Реализация административно-правовых норм
«Реализация административно-правовых норм выражается в практическом проведении в жизнь содержащихся в них правовых предписаний и обеспечении должного поведения участников управленческих отношений»Известны 4 варианта реализации административно-правовых норм:1. Исполнение - точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.Субъектами являются любые участники управленческих отношений. «От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления».Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.
2. Соблюдение - воздержание субъекта от совершения запрещенных действий. Здесь имеет место как бы пассивное исполнение: «субъект может не предпринимать активных действий, характерных для исполнения, однако обязан выполнять определенные условия, формулируемые через запреты, которые представляют собой негативную оценку тех или иных действий или явлений со стороны государства»
3. Использование - добровольное совершение субъектами административно-правовых отношений правомерных действий, направленных на осуществление личных прав в сфере, регулируемых административным правом. (Например, чтобы реализовать свое субъективное право поступления на военную службу по контракту, заинтересованный субъект должен совершить ряд активных действий, предусмотренных законодательством о военной службе. Но субъект может воспользоваться правом не поступать на такую службу, т. к. обязанность такого поступления не предусмотрена законом. Тем самым субъект может реализовать свои иные субъективные права.)
4. Применение - «издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации».Применениеадминистративно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти.
Ряд ученых приводят иной перечень форм реализации права. Алехин, Кармолицкий, Козлов считают, что «исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, связанного с реакцией участников управленческих отношений на запреты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкретным выражением их исполнения. Соблюдение - основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее способов; это - наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и дисциплину в сфере государственного управления, а не их частное проявление.
Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, имеющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм». 1
[1]Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации-М.,2003 137 сТолкование административно-правовых норм
Толкование административно-правовых норм это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных
лиц по установлению содержания административно-правовых норм и по
раскрытию выраженной в этой норме государственной воли.
Существует несколько способов толкования административно-правовых норм:
1. Грамматический
2. Логический
3. Системный
4. Исторический
5. Доктринальный
Двумя основными видами толкования являются:
1. Официальное - дается специально уполномоченным субъектом, т.е. государственным органом или должностным лицом содержится в специальном правовом акте.
2. Неофициальное - дается не наделенными специальными полномочиями субъектами, которые дают разъяснение в неправовой форме, и это разъяснение не имеет обязательного юридического значения.
Административные правоотношения
Административно-правовые отношения -«урегулированные административно-правовой нормой управленческие общественные отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой».
Признаки
Что касается отличительных признаков административно-правовых отношений, то в теории административного права существуют две основные концепции по поводу данного вопроса.
Ряд ученых (Ю.М. Козлов, В. Соболевский, С.С. Студеникин) выделяют в качестве особенностей административно-правовых отношений следующие их черты:
а) эти отношения возникают в процессе государственного управления;
б) их обязательным субъектом выступает орган государственного управления;
в) они характеризуются неравенством сторон правоотношения, т.е. являются властеотношениями.
Ю.Н. Старилов, например, выделяет следующие черты административно-правовых отношений:
«а) возникают в процессе государственного управления;
б) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (или орган исполнительной власти),
в) являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон;
г) возникают для решения задач и осуществления функций управления с целью удовлетворения публичных и индивидуальных интересов по инициативе любого из cyбъектов этих отношений;
д) характеризуются организующим началом (или свойствами организующего порядка),
е) имеют особый правовой режим обеспечения законности и своей правой защиты; как правило, речь идет о трех способах: административном, судебном и прокурорском»
Д.Н. Бахрах выделяет следующие особенности административных правоотношений:
а)«обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью государственной администрации;
б) в этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти
в) данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;
г) в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;
д) разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке».
В то же время существует и другая позиция, сторонниками которой являются некоторые современные ученые-административисты и которая расширяет круг административных правоотношений, утверждая, что их характерными чертами являются:
а) возникновение в сфере государственного управления;
б) возможность участия в административных правоотношениях всех субъектов административного права в любом сочетании;
в) присутствие в составе административных правоотношений двух основных типов отношений: отношений власти-подчинения и отношений равенства сторон.
