Внешняя и внутренняя политика СССР в послевоенный период. СССР и мировое сообщество

Окончание второй мировой войны породило новую ситуа­цию на планете. В отличие от США, значительно усиливших свои позиции, европейские страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной экономикой. Еще сложнее обстояли дела в СССР. С одной стороны, небывало возрос международный вес Со­ветского Союза и без его участия теперь не решалась ни одна крупная проблема международных отношений. В то же время эко­номическое положение СССР было сильно подорвано. В сентябре 1945 г. сумма прямых потерь, причиненных войной, оценивалась в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раз превышало национальный доход

СССР в 1940 г.

Внешняя политика. В первые месяцы после поражения Германии и капитуляции Японии советское правительство всяче­ски старалось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении сложных мировых проблем. Оно подчеркивало необходимость обеспечить благопри­ятные международные условия для мирного социалистического строительства в СССР, развития мирового революционного про­цесса, сохранения мира на Земле.

Но так продолжалось недолго. Внутренние процессы, а также кардинальные перемены в международной обстановке при­вели к ужесточению советским руководством политико-доктринальных установок, определявших конкретные цели и дей­ствия отечественной дипломатии, направления идеологической работы с населением.

В борьбе за влияние в мире бывшие союзники по войне с Германией разделились на два противостоящих друг другу лагеря. Между СССР и США, Востоком и Западом началась гонка воору­жений и политическое противоборство, получившее название «хо­лодной войны».

Сталинское руководство стремилось создать в Европе и, по возможности, в мире антиамериканский блок, кроме того, страны Восточной Европы воспринимались как «санитарный кордон» против американского влияния. С этой целью советское прави­тельство всемерно поддерживает коммунистические режимы в Восточной Европе (где к 1949 г. произошли «социалистические революции»), коммунистическое движение в Греции (попытка ор­ганизовать здесь коммунистический переворот провалилась в 1947 г.), негласно ввязывается в корейскую войну (1951-1954 гг.) на стороне прокоммунистически настроенной Северной Кореи. В 1949 г. конфликт между США и СССР привел к расколу Германии на ФРГ и ГДР, где неразрешенной осталась проблема Западного Берлина.

Советский Союз развернул широкомасштабную помощь странам народной демократии, создав для этой цели специальную организацию - Совет экономической взаимопомощи(1949 г.). Спустя несколько лет СССР объединил часть из них в военно-политический союз - Организацию Варшавского Договора(1955

г.).

Состав Организации Варшавского договора /1955-1990гг./: Албания /до 1968г./, Болгарии, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

Состав Совета экономической взаимопомощи /1949­1990гг./: Албания/ до 1962г./, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния.

Активно содействовала наша страна коммунистическим партиям и движениям в западных государствах, росту освободи­тельного движения в «третьем мире» и созданию стран «социали­стической ориентации».

Конфронтационной риторике и соответствующей политике советской стороны США и их западные партнеры противопоста­вили взятую на вооружение с 1947 г. доктрину «сдерживания ком­мунизма», носившую не менее конфронтационный характер и аде­кватную ей политику. США была оказана широкомасштабная эко­номическая помощь западным странам («план Маршалла»), создан военно-политический союз этих государств во главе с США (НА­ТО, 1949 г.), размещена у границ СССР сеть американских воен­ных баз (Греция, Турция), поддерживались антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

Восстановление экономики СССР. Несмотря на одер­жанную победу, возвращение к мирной жизни было трудным. Слишком велики были потери, понесенные Советским Союзом в годы войны. Было разрушено и уничтожено 1710 городов и посел­ков городского типа, более 30 тысяч сел, около 32 тысяч промыш­ленных предприятий, почти 100 тысяч колхозов и совхозов, более половины городского жилого фонда и 30 процентов домов сель­ских жителей. В два раза сократилось производство зерна и мяса. Страна потеряла 30 процентов своего национального богатства. Огромными были людские потери — по меньшей мере, 27 мил­лионов человек.

На выбор путей восстановления экономики СССР непо­средственным образом повлияли оценка и действия советского руководства в международной области. Причем, в развернувшейся напряженной дискуссии при рассмотрении в 1945-1946 гг. проекта четвертого пятилетнего плана победу одержали сторонники воз­врата к довоенной модели экономического развития. Главную роль среди них играли Г. М. Маленков и Л. П. Берия, поддерживаемые руководителями тяжелой промышленности. Опираясь на исследо­вания экономиста Е. С. Варги, они утверждали, что капитализм справляется со своими внутренними противоречиями. Все это де­лало, по их мнению, международную обстановку очень тревож­ной, тем более что обладание атомной бомбой давало западным государствам явное военное превосходство над СССР. При таком подходе ускоренное развитие военно-промышленной базы нашей страны представлялось абсолютным приоритетом.

