Межличностные конфликты, их разрешение
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликт возникает тогда, когда столкновение интересов осознаётся обеими сторонами конфликта. В случае если несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются, конфликт не происходит. Или, наоборот, если имеется общность интересов, но участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.
Специалисты в области конфликтологии (учения о конфликтах) различают следующие виды конфликтов:
1) конструктивные — стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений;
2) неконструктивные — одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например, оскорблениям.
Фазы конфликта
1. Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной.
На этой фазе конфликт может возникнуть, но может и не произойти, его можно избежать, если в самом начале не идти на обострение отношений.
2. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Стратегия поведения | ||
Первый вариант | Второй вариант | Третий вариант |
Уход от ситуации (избегание конфликта). => Распад дружеских связей между людьми. | Отношения «переговоров», или «торга» (компромисс) => Каждая сторона может получить если не всё, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая может её удовлетворить. | Отношения «борьбы», или собственно конфликтные (соперничество) => Каждая сторона стремится непременно получить максимум желаемого без каких- либо уступок. |
3. Выбор способов действия, если избрана стратегия «переговоров» (второй вариант) или стратегия «борьбы» (третий вариант).
На этой фазе определённая культура общения, которой обладают конфликтующие стороны, оказывает решающее влияние на поведение людей и на те средства, которые они считают наиболее приемлемыми для разрешения конфликта.
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Средством выражения мышления является язык.
ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ
Наименование типа | Его сущность |
Образное мышление | Задача дается в конкретной и наглядной форме. Практическое действие становится способом решения задачи. Характерно для первобытных людей и людей первых земных цивилизаций. |
Теоретическое (понятийное, абстрактное) мышление | Задача поставлена в теоретической форме. Теоретические знания становятся способом решения задачи. Характерно для современных людей. |
Знаковое мышление | Связано с проникновением точных наук и искусственных, знаковых языков в мировоззрение людей. Знание имеет форму языковых знаков. В науке используется символика для выражения результатов мыслительной деятельности. |
Мыслительный процесс предполагает различные мыслительные операции, такие как анализ и синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, абстрагирование, конкретизация и т. д.
В чистом виде те или иные типы мышления увидеть трудно, целесообразно говорить о преобладании того или иного типа мышления.
Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
I этап — мироощущение — чувственный, эмоциональный, «лоскутный» образ мира.
II этап — мировосприятие — преимущественно чувственный, соединённый образ мира.
На основе этих этапов формируется образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия.
III этап — миропонимание — характеризует познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и основывается на рациональном объяснении мира.
На основе этого этапа формируется представление о мире на основе его рационального объяснения.
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
стихийное — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни;
осознанное — посредством целенаправленной рациональной деятельности, направленной на понимание окружающего мира.
ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
Всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.
Формируется постепенно (как стихийно, так и осознанно) и подвержено изменениям в течение всей жизни человека.
Всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Определяет общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
Сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
В нем могут проявляться:
догматизм (от гр. dogma — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности;
скептицизм (от гр. skepsis — рассматривающий, исследующий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;
разумный критицизм.
Носителями мировоззрения могут выступать как отдельный человек, так и группа людей или даже человечество на том или ином этапе своего развития (например, средневековое мировоззрение).
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Хотя типы мировоззрения взаимосвязаны между собой, они тем не менее отличаются друг от друга спецификой своего формирования и содержанием.
Основания для классификации | Основные виды мировоззрения | Основные приоритеты |
Мировоззренческая основа | Теоцентризм (от гр. teos — бог) | Приоритет отдается Богу |
Природоцентризм | Приоритет отдается природе | |
Антропоцентризм (от гр.antropos — человек) | Приоритет отдается человеку | |
Социоцентризм | Приоритет отдается обществу | |
Знаниецентризм (наукоцентризм) | Приоритет отдается знаниям, науке | |
Вектор направленности | Прогрессивное | Приоритет перехода от более низких форм развития к высшим, движение вперёд, изменения к лучшему |
Реакционное (регрессивное) | Приоритет перехода от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему | |
Революционное | Приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бытия. | |
Консервативное | Приоритет сохранения существующего положения. | |
Оптимистическое | Приоритет позитивного начала, уверенность в будущем. | |
Пессимистическое | Приоритет негативного начала, настроения безысходности, неверия в будущее. | |
Способ отражения действительности | Обыденное (житейское) | Порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей. |
Религиозное | Признание сверхъестественного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.). | |
Философское (от гр. filo — люблю,sofia — мудрость) | Теоретическое обоснование содержания и способов достижения обобщенных знаний о действительности, установление норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. | |
Научное | Теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания. |
Роль мировоззрения в жизни человека:
даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;
позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности;
создаёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.