Ученые Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев, В.М. Манохин и вовсе демонстрируют альтернативный подход к выделению особенностей административных правоотношений. Они утверждают, что «административно-правовые отношения в своей преобладающей части - организационные. Административно-правовые отношения сами по себе не существуют, а выполняют строго служебную роль. Они обеспечивают условия (производства и т.д.), согласование деятельности людей, координацию, охрану и развитие. Административно-правовые отношения причисляются к группе тех отношений, которые вызываются к жизни посредством применения административно-правовой нормы. То есть, сначала норма, ее применение, а затем - возникновение реального общественного отношения, правоотношения». 1
[1]Манохин В.М.,Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право-М 1996. 204 сТаким образом, проанализировав все точки зрения на особенности административно-правовых отношений, можно выделить наиболее существенные из них:
1. Всегда являются властеотношениями - т.к. в процессе возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений реализуется государственное управление. Административное правоотношение характеризуется обязательным участием «представителя» государства. Ю.М. Козлов пишет: «…с одной стороны - авторитет, господствующая воля субъекта управления, с другой - подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых административным правом управленческих связях различного рода….Тем самым индивидуальное поведение координируется и подчиняется общим интересам совместной деятельности. Достигается это властным волеизъявлением соответствующего субъекта управления, выраженным либо в административно-правовых нормах, либо в индивидуальных актах управления». Такое пояснение в большей степени относится к таким административно-правовым отношениям, которые называют вертикальными или властеотношениями (в собственном смысле этого слова), т.е. отношениям, основанным на принципе «власти-подчинения». Между тем, существуют и горизонтальные административно-правовые отношения, которые также носят властный характер по причинам, изложенным выше, но не предполагают властного воздействия одной стороны на другую (например, отношения, возникающие в процессе совместной работы двух министерств в согласительной комиссии). В отношении данной особенности следует отметить, что распространенный термин «властеотношения» применительно к административно-правовым отношениям следует применять с осторожностью, поскольку властеотношения не подразумевают сами по себе присутствия правового регулятора этих отношений. В работе А.И. Елистратова «Основные начала административного права» содержится следующее высказывание: «Взаимоотношение между правящими и управляемыми, не урегулированное правом, будет не правоотношением, а лишь властеотношением». Таким образом, административно-правовые отношения являются властеотношениями в том смысле, что представляют собой отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти государства, урегулированные нормами административного права.
2. Обязательным субъектом является субъект власти, который наделен полномочиями государственно-властного характера
3. Административно-правовые отношения возникают в связи с практической деятельностью государственных органов исполнительной власти и их должностных лиц
4. Административно-правовые отношения могут возникнуть по инициативе любой из сторон, при этом согласие второй стороны не является обязательным - в административно-правовых отношениях обязательно участвует властный субъект, которому административно-правовая норма предписывает в данных условиях совершение таких действий, которые влекут за собой возникновение конкретных административно-правовых отношений. Административно-правовые нормы фактически формулируют в подобных случаях меру не возможного, а обязательного поведения для той стороны возникающего административно-правового отношения, которая представляет исполнительную власть (орган управления, должностное лицо).
5. Споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном, т.е. административном порядке - разрешение спорных ситуациях, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений, возникающих на этот раз между «лицом, инициирующим спор, и вышестоящей административной инстанцией, с одной стороны, и между лицом, к которому предъявляются претензии (это всегда государственный орган или должностное лицо), и этой же вышестоящей административной инстанцией». Таким образом, если в других отраслях права (гражданском, уголовном) решение спора всегда выносится за рамки правоотношений внутри отрасли - в ведение судебной инстанции, то в административном праве допустимо разбирательство и внутри самой системы.
6. При нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений всегда несет ответственность перед государством.
7. По своей сути административно-правовые отношения носят организационный характер, т.е. направлены на организацию совместной деятельности людей, коллектива, а также граждан и государства, чтобы претворить сложный управленческий процесс в жизнь.
Структура
Административно-правовые отношения имеют классическую структуру.
Субъекты административно-правовых отношений - непосредственные участники управленческих отношений, обладающие соответствующей административной правосубъектностью.
Основными участниками административно-правовых отношений являются:
1. государственные органы и их должностные лица
2. органы местного самоуправления и их должностные лица
3. общественные объединения
4. государственные предприятия, учреждения и организации
5. негосударственные предприятия, учреждения и организации
6. граждане РФ
7. иностранные граждане
8. лица без гражданства
Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т.е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае идет речь о двух таких категориях:
1. административная правоспособность - способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т.д.)
2. административная дееспособность - способности своими действиями приобретать и реализовывать права, выполнять юридические обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные административным правом, а также нести ответственность за нарушение предписаний административно-правовых норм. 1
Наличие указанных двух качеств в совокупность обусловливает наличие у субъекта общего административно-правового статуса. В то же время у субъекта административного правоотношения существует и специальный административно-правовой статус, поскольку каждое физическое или юридическое лицо, вступая в такого рода отношения, становится государственным служащим, заявителем и т.д.
[1] Агапов А.Б. Федеральное административное право России. М., 2011. С. 95
Объектом административно-правового отношения являются «действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления или в совершении военнослужащим административного правонарушения».
