Характерные черты типов конкуренции
Линии сравнения | Совершенная (чистая) конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
Монополистическая | Олигополия (от гр. oligos — несколько, poleo — продаю) | Чистая монополия (от гр. mono — один, poleo — продаю) | ||
1. Число фирм | Очень много | Много мелких | Несколько (3−5) | Одна |
2. Тип товаров | Одинаковые изделия | Разные изделия сходного назначения | Одинаковые или различные изделия | Уникальный товар, не имеющий заменителей |
3. Контроль над ценой | Отсутствует | Некоторый, но в узких рамках | Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре | Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену |
4. Условия вхождения в отрасль | Очень лёгкие, нет препятствий | Сравнительно лёгкие | Существенные препятствия | Нет вхождения |
5. Пример отраслей | Сельское хозяйство, бытовые услуги (например рыбный рынок в маленьком приморском городе) | Розничная торговля, производство одежды, обуви, аптеки, рестораны, услуги (например, несколько парикмахерских в одном районе, принадлежащие разным владельцам) | Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря и др., авиаперевозки (например, мировой рынок автопроизводителей) | Местные предприятия коммунального хозяйства, электроэнергетика, железнодорожные перевозки (например, в России — Газпром, РЖД; в мире до недавнего времени — компании Apple, Microsoft, De Beers) |
В зависимости от характера и причин возникновения различают естественные и искусственные монополии.
Естественные монополии имеют в своей собственности трудновоспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) или целые отрасли инфраструктуры (например, железные дороги).
Искусственные монополии — это объединения нескольких предприятий, которые создаются ради получения монополистических выгод.
Формы искусственных монополий — картель, синдикат, трест и концерн.
Картель — это объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о рыночных ценах на товары, распределяют рынки сбыта, определяют долю каждого предприятия в общем объёме производства.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность и собственность на средства производства. Однако предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а произведённая ими продукция реализуется через единую контору.
Трест — это единое акционерное общество, господствующее в определённой отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности.
Концерн — это объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.
Функции рынка:
1) Посредническая — соединение производителей товаров и их потребителей.
2) Ценообразования — установление равновесной цены на тот или иной вид товара — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара.
3) Информационная — предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары.
4) Регулирующая — «перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами.
5) Санирующая (оздоровительная) — «освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств.
6) Демократизация хозяйственной жизни — прозрачность и открытость хозяйственных процессов.
Черты рынка
Рыночный механизм несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки:
Позитивные стороны рынка | Негативные стороны рынка |
1) Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т. е. объективно формирует структуру производства. | 1) Не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки. |
2) Стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе. | 2) Распределяет продукты по результатам конкуренции (т. е. тем, кто больше заплатит), что приводит к социальному неравенству. |
3) Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т. е. создаёт материальную заинтересованность производить то, в чём есть потребность. | 3) Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку задача защиты от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала. |
4) Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы. | 4) Не решает проблему внешних издержек (эффектов), т. е. издержек, не отражённых в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества. |
5) Не может решить все региональные проблемы, которые связаны прежде всего с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов. | |
6) Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала, т. е. приводит к кризисам. |