Победе консервативной тенденции способствовал неуро­жай 1946 г. Голод свирепствовал в большинстве областей Черно­земной полосы Средней и Нижней Волги, Южного Урала, Запад­ной Сибири, Украины и в соседних с ней областях Белоруссии, Молдавии. В конце 1946 г. не было обеспечено хлебом более 100 млн человек.

До конца 1947 г. в стране сохранялась карточная система на основные виды продовольственных и промышленных товаров. Сами крестьяне, не имея паспортов, не могли покинуть деревню и кормились в основном за счет приусадебных участков, получая за работу в колхозе символические трудодни. Голод, в свою очередь, спровоцировал огромную волну преступлений. Лишь в 1947 г. за уголовные преступления было осуждено более 1,3 млн. человек. Из них большую часть составляли хищения государственного хле­ба.

Неурожай, преступность послужили предлогом для уже­сточения контроля над крестьянством. В 1947-1948 гг. правитель­ство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения, которые напомнили о худших временах первой пятилетки. Два указа, принятые 4 июня 1947 г. и близкие по духу закону от 7 ав­густа 1932 г. об охране социалистической собственности, преду­сматривали от 5 до 25 лет лагерей за всякое «посягательство на государственную или колхозную собственность». Под предлогом укрепления дисциплины началось преследование колхозников, рабочих совхозов и единоличников. Жители деревни назвали это «вторым раскулачиванием», которое в основных чертах повторило раскулачивание 30-х годов: насильственное изъятие зерна наращи­вание госзапасов и экспорта хлеба, высылка непокорных в отда­ленные места.

Соответствующие меры стимулировали массовый отток крестьян в города: около 8 млн. сельских жителей покинули свои деревни в 1946-1953 гг. По сути, именно в эти годы возникают те безлюдные деревни, которые ныне исчисляются тысячами. В кон­це 1949 г. экономическое и финансовое положение колхозов на­столько ухудшилось, что правительству пришлось разработать ряд хозяйственных мер, провести дискуссии о сельскохозяйственной политике. Важное место отводилось укрупнению колхозов. С 1950 по 1952 гг. их количество сократилось с 252 тыс. до 94 тыс.

В промышленности первые послевоенные годы были отме­чены бурным ростом (1946-1948 гг.) основных производств. По официальным данным, уже в 1948 г. объем промышленного про­изводства достиг довоенного уровня, а в 1950 г. превысил его на 73 процента. Только в 1948—1950 гг. было введено в строй свыше 6 тысяч крупных промышленных предприятий. При этом тяжелая промышленность увеличила производство в два раза. Этим успе­хам способствовал не только самоотверженный труд советских людей, но и максимальная концентрация ресурсов, достигнутая за счет «экономии» на сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере. Немалую роль сыграли и репарации с Герма­нии (4,3 млрд. долларов). Они обеспечили обновление значитель­ной части станочного парка промышленности.

Общий уровень жизни населения оставался низким. Силь­ная инфляция резко снизила покупательную способность рубля. В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа,носившая конфискационный характер. Вклады населения в сберкассах 10 тыс. рублей и более уменьшались на 2/3. Лица, хранившие деньги вне сберкасс, получали один новый рубль вместо 10 старых. Одно­временно была отменена карточная система. В результате многие виды товаров, продававшиеся по коммерческим ценам, сделались недоступными для широких слоев населения. Именно поэтому в 1947—1950 гг. цены на товары массового спроса директивно сни­жались 5 раз, хотя и в 1950 г. они более чем в 3 раза превышали средний довоенный уровень, а заработная плата увеличилась за это же время лишь на 50 проц. Впоследствии этот процесс отло­жился в массовом сознании как «сталинские регулярные снижения цен».

Крупным политическим и организационным мероприятием стала массовая демобилизация советских воинов из Вооруженных Сил, которая завершилась к началу 1948 г. Всего было проведено шесть ее очередей. Первая и вторая - в 1945 г., третья - с мая по сентябрь 1946 г. и остальные очереди - в 1947 г. Численность Воо­руженных Сил сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. чел. в 1948 г. При демобилизации из армии ушло значитель­ное количество офицеров. Из числа уволенных 287 тыс. офицеров и генералов более 100 тыс. составляли медицинские работники и 46 тыс. - учителя. Вместе с тем, проводя сокращение Вооружен­ных Сил и демобилизацию офицерского состава, принимались все меры, чтобы в армии были оставлены лучшие военные кадры.

Лучшие умы и огромные ресурсы были брошены на соз­дание новых видов вооружений и, прежде всего, атомной бомбы. В результате усилий советских конструкторов и разведчиков, «поза­имствовавших» у американцев важные атомные секреты, уже в 1949 г. Советский Союз создал свою ядерную бомбу. А в 1953 г. СССР первым в мире испытал водородное оружие.

Наши рекомендации