Приказы: государственные, дворцовые, патриаршие
Государственное управлениеОбщая тенденция развития государственной системы России во второй половине XVII в. — переход от самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от сословно-представительной монархии — к абсолютной.
Абсолютизм — это форма государственного правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. При абсолютизме феодальное государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный аппарат, постоянная армия и полиция, деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.
Боярская думаБольшую роль в управлении государством играла в начале столетия Боярская дума.
В Думу входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Самым важным и престижным был первый чин — боярин. В этот чин царем назначались лица из двух десятков самых знатных фамилий, потомков правящих домов Древней Руси, а также старых московских боярских родов. Окольничими были князья и потомки московских бояр. Все они были выходцами из 60 наиболее древних и знатных фамилий1. Чин думных дворян получали дворяне, выбившиеся «в люди» благодаря личным заслугам, долгой и верной службе государю: здесь не было ни одного князя. Исключение представлял Кузьма Минин — нижегородский торговец, представитель «третьего сословия», получивший чин думного боярина за спасение Отечества в годы иноземного разорения. В целом думными дворянами стали в XVII в. представители 85 фамилий мелкого российского дворянства.
Думные дьяки выслужились из простых приказных дьяков, а иногда и подьячих. Они, как правило, были дельцами-бюрократами и играли большую роль в делах управления. В их функции входило доклады- вание дела в Думе и формирование ее решения.
На заседаниях Думы обсуждались по указанию царя наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона, спорные вопросы по представлению приказов, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением, и Дума являлась законодательным, распорядительным и контролирующим органом.
Председателем Думы был царь, в его отсутствие — знатный боярин по поручению царя.
XVIIв. был периодом существенного роста роли Боярской ду- мы, поскольку царская власть в период Смутного времени была ослаблена и шла борьба за русский престол. Особенно повысилось значение Думы, когда в 1606—1610 гг. на престоле был Василий Шуйский (1552—1612). Он подчинился требованиям бояр и принял от них крестоцеловальную грамоту, что означало небывалое ограничение боярами власти царя. После его низложения на Руси даже был период, когда вся полнота власти временно перешла к Боярской думе. Она состояла тогда из семи влиятельных бояр, поэтому ее правление в период междуцарствия получило в истории название семибоярщины. В эти годы Русь была на грани утраты своей государственности, т.е. государственной самостоятельности.
При царе существовала так называемая Ближняя или Тайная дума — узкий круг особо доверенных лиц, советников верховного правителя. Для управления текущими делами в случае отъезда царя из столицы Боярская дума создавала временные комиссии; более важные дела посылались «в поход» царю. При Боярской думе с 1681 по 1694 гг. существовала Расправит палата, в которую входило 11 и более членов. Это был особый судебный отдел для рассмотрения спорных гражданских дел.
Земские соборыВ XVII в. Земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась — возросло представительство дворян и посадских людей.
Исключительно важное значение имел Земский собор 1613 г., созванный с целью восстановления государственной власти в Рос- сии — избрания на русский престол нового царя. Для его созыва по стране были разосланы грамоты.
По своему составу этот Собор был самым представительным за всю историю Земских соборов России. В нем участвовало примерно 700—800 человек. Это был единственный Собор, на котором присутствовали, помимо высших сословий, представители стрельцов, казаков, дворцовых и черносошных крестьян.
ПриказыXVII в. занимает в развитии аппарата государственного управления в России особое место. В этот период в России развивались товарно-денежные отношения, зарождались буржуазные связи, возникали мануфактуры, обострилась классовая борьба и расширились задачи, стоящие перед феодальным государством. Именно в этом столетии вместо немногочисленной и в определенной мере случайной по составу группы лиц к работе в государственных учреждениях России приходит особая специальная прослойка, получившая общее наименование приказных людей. Приказные люди — специальная, сформировавшаяся в XVII в. в сословную группа служилых людей, основной обязанностью которых была работа в государственных учреждениях в центре и на местах.
Первая половина XVII в. — время расцвета сословно-представительной монархии в России. Этому этапу соответствует и расцвет приказной системы и постепенного внедрения ее во все отрасли управления.
Особое место в приказной системе занял приказ Тайных дел, возглавлявшийся самим царем, созданный в 1654 г. и просуществовавший до 1675 г. Он был учреждением нового типа, осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов, но прежде всего он был личной канцелярией царя.
Во второй половине XVII в. по-прежнему практиковалось совмещение управления несколькими приказами, создавались временные приказы.
Тезис 3. В 1682 г. отменено местничество, т.е. принцип занятия должности в зависимости от знатности происхождения и служебного положения предков. «Разрядные книги», где фиксировались родословные и назначение на должности, сожгли. С этого времени утвердился принцип служебного соответствия.