Существует два подхода к понятию объекта административно-правового отношения:
1. «Монистическая концепций утверждает, что объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются регулированию со стороны правовых норм.
2. Плюралистическая концепция утверждает, что объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения».
В административном праве не существует единой точки зрения на объект административно-правовых отношений. Группа авторов, среди которых Ю.М. Козлов, Р.О. Халфина и другие, в качестве единственного объекта любого правового отношения признает действия, поведение людей.
Другая группа (Н.Г. Александров, В.М. Манохин, Г.И. Петров) выделяет два вида объектов правоотношения:
- объект имущественных отношений (предмет правоотношения), в качестве которого выступают материальные ценности и вещи,
- объект неимущественных отношений, т.е. те самые действия, поведение людей.
Обобщая данные точки зрения, можно выделить следующие объекты административно-правовых отношений:
1. Предметы материального мира - финансово-денежные ресурсы, природные ресурсы, имущество.
2. Предметы духовного творчества, в т.ч. произведения искусства, литературы, кино.
3. Личные нематериальные блага - жизнь, здоровье, честь, достоинство.
4. Поведение участников правоотношений, которое выражается в действиях или бездействиях.
5. Результаты поведения участников правоотношений.
Содержание административно-правовых отношений составляют «права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты»,а также юридические факты, с которыми административно-правовая норма связывает возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.
Юридические факты в административном праве имеют ряд особенностей:
1. юридические факты - это «единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.»
2. юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;
3. они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;
4. по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
Выделяют следующие виды юридических фактов:
1. По правовым последствиям:
1.1. Правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений.
1.2. Правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений.
1.3. Правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений.
2. По форме проявления:
2.1. Положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности.
2.2. Отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.
3. По связи с волей субъекта:
3.1. Деяния - действие или бездействие. Например, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств). Действия в свою очередь подразделяются на:
3.1.1. правомерные основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.
3.1.2. неправомерные - нарушают предписания норм административного права. Это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями. Например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка.
3.2. События - явления, независимые от воли людей. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.
Виды административно-правовых отношений.
1. По содержанию:
1.1. Материальные - общественные отношения в сфере государственного управления, урегулированные материальными нормами административного права.
1.2. Процессуальные - управленческие отношения, урегулированные на основе административно-правовых процессуальных норм.
2. По функциям права:
2.1. Регулятивные
2.2. Охранительные
Данная классификация подразумевает, что отдельные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с регулированием определенных процессов и явлений в рамках осуществления государственного управления, в то время как другие реализуются в рамках выполнения охранительных функций государства. «Думается, что регулятивными все-таки являются скорее нормы, нежели возникающие на их основе отношения.»
3. По составу участников:
3.1. отношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица)
3.2. отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями
3.3. отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами.
3.4. отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями
3.5. отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.
4. По характеру связей между участниками правоотношений:
4.1. Вертикальные - характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения. (полномочия по изданию административного акта, обязательного для другого субъекта, по применению мер дисциплинарного воздействия или административного принуждения).
4.1.1. Горизонтальные - отношения, субъекты которых находятся на одинаковом организационно-правовом уровне и обладают одинаковым масштабом компетенции и полномочий в той или иной сфере. Эти субъекты вступают в отношения относительного равенства в целях решения управленческого вопроса (например, заключение административного договора субъектами управления). В учебнике Попова говорится, что «вычленить горизонтальные отношения из общей массы управленческих связей довольно сложно, так как они, не являясь типичными для сферы государственного управления, выражаются не столь отчетливо, как вертикальные».
5. По характеру юридических фактов:
5.1. Порожденные правомерными действиями
5.2. Порожденные неправомерными действиями
5.3. Порожденные событиями
6. В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений:
6.1. Внутренние - связаны с формированием управленческих структур, определяя принципы взаимодействия между управляющими структурами, с определением отношений между работниками внутри управляющей структуры.
6.2. Внешние - связаны с непосредственной реализацией внешних функций управления.
7. В 80-е гг. ХХ века широкое распространение получило деление на:
7.1. Субординационные - отношения, базирующиеся на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого. (Например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).
7.2. Координационные - характеризуются использованием властных полномочий для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов.(Например, отношения между органами федеральной исполнительной власти - министерствами)
7.3. Реординационные - отношения, которые «образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу на верхние инстанции» (например, обращение граждан в органы публичного управления).
8. По направлениям деятельности:
8.1. административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории;
8.2. административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
8.3. административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
8.4. административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.