Нормативно правовая и регулятивная база
В законодательствах ряда стран иностранными агентами называются лица или организации, занимающиеся внутриполитической деятельностью по поручению иностранного государства; на деятельность таких иностранных агентов налагаются ограничения.
13 июля 2012 года Госдума приняла поправки (ФЗ N 121-ФЗ от 20.07.2012) к закону «О некоммерческих организациях»[43]. В соответствии с этим законом статус иностранного агента получили российские некоммерческие организации (НКО), которые: занимаются «политической деятельностью» на территории России («к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, соцподдержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты животного и растительного мира, благотворительная деятельность») и получают «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства».
Понятие «иностранный агент» не распространяется на: иностранцев, работающих в составе Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты и других бизнес-объединений; зарегистрированные религиозные организации; госкорпорации и госкомпании, а также на НКО, созданные ими.
Согласно закону, иностранные агенты должны зарегистрироваться как таковые в Министерстве юстиции и указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и в Интернете.
Причины, по которым деятельность некоммерческой организации могут признать политической, а саму НКО — иностранным агентом (если она получает хоть какое-то финансирование из зарубежных источников).
Чтобы составить список, было проанализировано более 30 прокурорских предостережений и представлений в адрес НКО из 20 регионов. В разряд «политических» попали не только правозащитники и организации, занимающиеся мониторингом выборов. Среди «агентов» оказались и экологи, и сообщества родителей больных детей — все, кто хоть как-то упомянул в своих уставах слово «политика» или ставят целью содействовать изменениям в общественной жизни.
· Участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
· Выступление с инициативами по различным вопросам общественной жизни.
· Внесение предложений в органы государственной власти и местного самоуправления.
· Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
· Защита своих прав, представление законных интересов своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в судах.
· Организация, осуществление и финансирование программ, проектов по исследованию здоровья, политики государства в области охраны здоровья населения, социальной защиты и реабилитации малообеспеченных, безработных и иных лиц, которые в силу своих физических и интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы.
· Рекомендация своих представителей для участия в государственных экологических экспертизах.
· Оказание консультационных, образовательных и иных услуг государственным и негосударственным организациям и гражданам по вопросам, связанным с устойчивым природопользованием, изучением и восстановлением редких видов сообществ животных и растений, поддержанием биологического разнообразия, экологически чистым сельским хозяйством, развитие агро- и природного туризма, экологическим художественным, сельскохозяйственным и лингвистическим образованием.
· Содействие инициативам, направленным на охрану природы, улучшение образования и уровня жизни населения, решения социальных проблем.
· Содействие просветительской деятельности и проведение научно-исследовательских работ в области политических наук, истории, социологии, экономики, юриспруденции и других отраслей знаний.
· Юридическое консультирование участвующих в акции протеста граждан в декабре 2011 года. «Оказание содействия участникам политических акций в целях недопущения привлечения последних к юридической ответственности».
· Деятельность юристов и адвокатов, способных повлиять на политику и правоприменительную практику.
· Содействие разработке проектов законов и иных нормативных актов, направленных на регулирование общественных отношений в области социальной защиты ученых.
· Содействие реализации государственных программ развития науки.
· Организация и проведение выставок, конкурсов, форумов, аукционов, концертов, лотерей и иных культурно-массовых мероприятий.
· Содействие подготовке и переподготовке специалистов, работающих по направлению деятельности организации.
· Учреждение СМИ и осуществление издательской деятельности.
· Улучшение навыков демократических активистов по сбору и анализу информации о развитии демократических процессов в России.
· Политическое обеспечение прав, свобод и безопасности личности.
· Всесторонняя поддержка коренных демократических реформ.
· Содействие формированию гражданского общества в регионах.
· Политическое содействие поддержания правопорядка, стабильности, общественного согласия и гражданского мира.
· Политическая поддержка формирования социального слоя граждан, заинтересованного в проведении последовательных рыночных реформ.
· Политическое, методическое и организационное руководство мероприятиями организации.
· Выработка рекомендаций и принятие заявлений, относящихся к текущим вопросам политической жизни.
· Создание профессионального и необременительного для налогоплательщика государственного аппарата.
· Противодействие политическому экстремизму.
· Общественный контроль за соблюдением российского законодательства в сфере прав человека.
· Поддержка и защита граждан и общественных организаций.
· Оказание правовой помощи и иной поддержки лицам, чьи законные права были нарушены.
· Организация и проведение публичных мероприятий, в том числе семинаров, осуществление публикации литературы в СМИ.
· Предание гласности сведений о нарушениях прав и свобод.
· Раскрытие правды о преступлениях тоталитарных режимов, о террористических методах управления обществом.
· Изучение массовых нарушений прав человека.
· Содействие защите лиц, подвергающихся преследованиям по политическим мотивам или незаконным репрессиям.
· Противодействие политически мотивированным преследованиям со стороны государства в отношении общественных деятелей.
