Осуществление контроля за УИС Парламентом РФ
Контроль высшего законодательного органа страны – Федерального Собрания РФ за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, вытекает из конституционного принципа разделения властей, согласно которому важнейшей функцией парламента является контроль за исполнительной властью.
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, его организационно-правовые формы можно условно подразделить на 1) парламентские (инициируются и в них принимает участие большинство представителей палаты) и 2) индивидуальные, связанные с деятельностью отдельных членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.
К первой группе относятся: законотворческая работа, ответы министра юстиции и директора ФСИН России на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, парламентские запросы, парламентские слушания, деятельность комитетов и комиссий палат.
Ко второй следует отнести: 1) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, в том числе и осужденных; 2) личное посещение пенитенциарных учреждений; 3) внесение запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса) соответствующему должностному лицу; 4) обращение с устными и письменными вопросами к членам Правительства РФ на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ (во время проведения «правительственного часа» с участием министра юстиции РФ, директора ФСИН России и иных должностных лиц), обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан при исполнении уголовных наказаний и др.
Таким образом, парламентский контроль за деятельностью персонала пенитенциарной системы в настоящее время включает в себя в основном общие информативные формы, основанные на авторитете законодательной власти и ее потенциальных возможностей влияния на органы исполнительной власти (парламентские и депутатские запросы, «правительственный час», иные парламентские мероприятия). Большое место в осуществлении реального контроля законодательных органов имеют непосредственные посещения членами парламента пенитенциарных учреждений, рассмотрение жалоб и обращений осужденных и сотрудников. Важное значение для обеспечения безопасности, законности и правопорядка в пенитенциарных учреждениях в перспективе должны сыграть парламентские расследования.
Вопросы для самоконтроля.
1) Раскройте конституционные полномочия Президента РФ.
2) Какие полномочия Президента РФ, связанны с осуществлением контроля за деятельностью персонала ФСИН России?
3) Какие функции контроля осуществляет аппарат Правительства РФ?
4) Что Вы знаете о парламентской форме контроля?
5) Какие имеются формы индивидуального контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание?
Контрольные тесты по теме.
В чем заключается конституционно-правовая сущность Президент РФ в сфере обеспечения прав? (Укажите наиболее точный вариант ответа).
1) Глава государства, гарант Конституции РФ, верховный главнокомандующий, субъект законодательного процесса.
2) Глава государства, гарант прав и свобод человека и гражданина, верховный главнокомандующий, лидер партии «Единая Россия».
3) Глава государства, гарант Конституции РФ, гарант прав и свобод человека и гражданина, верховный главнокомандующий, субъект законодательного процесса.
4) Глава государства, гарант Конституции РФ, гарант прав и свобод человека и гражданина, осуществляющий контроль за исполнительной властью.
Какой формы парламентского контроля за деятельностью УИС нет?
1) Ответы министра юстиции и директора ФСИН России на вопросы членов Совета Федерации.
2) Парламентские запросы.
3) Парламентские слушания.
4) парламентские прения.
Что не входит в компетенцию Полномочного представителя Президента РФ в области обеспечения прав человека:
1) Организация контроль за исполнением федеральных законов.
2) Взаимодействие с Контрольным управлением Президента РФ при организации проверок.
3) Взаимодействие с адвокатурой РФ при организации проверок.
4) Взаимодействие с прокуратурой РФ при организации проверок.
Кому принадлежит инициатива возбуждения парламентского расследования, в том числе при осуществлении контроля за деятельностью УИС:
1) Счетной палате РФ, депутатам Государственной Думы, Уполномоченному по правам человека в РФ.
2) Членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Уполномоченному по правам человека в РФ.
3) Членам Совета Федерации иорганам государственной власти субъектов РФ.
Председатель Правительства РФ при осуществлении контроля имеет право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания:
1) По специальному разрешению администрации этих учреждений и органов.
2) Без специального на то разрешения.
3) С разрешения в письменной форме территориального органа УИС.
4) После уведомления директора ФСИН России.
Т Е М А 3