Ольстер в период революции. Раскол Ирландии
Подъем антиимпериалистической борьбы лишь в малой степени захватил Ольстер и не поколебал здесь сколько-нибудь серьезно прочные позиции британского колониализма и местной реакции. Причинами этого явились экономическая интеграция высокоспециализированной ольстерской промышленности в хозяйственную структуру метрополии, более высокий, чем в остальной Ирландии (хотя и ниже, чем в Англии), уровень жизни, наличие больших масс населения (включая фермеров и квалифицированных рабочих), обладавших в той или иной степени колониальными привилегиями и заинтересованных в сохранении колониального порядка. Именно это большинство отличалось схожестью этнических, религиозных и культурных признаков с населением метрополии и являлось на протяжении длительного времени объектом неослабевающей изощренной идеологической обработки со стороны английской и местной реакции.
Специфика его положения в сравнении с католическим населением остальной Ирландии подчеркивалась и тем, что оно в большинстве своем продолжало оказывать поддержку обанкротившейся на Юге Парламентской партии (гомрулерам), выступавшей против радикальных целей Шин-фейна и предлагавшихся им средств. Проживавшее же здесь угнетенное католическое население в те годы в своей массе было забитым, политически отсталым, до предела терроризированным оранжистами. Вместе с тем и в Ольстере сражались сформированные главным образом из числа местных уроженцев-католиков соединения ИРА. Однако и по численности (8,5 тыс. бойцов во всех девяти графствах), и по боевой активности эти подразделения не могли идти ни в какое сравнение с теми частями, которые сражались в других районах страны. Их главной целью оставалась защита католического населения от бесчинств погромщиков-оранжистов.
Значительную роль в том, что освободительная борьба в Ольстере не получила большого размаха, сыграла слабость рабочего движения на Севере. Относительно многочисленная рабочая аристократия и смежные с ней слои состояли здесь почти исключительно из протестантов-юнионистов, часто членов Ордена оранжистов. Более половины ольстерских рабочих являлись членами британских тред-юнионов, по традиции культивировавших нигилистическое отношение к национальным требованиям Ирландии. Многие представители протестантского крыла ольстерских рабочих в эти годы входили в откровенно реакционные массовые организации (Ольстерская юнионистская рабочая ассоциация, президентом которой стал вождь ольстерской реакции Э.Карсон, Ольстерская рабочая партия и т.д.). Эти организации слепо повиновались местной буржазно-помещичьей верхушке, сплошь и рядом выступали зачинщиками антикатолических погромов и убийств. Во многом благодаря этим особенностям массового движения на Севере английские правящие круги и реакционная ольстерская верхушка смогли в удобный для них момент форсировать раскол непокорной Ирландии.
Преддверием к этому явились бурные события 1919—1920 гг. В феврале 1919 г. Белфаст парализовала всеобщая стачка судостроителей и машиностроителей, в ходе которой наметилось единство действий католиков и протестантов. Это чрезвычайно обеспокоило ольстерских капиталистов, заинтересованных в углублении раскола местного рабочего движения. Искусно использовав в своих реакционных целях изменившуюся экономическую ситуацию — тяжелый кризис 1920—1921 гг., наступивший после относительно благоприятной экономической конъюнктуры, они смогли вскоре спровоцировать новый взрыв братоубийственной вражды.
В момент резкого спада производства, угрожающего роста безработицы оранжисты развернули яростную антикатолическую кампанию. Основными ее лозунгами были: «оборона» протестантского Ольстера от наступления Шин-фейна и ИРА, вытеснение «врагов Ольстера» с рабочих мест и по возможности из пределов провинции.
Начало очередному ольстерскому кризису положило выступление Э.Карсона перед оранжистским сборищем в Белфасте 12 июля 1920 г., в один из «священных» для протестантской реакции дней — в 230-ю годовщину победы Вильгельма Оранского над католиками на р.Бойн. «Я устал от слов, не подкрепленных делом», — заявил этот воинственный подстрекатель. Через несколько дней протестантские рабочие-оранжисты обрушились на немногих занятых в белфастском судостроении рабочих-католиков и силой изгнали их с рабочих мест, нанеся большинству из них тяжкие увечья. Июльское избиение на судоверфях открыло полосу оранжистского, антикатолического террора. Всего с июля 1920 по июль 1922 г. в одном только Белфасте было убито 455, ранено более 2 тыс. человек.
Еще в марте 1920 г. был опубликован так называемый «Акт об управлении Ирландией», согласно которому на Юге и в Ольстере должны были быть учреждены два равных по прерогативам, зависимых от Вестминстерского автономных парламента. Народ Ирландии повсюду, кроме Ольстера, отверг этот план, прозванный «актом о расколе». Однако на Северо-Востоке летом 1921 г. в обстановке жесточайшего террора и репрессий были проведены сепаратные выборы, на которых, как и планировала реакция, подавляющее большинство (80% мест) получили юнионисты. Остальные мандаты достались представителям Парламентской партии гомруля. Вскоре после этого в пригороде Белфаста английский король открыл первую сессию первого сепаратного североирландского парламента, названного по его местонахождению Стормонтом. Раскол Ирландии стал свершившимся фактом.
Юрисдикция Стормонта и созданного им однопартийного юнионистского правительства, где ведущую роль играли Э.Карсон и Дж.Крейг, не распространялась на всю (состоящую из девяти графств) ирландскую историческую провинцию Ольстер. Под нее подпадали лишь шесть графств, где в совокупности протестанты имели большинство. Всего в рассматриваемый период здесь проживало 820 из 890 тыс. протестантов Ольстера и более полумиллиона католиков. Три остальных ольстерских графств, где католики имели подавляющее большинство, в новое протестантское «государство» не включались. Так возникла Северная Ирландия — «автономная провинция» Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, которую иногда называют Шестью графствами. Всего Северная т Ирландия занимала около 20% территории Ирландии, в ней проживала примерно 1/3 населения острова.
Создание «автономной провинции» подчеркивало незавершенность национально-освободительной революции в Ирландии: на ее Северо-востоке закреплялся империалистический форпост. В Шести графствах оставались значительные массы коренного католического населения, обрекаемые на бесправие, жестокий колониальный гнет, безжалостную дискриминацию. Получая Шесть графств в качестве «заложника», британские правящие круги сохраняли в своем арсенале мощное средство постоянного империалистического давления на освобождающуюся Ирландию, на ее народ.