Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Межличностные конфликты (лат. conffictus — столкновение) — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и пси­хологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпера­ментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологи­ческая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холериче­ский тип темперамента и т.д.

У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собст­венного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравствен­ных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.

Для успешного разрешения конфликта необходимо:

1. Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.

2. Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться
контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные
цели, нужды, потребности оппонента.

3. Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.

4. Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуа­
ции. В случае необходимости — приглашение посредника. Различают 2 модели
переговоров:

1) модель «взаимных выгод», когда пытаются найти такие варианты решения
проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон;

2) модель «уступок — сближения».

5. Благоприятным является организация совместной деятельности на всех ста­
диях разрешения конфликта, вовлечение партнера в совместный процесс поиска
возможных вариантов решения конфликта.

Окончательно разрешенным можно считать лишь тот конфликт, который ула­жен на основе достижения консенсуса, учитывающего интересы всех сторон кон­фликта.

2. Гражданка М. приобрела в магазине красивые и дорогие осенние сапоги. Во время покупки товара хозяин небольшого бутика уверял, что сапоги сде­ланы из натуральной кожи. Однако через два месяца носки у гражданки М. началась аллергия. Обратившись к специалистам, она узнала, что причиной аллергии были сапоги, сделанные из синтетических материалов. Приведите признаки, доказывающие, что продавец — хозяин магазина совершил правонарушение. Назовите вид правонарушения и объясните, почему это наруше­ние относится именно к данному виду.

Речь идет о гражданско-правовом правонарушении, которое совершил хозяин магазина. Это выразилось в том, что он при заключении с гражданкой М. договора купли-продажи предоставил ей в нарушение ст. 495 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации недостоверную информацию о товаре, сказав, что осенние са­поги изготовлены из натуральной кожи. На самом деле, как позднее установила экспертиза, они были сделаны из синтетических материалов.

Таким образом, в данном случае существенно нарушены требования к качеству товара. Поэтому гражданка М. вправе на основании ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации или отказаться от исполнения договора, потребовав воз­врата уплаченной за сапоги денежной суммы, или потребовать замены сапог на действительно изготовленные из натуральной кожи.

Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» граж­данка М. вправе потребовать полного возмещения причиненных ей убытков, а также возмещения морального вреда.

3. Вам предстоит выполнить учебное социалогические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?

Анкета

1. В каком возрасте люди должны вступать в брак:

а) до 20 лет;

б) с 20 до 30 лет;

в) с 30 до 40 лет;

г) в любое время.

2. Необходимо ли заключение брачного договора:

а) да;

б) нет;

в) в зависимости от супруга (супруги).

3. Сколько детей должно быть в семье__ .

4. Кто должен заниматься воспитанием малолетних детей:

а) родители;

б) бабушки и дедушки;

в) детский сад.

5. Как должны распределяться роли в ведении домашнего хозяйства:

а) все хозяйственные дела должны выполнять один из супругов, а другой дол­
жен приносить в семью деньги;

б) все дела должны выполняться совместно;

в) «женские» дела должна выполнять жена, а «мужские» — супруг.

6. Отпуск супруги должны проводить:

а) только вместе;

б) только отдельно;

в) как договорятся.

7. Что можно простить супругу (супруге)__________ .

8. Чего нельзя прощать супругу (супруге) ни в каком случае_________ .

БИЛЕТ № 22

Рынок и рыночный механизм.

Рыночная экономика— это способ организации хозяйственной жизни, основанный на много­образии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является ры­нок.

Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются много­численные сделки купли-продажи.

Рыночной экономике присущи следующие признаки:

•S господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадле­жащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где ча­стная собственность не слишком эффективна;

•S принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, проис­ходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гаранти­руется свобода в его деятельности; S государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых

норм;

S главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предло­жение, цена.

Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует ус­тановлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количе­ства качественных товаров.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и пред­назначенный для обмена.Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги.

Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокуп­ность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называ­ется конъюнктурой рынка.

Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спросаи предложения.

Спрос— это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спросаутверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос на­ходится в обратной зависимости от цены товара.

На формирование спроса, кроме цены, оказывают влияние и неценовые факторы: величина дохо­дов потребителей; их вкусы и предпочтения; число покупателей; цены на товары-заменители; ожи­даемые изменения цен в будущем.

Предложение— это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определен­ное время и по определенной цене. Закон предложенияутверждает, что при других равных услови­ях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить этот товар на рынке. Таким об­разом, предложение напрямую зависит от цены.

На величину предложения, кроме цены товара, оказывает влияние ряд факторов. Среди них: це­ны на различные экономические ресурсы; число товаропроизводителей; технология производства; налоговая политика, проводимая государством.

