VI. Осуществление контроля и мониторинга

Организаторами торговли

6.1. Инструкция о внутреннем контроле организатора торговли должна предусматривать порядок взаимодействия контрольного подразделения организатора торговли с Федеральной службой.

6.2. Организатор торговли обязан осуществлять ежедневный контроль за деятельностью маркет-мейкеров по следующим показателям:

спрэд двусторонней котировки;

объем двусторонней котировки;

максимальный объем сделок, заключенных на основании двусторонних котировок, по достижении которого маркет-мейкер освобождается от обязанности по поддержанию двусторонних котировок или обязан принять обязательства по выставлению только заявок на покупку или только заявок на продажу;

период времени, в течение которого маркет-мейкер имеет право не подавать заявки в рамках исполнения своих обязательств.

Организатор торговли обязан не реже одного раза в год осуществлять проверку деятельности маркет-мейкера по всем совершенным им через организатора торговли сделкам, в том числе и в связи с выполнением обязательств маркет-мейкера.

6.3. В случае включения ценных бумаг эмитента в котировальный список фондовой биржи фондовая биржа обязана осуществлять мониторинг и контроль за соответствием ценной бумаги и ее эмитента (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) требованиям, установленным настоящим Положением и фондовой биржей для включения и нахождения ценной бумаги в соответствующем котировальном списке.

6.3.1. Мониторинг и контроль за соответствие ценной бумаги и ее эмитента (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) требованиям, установленным настоящим Положением и фондовой биржей для включения и нахождения ценной бумаги в соответствующем котировальном списке, должны быть возложены на отдел по листингу фондовой биржи.

6.3.2. Мониторинг и контроль за соблюдением эмитентами требований, предусмотренных в Приложениях N 1 - 4 к настоящему Положению, осуществляются на основе представляемых эмитентами фондовой бирже информации и документов (устава, внутренних документов, ежеквартальных отчетов, годовых отчетов, сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, информации о проведении заседаний совета директоров и т.д.), а также на основе сообщений в средствах массовой информации и другой информации, поступившей фондовой бирже.

6.3.3. Фондовая биржа устанавливает процедуры осуществления мониторинга и контроля за соответствие ценной бумаги и ее эмитента (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) требованиям, установленным настоящим Положением и фондовой биржей для включения и нахождения ценной бумаги в соответствующем котировальном списке, в том числе порядок и сроки представления эмитентами фондовой бирже необходимой информации и документов.

Фондовая биржа обязана немедленно уведомлять эмитента о несоответствиях, выявленных при осуществлении мониторинга и контроля.

6.4. Организаторы торговли обязаны осуществлять контроль за сделками с ценными бумагами, совершаемыми через организаторов торговли, а также участниками торгов.

6.4.1. Организатор торговли формирует отдельное подразделение (назначает уполномоченных сотрудников) и создает автоматизированную систему, обеспечивающую непрерывное в течение торгового дня отслеживание организатором торговли цен, объемов и иных характеристик регистрируемых заявок и сделок (далее именуется - мониторинг).

Целью мониторинга является выявление нестандартных сделок (заявок).

6.4.2. Мониторинг и контроль в процессе торгов ведутся организатором торговли по критериям нестандартных сделок, предусмотренным в пункте 6.5.1 настоящего Положения, сочетаниям критериев с учетом установленных параметров. Сочетание критериев и их параметры определяются организатором торговли.

Нестандартные сделки проверяются организатором торговли на предмет совершения участником (участниками) торгов действия, в том числе подача заявки, совершение сделки, распространение ложной информации, создающего видимость или способствующего действительному повышению или понижению цен и (или) торговой активности на рынке ценных бумаг, которое вводит в заблуждение участников рынка ценных бумаг, инвесторов, эмитентов относительно уровня цен и (или) ликвидности рынка (далее - манипулирование ценами), на предмет нарушения требований об обязательных действиях в случае возникновения конфликта интересов или на предмет использования при совершении сделок служебной информации.