· Осуществление активного мониторинга случаев преследования государством общественных деятелей и гражданских активистов за их политические взгляды, мнение и участие в гражданской деятельности.
· Инициирование рассмотрения наиболее резонансных дел в Европейском суде по правам человека.
· Организация широкого освещения вопросов государственного преследования гражданских активистов в СМИ и сети Интернет.
· Повышение ypoвня осведомленности российского общества об арестах и задержаниях по политическим мотивам.
· Подготовка, издание и продвижение проекта Избирательного кодекса РФ.
· Реализация проекта «Увеличение прозрачности Российского электорального процесса на основе обсуждения и продвижения унифицированного Избирательного кодекса».
· Организация и проведение «круглого стола» «Перезагрузка перезагрузки: Куда движутся российско-американские отношения?», на котором «выступал заместитель министра-советника по политическим вопросам Посольства США в России Говард Соломон (Howard Solomon) по вопросам обсуждения политического курса РФ, политического курса США и взаимоотношений этих государств».
· Проведение «круглого стола» «Политическое преследование в России сегодня», который послужит платформой для разработки стратегии для гражданских групп.
· Издание брошюры «Международное ЛГБТ-движение: от местной специфики к глобальной политике».
· Содействие ориентированию экономики и общества на защиту окружающей среды и устойчивое развитие, направляя для этого усилия на поддержку образования, информирование населения, активизацию гражданских инициатив и вовлечение общественности в процесс принятия решений.
· Активное лоббирование вопросов по экологическим проблемам в органах государственной власти и местного самоуправления.
· Информационная поддержка деятельности региональных отделений политических партий, представителей власти, институтов гражданского общества по актуальным вопросам международных отношений и международной безопасности.
· Привлечение отечественных и зарубежных инвесторов и спонсоров для реализации приоритетных программ, направленных на координацию и развитие российской науки.
· Участие в конкурсах на получение грантов, привлечение добровольных пожертвований российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, отечественных и зарубежных юридических лиц.
· Установление и поддержание связи с неправительственными зарубежными и международными организациями для реализации уставных целей.
С критикой закона еще на стадии законопроекта выступили три специальных докладчика ООН (по праву на мирные собрания, по положению правозащитников и по защите права на свободу выражения мнений)[44]; в 2013 году они выступили с новым заявлением, сообщая, что их опасения подтвердились. Докладчики ООН назвали закон «прямым вызовом для тех, кто хочет свободно осуществить свое право на свободу ассоциации», подчеркнув, что “организации гражданского общества имеют право получать финансирование из-за рубежа, так же как правительства имеют право получать международную помощь», и ограничения такого права «несправедливы» .
По мнению экспертов ООН, новые нормы позволяют подвергать специальному контролю правозащитников, вне зависимости от того, получают они поддержку из-за рубежа или нет, что «будет препятствовать им в осуществлении своей значимой деятельности». Они указали, что крайне широкое определение «политической деятельности» позволит подвести под него любую пропагандистскую деятельность НКО, что нарушит «право правозащитников поднимать в обществе вопросы прав человека». Навешивание ярлыка «иностранного агента» выявляет, по их мнению, «явное намерение стигматизации любой деятельности гражданского общества, получающего поддержку из-за рубежа».
Также отмечается, что установленные законом штрафы несоразмерны и перекладывают бремя доказательства на некоммерческие организации, занимающиеся законной деятельностью в области прав человека. Обеспокоенность новым российским законом и его возможным негативным влиянием на деятельность правозащитников выражали также различные органы ООН, в том числе Комитет против пыток и Комитет по ликвидации расовой дискриминации. С эти также связан пункт 9 принятой единогласно резолюции Совета по правам человека ООН от 15 марта 2013 года, направленный против любого закона, используемого с целью неправомерного препятствия работе правозащитников или ее криминализации в связи с источником финансирования Комитет ООН против пыток призвал «внести изменения в законодательство, требующее от получающих финансирование из-за рубежа правозащитных организаций регистрироваться в качестве „иностранных агентов“».
Комиссар Совета Европы по правам человека не раз выражал российским властям озабоченность законом, «который содержит очень широкое и неясное определение политической деятельности» а также серией проверок НКО и официальной негативной риторикой в их отношении.
Таким образом, мы видим, что закон, принятый в 2012 вызвал много споров и критики в адрес Госдумы как со стороны Международных правовых организаций, так и среди отечественных деятелей и простых граждан.
Политическая деятельность определяется крайне широко и неконкретно, а практика проверок показывает, что достаточно упоминания слов «политика» или «органы власти» в учредительных документах, для того чтобы организацию признали иностранным агентом. Поэтому из таких упоминаний и проводятся масштабные прокурорские и иные проверки. Закон об «иностранных агентах» предполагает, что некоммерческие организации должны сами получить такой статус, если они получают деньги из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. А если организация не заявила свой статус, то она может подвергнуться проверке, которые происходят систематически в нашей стране.