Семинар № 1 «Основы конституционного права»

1. Конституционные основы федеративного устройства РФ. Специфика организации государственной власти и местного самоуправления в России.

2. Судебная система и правоохранительные органы.

3. Понятие и конституционное закрепление правового статуса человека и гражданина в РФ.

4. Российское гражданство: понятие, основные принципы, особенности приобретения и прекращения. Производство по делам о гражданстве.

5.Система основополагающих прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

6.Механизм правовой защиты прав и свобод. Правозащитные организации в России.

7.Международно-правовая защита прав человека.

Задания-казусы

№ 1. Решением Санкт-Петербургского городского суда оставлена без удовлетворения жалоба гражданина Иордании Аделя Кемаля на действия Миграционной службы Санкт-Петербурга, отказавшей ему в предоставлении статуса беженца. Суд всесторонне исследовал причины, побудившие заявителя выехать из Ливана и не возвращаться в страну его гражданской принадлежности - Иорданию, и сделал вывод о том, что ими явились опасность преследования со стороны властей этих государств не за политические убеждения, а за военную деятельность, а также социально - экономические причины: нестабильность обстановки в данном регионе, желание заявителя дать своим детям возможность жить в условиях иного общественного уклада. Каковые основания для признания лица беженцем? Какое решение должна вынести по кассационной жалобе А. Кемаля судебная коллегия по гражданским судам Верховного Суда РФ.

№ 2. Администрации Ленинского района г. Сургута отказала гражданке Семеновой Н.Б. в постоянной регистрации по месту жительства ее сестры в связи с тем, что в случае такой регистрации будут существенно ухудшены жилищные условия лиц, проживающих в этом жилом помещении. Гражданка Семенова является беженкой, ее сестра согласна на регистрацию Семеновой на занимаемой ею жилой площади. Правомерен ли отказ в регистрации?

№ 3. Решением суда отказано в удовлетворении жалобы заявителя о признании недействительной нормы конституции субъекта Российской Федерации о том, что президентом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин, владеющий русским языком и государственным языком этого субъекта Российской Федерации. При этом суд сослался на ч. ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции РФ о том, что государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык, а республики вправе устанавливать свои государственные языки. Обосновано ли решение суда?

№ 4.Законом субъекта РФ установлено, что при осуществлении отдельных полномочий органа государственной власти, которыми наделен орган местного самоуправления, этот орган местного самоуправления использует печать и бланк с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Противоречит ли указанная норма ФКЗ "О Государственном гербе РФ"?

№ 5.После подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии попросил членов комиссии и наблюдателей помочь перенести бюллетени в автомашину для отправки их в территориальную комиссию. Нарушены ли требования закона? Изменится ли решение, если бюллетени находятся в закрытых и опечатанных ящиках?

№ 6. Территориальной избирательной комиссией не была обеспечена доставка избирательных бюллетеней на некоторые избирательные участки. В результате на этих участках смогли проголосовать только 10% избирателей, и выборы были признаны не состоявшимися. Вышестоящая избирательная комиссия обратилась в суд с требованием о расформировании территориальной комиссии. Есть ли основания для принятия решения о расформировании?

№ 7. На выборах депутатов Государственной Думы палата не была сформирована в правомочном составе из-за того, что в большом количестве округов выборы были признаны несостоявшимися. Однако те депутаты, которые были избраны, потребовали, чтобы их допустили к работе, считая, что они могут осуществлять депутатскую деятельность в иных формах, помимо участия в заседаниях палаты. По их мнению, не сформирование органа в целом не влияет на их правовой статус как избранных депутатов. Правомерны ли требования депутатов?

№ 8.Министерство экономического развития и МВД Российской Федерации обратились к Президенту РФ с предложением одобрить программу разработки электронных паспортов. Электронный паспорт должен представлять собой пластиковую карточку, в которую помимо паспортных данных будет включена информация о медицинском и пенсионном обеспечении, ИНН и другая информация. По поручению Президента РФ Правовым управлением Администрации Президента была проведена правовая экспертиза программы и дано заключение, что сосредоточение в одной базе данных всей информации о гражданине способно нарушить его конституционные права, в частности, право на защиту информации о частной жизни. В условиях единого банка данных сложно будет обеспечить конфиденциальность этой информации. Оцените доводы, приведенные в заключении.

№ 9. Депутатом Тюлькиным был направлен депутатский запрос руководителю Управления делами Президента РФ. Запрос касался вопросов материального обеспечения (предоставление служебных машин) Администрации Президента РФ, Правительства РФ и Конституционного Суда РФ. Из Управления делами Президента в ответ был получен письменный отказ отвечать на поставленные вопросы, поскольку направление депутатских запросов в этот орган действующим законодательством не предусмотрено, поскольку он прямо не упомянут в Федеральном законе “О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и не относится к органам государственной власти, поскольку ему не переданы никакие властные полномочия.

Тюлькин обратился в суд. Какое решение должен вынести суд?

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. М., 2010.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. // Бюллетень международных договоров, № 3, 2001.

3. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 52.

4. О Правительстве РФ: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ с изм. и доп. // СПС «Консультант Плюс».

5. Об Уполномоченном по правам человека в РФ: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ, с изм. и доп. // СПС «Консультант Плюс».

6. О гражданстве РФ: ФЗ от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ с изм. и доп. // СПС «Консультант Плюс».

7. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: ФЗ от 6 октября 1999г. №184-ФЗ, с изм. и доп. // СПС «Консультант Плюс».

8. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, с изм. и доп. // СПС «Консультант Плюс».

9. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 с изм. и доп. // СПС «Консультант Плюс».

10. О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти: Распоряжение Администрации Президента РФ №1576, Аппарата Правительства РФ № 954 от 21 января 2007г. с изм. и доп. // СПС «Консультант Плюс».

11. Баглай М.В. Конституция – рубашка на вырост / Российская газета. 2003. 3 октября или www.rg.ru.

12. Баглай М.В. Конституционное право России. М., 2010.

13. Бошно С.В. Правоведение: основы государства и права. Учебное пособие. М., 2007.

14. Зайцев О. Правоведение: Курс лекций: Учебное пособие. М., 2007.

15. Зорькин В. Конституция – это математика свободы / Российская газета. 2003. 9 октября или www.rg.ru.

16. Зорькин В. Стандарт справедливости / Российская газета. 2007. 8 июня или www.rg.ru

17. Лукашев Е.А Права человека. Учебник. М., 2000.

18. Рыжаков, А.П. Правоохранительные органы : учебник для вузов / А.П. Рыжаков. – М. : Инфра-М, 2004.

Наши рекомендации