Спрос и предложение обладают таким качеством, как эластичность. Спрос называется эластич­ным, если при незначительных понижениях цены, объем продаж существенно возрастает. Подобная картина наблюдается во время всевозможных предпраздничных распродаж. При неэластичном спро­се в результате значительного изменения цены объем продаж практически не меняется. Эластично­стью предложения признается показатель относительного изменения предлагаемого на рынке коли­чества товара в результате изменения конкурентной цены.

На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) — такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-80-х годов прошлого века Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) — здесь на-блюдается избыток товаров (перепроизводство). Подобная ситуация возникла в период так называе­мой Великой депрессии 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние является оптимальным.

Главным стимулом развития рыночной экономики является получение максимальной прибыли. При­быльюназывается доход от продажи товаров, за вычетом издержек производства. Под издержками пони­мают стоимость всех видов ресурсов, затрачиваемых на производство продукции.

Таким образом, в рыночной экономике главенствует принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

2. Н.Г. Чернышевский, деятель российской культуры XIX века, писал: «Молодое поколе­
ние есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и,
так же как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить
его или расточить». О каком богатстве, собранном предыдущими поколениями, он говорит?
Какова связь данного утверждения с изученным вами материалом о духовной культуре чело­
века и общества? Как вы думаете, что могут означать слова «умножить» и «расточить» в от­
ношении духовной культуры?

Человеческое общество находится в условиях выживания человека как биологического вида. Про­исходит постепенное истощение продовольственных ресурсов, исчезают целые виды животного мира, уменьшаются плодородные почвы, сокращаются запасы питьевой воды и т.д. Помимо негативного воз­действия на природу, отдельные представители человеческого общества сознательно идут на разруше­ние того, что накоплено многими поколениями. Создается впечатление, что человеческая цивилизация стремится к саморазрушению. И в этой связи особое место занимает пропаганда нравственных, обще­человеческих ценностей.

На протяжении многих веков люди стремились приумножить не только материальные богатства своей семьи, своего народа, способствовать развитию экономики, но и создавать произведения духовной куль­туры, способствовать росту авторитета своей страны на международной арене, содействовать развитию науки и техники. Основываясь на традициях своего народа, используя достижения всего человечества, они делали богаче эту землю, способствовали осуществлению исторического прогресса в России и в мире в целом. Их жизнь и деятельность фактически прошла под девизом, сформулированным великим русским педагогом К. Ушинским: «Будь сыном своей Родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне отнесись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее».

В этом смысле «умножить» означает, что человек должен способствовать развитию всех сфер жизни общества, и материальных, и духовных. Но при этом все направления развития должны нахо­диться в гармонии между собой, и не следует умалять значения каких-либо составляющих сферы че­ловеческой деятельности.

3. Дедушка и бабушка завещали вам квартиру. Как должен быть оформлен документ, даю­
щий вам право на наследство, чтобы он был признан правомочным? Какие документы вам не­
обходимы для подтверждения вашего права на наследство? Какие действия в отношении по­
лученной в наследство квартиры вы можете совершать до достижения вами совершеннолетия
и при каких условиях?

Распорядиться квартирой на случай смерти бабушка и дедушка могли только путем составления завещания. Причем, каждый из них должен был совершить завещание лично на ту часть квартиры, которая ему принадлежит. Завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Кроме нотариуса, аналогичным правом пользуется главный врач больницы, его замес­титель или дежурный врач, если завещатель находится на лечении в больнице. На завещании, как правило, указывается место и дата его удостоверения.

Для подтверждения права на наследство необходимо представить нотариусу заявление о приня­тии наследства (квартиры) или заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство. К заявлению прилагаются свидетельства о смерти бабушки и дедушки, документы на квартиру (справка БТИ, сви­детельство о государственной регистрации права собственности на квартиру и пр.), паспорт заявите­ля. Все эти документы вправе представить нотариусу родители несовершеннолетнего как его закон­ные представители.

При условии достижения 14-летнего возраста несовершеннолетний в соответствии со статьей 26 Гражданского кодекса РФ может осуществлять сделки с недвижимым имуществом (продавать, сда­вать в аренду, дарить, передавать в безвозмездное пользование и т.д.) только с письменного согласия родителей (законных представителей).

БИЛЕТ № 23

1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой
нормы от норм морали.

В эпоху первобытности жизнь людей была подчинена строгим правилам поведения — социальным нормам, создаваемым в целях регулирования деятельности общества.

Постепенно с возникновением государства, усложнением социальных связей в общест­ве они начинают перерастать в нормы права и морали. Тем не менее все социальные нормы сохранили общие признаки:

• они представляют собой правила поведения общего характера;

• обладают той или иной степенью обязательности;

• направлены на упорядочение общественных отношений.