6.4.3. Контроль за участниками торгов и эмитентами осуществляется путем сбора и анализа финансовой и иной отчетности, информации об обязательствах, существенных фактах и событиях, указанных в настоящем Положении и иных нормативных правовых актах федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

6.5. Система мониторинга и контроля подаваемых заявок и совершаемых сделок должна технически обеспечивать:

6.5.1. Ведение мониторинга и контроля по следующим критериям:

отклонение цены сделки (заявки) от цены открытия на установленную величину;

отклонение цены сделки (заявки) от цены закрытия предыдущего торгового дня на установленную величину;

отклонение цены сделки (заявки) от цены последней сделки на установленную величину;

отклонение цены сделки от текущей цены на установленную величину;

отклонение технического индекса на установленную величину;

совершение участником торгов в своих интересах либо в интересах одного и того же клиента ряда сделок, ведущих к изменению цены в одном направлении;

совершение участником торгов за свой счет сделки, в которой этот участник одновременно является продавцом и покупателем ценных бумаг, либо за счет клиента сделки, в которой контрагентом выступает участник торгов в интересах того же клиента (кросс-сделка);

совершение между участниками торгов сделок, в которых эти участники торгов попеременно выступают продавцами и покупателями (взаимные сделки);

неоднократное изменение и удаление заявок одним участником торгов, выставляемых участником торгов в своих интересах либо в интересах одного и того же клиента;

превышение доли сделок, совершенных участником торгов, от общего объема торгов по ценной бумаге за соответствующую торговую сессию установленной величины;

отклонение суммы сделок, совершенных участником торгов по ценной бумаге за соответствующую торговую сессию, от среднего значения такой суммы сделок, совершаемых этим участником торгов соответственно, за основную или дополнительную торговую сессию, на установленную величину;

изменение объема торгов по ценной бумаге за определенный период на установленную величину;

количество поданных участником торгов заявок и совершенных им сделок за установленный период времени;

совершение участником торгов за установленный период времени сделок в своих интересах по лучшим ценам (более низким при покупке и более высоким при продаже ценных бумаг), чем по сделкам с этими же ценными бумагами в интересах клиентов.

В случае если в соответствии с правилами торговли торги на организаторе торговли осуществляются в двух и более секциях или в разных режимах торговли, то в целях ведения мониторинга и контроля определение значений цены открытия, цены закрытия, текущей цены, а также объема торгов по ценной бумаге и доли совершенных участником торгов сделок в этом объеме осуществляются организатором торговли раздельно по сделкам, заключенным в каждой из секций (каждом режиме торговли).

6.5.2. Непрерывное поступление информации о ходе торгов и нестандартных сделках (заявках) на удаленный терминал, устанавливаемый в Федеральной службе, а также возможность передачи организаторам торговли информации о принятых Федеральной службой решениях в отношении организаторов торговли, участников торгов, ценных бумаг, допущенных к торгам, и их эмитентов (паевых инвестиционных фондов и их управляющих компаний, ипотечных сертификатов участия и управляющих ипотечным покрытием).

Указанная в настоящем пункте информация о решениях Федеральной службы передается всем организаторам торговли одновременно согласно установленной между Федеральной службой и организатором торговли процедуре.

6.6. Параметры критериев, предусмотренных в пункте 6.5.1 настоящего Положения, устанавливаются в зависимости от:

периода торгового дня;

статуса ценной бумаги (допущенные к торгам без прохождения процедуры листинга, включенные в котировальный список соответствующего уровня).

Параметры могут устанавливаться организатором торговли также по различным группам ценных бумаг, определенным организатором торговли и включенным в таблицу критериев нестандартных сделок.

6.7. Организатор торговли вправе включить в таблицу критериев нестандартных сделок дополнительные критерии или сочетания критериев, при которых сделки (заявки) квалифицируются как нестандартные.

6.8. Контроль за участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги которых включены в котировальные списки фондовой биржи, осуществляется на основе анализа предоставляемых ими сведений и документов в установленные организатором торговли сроки.

