на рынках, компании «преследующих» стран переходят в более качественным и оригинальным изделиям. Такой стратегии придерживались Япония, Южная Корея, в значительной мере эту стратегию использует Китай.

3. Стратегия «передовых рубежей».Состоит в том, чтобы, опираясь на достижения научно-технического прогресса, создавать новые продукты и технологии, формировать спрос на них и новые рынки. Этой стратегии придерживаются США, Англия, Франция, Германия и другие индустриальные страны[61].

При разработке промышленной политики необходимо проанализировать, какая из названных выше стратегий наиболее подходит для нашей страны. Органом, который должен этим заниматься является Министерство промышленности и торговли РФ.

При проведении промышленной политики используются самые разнообразные методы и инструменты.

Наши рекомендации