Основные направления совершенствования промышленной и инновационной политики в России
Для разработки методологических оснований современной промышленной политики российского государства целесообразно обращение к национальному историческому опыту.
Исходя из духовного подхода, попытаемся понять, какие принципы должны быть в основе промышленной политики России?
Если опора в развитии (и тогда речь может идти именно о развитии, а не о модернизации) делается на сохранение традиции, сохранение государственности и полного суверенитета, то речь должна идти не просто о создании нового технологического уклада, а о создании социокультурного уклада на собственной цивилизационной основе. Для этого нужна теснейшая кооперация между регионами, предприятиями, людьми. Она невозможна без духовного единства, без опоры на традиции.
В социологии традиционное общество, в котором традиции и обычаи определяютспособ хозяйственной, политической и социальной жизни.
Для него характерны следующие черты:
- согласованность действий;
- преобладание религиозного сознания над научным;
- подчинение повседневных ценностей мировоззренческим;
- многообразие форм собственности;
- распределение ресурсов в соответствии с интересами большинства членов общества;
- в экономической деятельности ценится преемственность;
- технический прогресс не является самодовлеющей ценностью;
- производство материальных благ в разумных пределах, необходимых для удовлетворения насущных потребностей;
- отсутствие установки на преобразование мира и власти над природой, а включенность человека в природную среду;
- направленность человеческой активности, прежде всего на самовоспитание, самоограничение и включенность в традицию.
Как можно совместить понятие традиционного общества с современной научно-технической революцией? На наш взгляд, речь должна идти о смещении акцентов в развитии, изменении ценностных ориентиров и как следствие наполнение НТП другим содержанием. Развитие машин, техники и технологий должно быть поставлено в подчиненное положение духовным факторам. Подчиненность экономики духовным факторам совершенно меняет как критерии, так и факторы развития. Если исходить из концепции развития России (а не ее модернизации по западным образцам)[69], то другими будут как цели, так и средства развития. Духовный подход предполагает, что все, что противоречит человеческому духу должно быть исключено из хозяйственной практики страны (загрязнение окружающей страны, сверхурбанизация, отсутствие трудовой мотивации, беспощадная эксплуатация природных и человеческих ресурсов, потребительская гонка.)
Приоритетным становится:
1. Сохранение образа жизни и целостности общества и государства в соответствии с историческими традициями (без прошлого нет настоящего и будущего).
2. Необходимы определенные властные ограничения, основанные на традициях, понятие справедливости как условие сохранения социального порядка и беспристрастный контроль за соблюдением и исполнением закона.
3. Следует «постоянно отыскивать и проводить те духовно-верные и целесообразные государственные мероприятия, которые могли бы внешним образом исправить внешние последствия внутреннего несовершенства людей».[70]
4. Принцип народнохозяйственной оптимальности - нужно стремиться к такой ситуации, в которой взаимодействие всего множества предприятий давало бы наибольший синергетический эффект в масштабе народного хозяйства.
5. Принцип государственности– национально-государственные интересы страны должны лежать в основе политики промышленного развития.
6. Принцип открытости – контуры промышленной политики и конкретные мероприятия должны разъясняться руководителями государства народу, оно должно подлежать контролю общественности.
7. Принцип учета внешней среды. Он позволяет учитывать воздействие факторов внешней среды.
На развитие экономики России и ее промышленности оказывают влияние определенные внутренние и внешние факторы. Во-первых, необходимо учитывать изменение мирового тренда технико-технологической революции, определяемого переходом к возобновляемым видам энергетических источников. Следствием этого является уменьшение поставок нефти и газа как основных источников энергии. Постиндустриальная стадия развития в наибольшей степени связана с возобновляемыми видами энергии. Уже сейчас в высокоразвитых странах намечается тенденция к увеличению доли ветряной энергии. Это делается для того, чтобы уменьшить энергетическую зависимость от других стран (прежде всего от России). При этом определяющую роль играет государство.
Используются самые разнообразные инструменты:
- уменьшение уровня субсидирования технологий, базирующихся на использовании ограниченных ресурсов;
- повышение налогообложения отраслей, ориентированных на традиционные виды энергии;
- использование экологических налоговых механизмов;
- установление для предприятий специального энергетического налога;
- предоставление ценовых льгот для тех, кто использует возобновляемые источники энергии;
- поддержка НИР, направленных на разработку нетрадиционных видов энергии;
- информационно-рекламная политика энергоресурсной переориентации.
Например, благодаря принимаемым правительствами европейских стран мерам, энергоемкость производства за последние 25 лет сократилась в 2 раза.[71] С учетом этого фактора, при проведении промышленной политики России, следует скорректировать реализацию высокозатратных проектов по прокладке трубопроводов, как на Восток, так и на Запад. В ближайшее время они могут оказаться невостребованными. Промышленная политика должна быть направлена на внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий. Это решит вопрос об экологичности промышленного производства и приведет к гармонизации отношений человека с природой. С другой стороны, произойдет смещение развития производства от ресурсных отраслей к отраслям промышленности с инновационной составляющей.
Не менее серьезной проблемой современного этапа развития является возрастание противоречий между реальным сектором экономики, частью которого является промышленная сфера и финансовым капиталом. В настоящее время значительная часть капитала носит фиктивный характер. Финансовые ресурсы используются на спекуляции в ущерб реальному сектору экономики. Контроль над корпорациями в настоящее время опирается на монополизацию в первую очередь финансовых потоков и это позволяет быстро перемещать активы, уводя их из национальной экономики. Модернизацией промышленности никто не занимается. Чтобы устранить это противоречие необходимо усиление роли государственной промышленной политики. При этом главным критерием при ее реализации следует считать обеспечение национально-государственных интересов России. Государство должно взять под контроль финансовые потоки и направить их на решение насущных проблем промышленного развития.
Следующий вопрос, который возникает при разработке промышленной политики – это необходимость учитывать природно-климатический фактор. Если следовать концепции о преимуществах общественного разделения труда, то в России практически любое производство из-за высоких издержек становится неэффективным. К примеру, нефть, добываемая в Кувейте по себестоимости в 3,5 раза ниже, чем в Сибири. Если добавить высокую себестоимость ее транспортировки, то следует прекратить ее добычу совсем. По мнению экспертов в целом на единицу ВВП Россия затрачивает в 4,5 раза больше ресурсов, чем США и в 8 раз больше, чем страны ЕС.[72] Но, если взять за основу концепцию национальной безопасности, то развивать производство внутри страны необходимо. Следствием такого вывода является необходимость проведения государством протекционистской промышленной политики.
Духовный подход не отрицает значимость институциональных и организационных факторов, но они носят подчиненный характер. Следует расширительно понимать и субъекты промышленной политики. Ими, помимо федерального центра, должны быть союзы предпринимателей, регионы, общественные организации.
Развитие на собственной цивилизационной основе предполагает усиление военно-промышленного комплекса для разработки оружия стратегического сдерживания. Для этого необходимо развитие фундаментальных и прикладных исследований в этой сфере, создание мощных интегрированных структур, включающих единую систему науку, производство и реализацию, а также систему передачи военных технологий в гражданский сектор.
В заключение отметим, что промышленная политика современной России должна разрабатываться на основе всестороннего анализа как внутренних, так и внешних факторов, учитывать изменение мирового тренда технико-технологической революции и обеспечивать национально-государственные интересы России.