6.8.1. Участники торгов обязаны в дополнение к документам, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, предоставлять организатору торговли следующие сведения и документы:

установленные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг отчетность и сведения в отношении совершенных сделок;

еженедельно - расчет собственных средств (капитала);

ежеквартально - установленную законодательством Российской Федерации бухгалтерскую отчетность с приложениями;

копию аудиторского заключения, подготавливаемого в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, - в установленный организатором торговли срок;

документы, запрошенные организатором торговли в ходе проведения проверки нестандартных сделок (заявок), прямо или косвенно касающиеся таких сделок (заявок), - в установленный организатором торговли срок;

заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц участника торгов на подписание от его имени любых документов, а также документы, подтверждающие образцы подписей таких должностных лиц;

иные документы и сведения, установленные правилами организатора торговли.

6.8.2. Эмитенты, ценные бумаги которых включены в котировальные списки, обязаны в дополнение к установленным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг требованиям предоставлять фондовой бирже следующие документы и сведения:

ежеквартально - установленную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах отчетность и бухгалтерскую отчетность с приложениями;

документы, запрошенные в ходе проведения проверки нестандартных сделок (заявок), прямо или косвенно касающиеся таких сделок (заявок), - в установленный фондовой биржей срок;

иные документы и сведения, предоставление которых предусмотрено внутренними документами фондовой биржи или договором между фондовой биржей и эмитентом.

6.9. Организатор торговли обязан:

выявлять в ходе торгового дня все нестандартные сделки (заявки);

проверять нестандартные сделки (заявки) на предмет манипулирования ценами, использования служебной информации и нарушения требований об обязательных действиях в случае возникновения конфликта интересов;

проверять нестандартные сделки (заявки) на предмет нарушения внутренних документов организатора торговли;

контролировать соблюдение участниками торгов установленных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг показателей и нормативов.

6.10. Организатор торговли обязан представлять в Федеральную службу:

ежедневно - сведения о всех выявленных в ходе торгового дня нестандартных сделках (заявках);

ежедневно - сведения о нарушениях участниками торгов установленных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг показателей и нормативов;

не позднее следующего дня после окончания проверки нестандартной сделки - отчет о результатах проверки;

в тот же день - сведения о приостановлении или прекращении допуска участника к торгам. Указанные сведения представляются посредством электронной связи, а по требованию Федеральной службы - в документарном виде. При этом сведения о выявленных в ходе дополнительной торговой сессии нестандартных сделках (заявках) и нарушениях участниками торгов установленных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг показателей и нормативов, а также сведения о приостановлении или прекращении в ходе дополнительной торговой сессии допуска участника к торгам представляются в Федеральную службу не позднее 10 часов по московскому времени следующего рабочего дня.

6.11. Если в ходе проверки нестандартной сделки (заявки) выявляется, что полномочий организатора торговли для установления правомерности действий сторон по сделке недостаточно либо ему оказывается противодействие в проведении проверки, организатор торговли направляет все имеющиеся материалы по нестандартной сделке (заявке) в Федеральную службу.

6.12. При наличии оснований квалифицировать нестандартную сделку (заявку) как нарушение внутренних документов организатора торговли материалы проверки направляются в дисциплинарный комитет (комиссию) организатора торговли для вынесения решения и принятия мер к участникам торгов, являющимся сторонами такой сделки или подавшим заявку.

Организатор торговли извещает Федеральную службу о принятых мерах воздействия к участникам торгов за нарушения положений внутренних документов организатора торговли не позднее следующего дня после принятия решения.

6.13. Организатор торговли обязан осуществлять мониторинг и контроль за выполнением участниками торгов обязанности о предоставлении отчета об исполнении сделок, предусмотренной пунктом 5.3.5 настоящего Положения.

В случае непредоставления участником торгов отчета об исполнении сделки организатор торговли обязан начать проверку соответствующего участника торгов не позднее следующего дня, в течение которого должен был быть представлен отчет об исполнении сделки.

Наши рекомендации