Но наряду с общими признаками право имеет свои специфические характеристики,ко­торые отличают его от других социальных регуляторов:

• правовые нормы устанавливаются государством; другие социальные нормы складывают­
ся в процессе жизнедеятельности общества стихийно или устанавливаются отдельными
общественными организациями (например, уставы партий);

• правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других норма­
тивных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов
запись необязательна;

• исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством;

• нарушение правовых норм влечет ответственность перед государством;

• в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система; для других
социальных регуляторов возможно параллельное существование различных социальных
норм (например, наличие разных религий в одном государстве).

Если право — это система норм, то под нормой права следует понимать охраняемое го­сударством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, по­ведение людей, устанавливая определенные права и обязанности. Нормы права, отличают­ся своей формальной определенностью и излагаются в источниках права. Теория права выделяет 3 основных источника права: правовой обычай, юридический прецедент, норма­тивный правовой акт.

Нормативный правовой акт — это документ компетентного органа государственной власти или местного самоуправления, содержащий правовые нормы. Данный источник права имеет больший удельный вес в странах романо-германской правовой системы (Франция, ФРГ и т.д.). Это основной источник права и в Российской Федерации. Все нор­мативные правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).

Все нормативные правовые акты можно разделить по их юридической силе на две большие группы: законы и подзаконные акты. Законы— это нормативные правовые ак­ты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важ­нейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы образуют стержень правовой системы. В Российской Федерации они принима­ются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Прези­дентом РФ.

2. Слово «школа» по-гречески буквально «досуг», и у древних греков школой счи­
тались свободные от обязанностей занятия, развлечения, игры. Разнообразие таких занятий считалось основой развития личности. Как вы думаете, почему древние гре­ки уделяли такое внимание игре? Как влияет игра на развитие человека? В чем ее особенности как формы деятельности?

Игра, наряду с трудом и учением, является одной из форм деятельности человека. Че­ловек, вступая в жизнь, познает ее через игру. Знаменитый психолог С.Л. Рубинштейн пи­сал, что суть человеческой игры в способности, отображая, преображать действительность.

Для ребенка игра является лучшим способом познакомиться с будущей взрослой жиз­нью. Благодаря играм дети копируют поведение взрослых, в них воспитываются общест­венно значимые качества, такие как находчивость, выносливость, сообразительность, ком­муникабельность. Эта форма деятельности необходима для полноценного развития ребенка — как физического, так и психического.

Любая игра основана на определенных правилах. Участие в ней воспитывает необхо­димость признавать и соблюдать правила. Она гармонична и системна. Благодаря ей ребе­нок может примерить на себя различные роли и выяснить, где он чувствует себя наиболее комфортно.

В 1938 г. был опубликован трактат историка и культуролога Йохана Хейзинги «Человек играющий» (лат. Homo Ludens), посвященный всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в человеческой цивилизации. Хейзинга выделяет такой фор­мальный признак игры, как свободу. Он подчеркивает, что игра не опирается на какой-либо рациональный фундамент, ее важнейшая характеристика — иррациональность, Основное различие между игровой и трудовой деятельностью заключается в общем отношении к своей деятельности. Выполняя работу или участвуя в созидательном труде, человек делает не только то, что ему интересно или удовлетворяет его непосредственные потребности, но и то, что нужно сделать ему, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают лежащие на нем обязанности. Игра же никак не связана с насущным удовлетворением жиз­ненных потребностей. Таким образом, игру можно определить как форму сознательной дея­тельности, где человек, осваивая регламентируемый правилами процесс, в силу своих спо­собностей постигает сущность этого процесса и взаимосвязь происходящего с ним.

3. Вам поручили подготовить реферат на тему «Современное информационное общество». Составьте план ваших действий для выполнения этого задания.

Во-первых, необходимо составить план реферата. Реферат, как правило, должен состо­ять из следующих структурных элементов:

1) введение, в котором обосновывается актуальность темы, объект и предмет исследова­
ния, хронологические рамки, дается краткий анализ использованной литературы;

2) основных глав (разделов); как правило, в первой главе (разделе) излагаются основные
теоретические положения (в данном случае, можно предложить дать объяснение поня­
тия «общество», представить типологию обществ); во второй главе (разделе) целесооб­
разно дать развернутую характеристику информационного общества; в третьей главе
можно изложить проблемы современного информационного обществе и (или) спрогно­
зировать перспективы дальнейшего развития современного общества и т.п.;

3) заключение, в котором кратко делаются основные выводы по проблеме;

4) список источников и литературы.

Во-вторых, необходимо подобрать литературу: справочники, энциклопедии, учебники, монографии, статьи в различных журналах, таких как «Общественные науки и современ­ность», «Полис» и т.д.

Третьим этапом работы является написание реферата по составленному и согласован­ному с учителем плану.

БИЛЕТ № 24

Наши рекомендации