Внешняя и внутренняя политика СССР в послевоенный период. СССР и мировое сообщество
Окончание второй мировой войны породило новую ситуацию на планете. В отличие от США, значительно усиливших свои позиции, европейские страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной экономикой. Еще сложнее обстояли дела в СССР. С одной стороны, небывало возрос международный вес Советского Союза и без его участия теперь не решалась ни одна крупная проблема международных отношений. В то же время экономическое положение СССР было сильно подорвано. В сентябре 1945 г. сумма прямых потерь, причиненных войной, оценивалась в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раз превышало национальный доход
СССР в 1940 г.
Внешняя политика. В первые месяцы после поражения Германии и капитуляции Японии советское правительство всячески старалось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении сложных мировых проблем. Оно подчеркивало необходимость обеспечить благоприятные международные условия для мирного социалистического строительства в СССР, развития мирового революционного процесса, сохранения мира на Земле.
Но так продолжалось недолго. Внутренние процессы, а также кардинальные перемены в международной обстановке привели к ужесточению советским руководством политико-доктринальных установок, определявших конкретные цели и действия отечественной дипломатии, направления идеологической работы с населением.
В борьбе за влияние в мире бывшие союзники по войне с Германией разделились на два противостоящих друг другу лагеря. Между СССР и США, Востоком и Западом началась гонка вооружений и политическое противоборство, получившее название «холодной войны».
Сталинское руководство стремилось создать в Европе и, по возможности, в мире антиамериканский блок, кроме того, страны Восточной Европы воспринимались как «санитарный кордон» против американского влияния. С этой целью советское правительство всемерно поддерживает коммунистические режимы в Восточной Европе (где к 1949 г. произошли «социалистические революции»), коммунистическое движение в Греции (попытка организовать здесь коммунистический переворот провалилась в 1947 г.), негласно ввязывается в корейскую войну (1951-1954 гг.) на стороне прокоммунистически настроенной Северной Кореи. В 1949 г. конфликт между США и СССР привел к расколу Германии на ФРГ и ГДР, где неразрешенной осталась проблема Западного Берлина.
Советский Союз развернул широкомасштабную помощь странам народной демократии, создав для этой цели специальную организацию - Совет экономической взаимопомощи(1949 г.). Спустя несколько лет СССР объединил часть из них в военно-политический союз - Организацию Варшавского Договора(1955
г.).
Состав Организации Варшавского договора /1955-1990гг./: Албания /до 1968г./, Болгарии, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.
Состав Совета экономической взаимопомощи /19491990гг./: Албания/ до 1962г./, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния.
Активно содействовала наша страна коммунистическим партиям и движениям в западных государствах, росту освободительного движения в «третьем мире» и созданию стран «социалистической ориентации».
Конфронтационной риторике и соответствующей политике советской стороны США и их западные партнеры противопоставили взятую на вооружение с 1947 г. доктрину «сдерживания коммунизма», носившую не менее конфронтационный характер и адекватную ей политику. США была оказана широкомасштабная экономическая помощь западным странам («план Маршалла»), создан военно-политический союз этих государств во главе с США (НАТО, 1949 г.), размещена у границ СССР сеть американских военных баз (Греция, Турция), поддерживались антисоциалистические силы внутри стран советского блока.
Восстановление экономики СССР. Несмотря на одержанную победу, возвращение к мирной жизни было трудным. Слишком велики были потери, понесенные Советским Союзом в годы войны. Было разрушено и уничтожено 1710 городов и поселков городского типа, более 30 тысяч сел, около 32 тысяч промышленных предприятий, почти 100 тысяч колхозов и совхозов, более половины городского жилого фонда и 30 процентов домов сельских жителей. В два раза сократилось производство зерна и мяса. Страна потеряла 30 процентов своего национального богатства. Огромными были людские потери — по меньшей мере, 27 миллионов человек.
На выбор путей восстановления экономики СССР непосредственным образом повлияли оценка и действия советского руководства в международной области. Причем, в развернувшейся напряженной дискуссии при рассмотрении в 1945-1946 гг. проекта четвертого пятилетнего плана победу одержали сторонники возврата к довоенной модели экономического развития. Главную роль среди них играли Г. М. Маленков и Л. П. Берия, поддерживаемые руководителями тяжелой промышленности. Опираясь на исследования экономиста Е. С. Варги, они утверждали, что капитализм справляется со своими внутренними противоречиями. Все это делало, по их мнению, международную обстановку очень тревожной, тем более что обладание атомной бомбой давало западным государствам явное военное превосходство над СССР. При таком подходе ускоренное развитие военно-промышленной базы нашей страны представлялось абсолютным приоритетом.
Победе консервативной тенденции способствовал неурожай 1946 г. Голод свирепствовал в большинстве областей Черноземной полосы Средней и Нижней Волги, Южного Урала, Западной Сибири, Украины и в соседних с ней областях Белоруссии, Молдавии. В конце 1946 г. не было обеспечено хлебом более 100 млн человек.
До конца 1947 г. в стране сохранялась карточная система на основные виды продовольственных и промышленных товаров. Сами крестьяне, не имея паспортов, не могли покинуть деревню и кормились в основном за счет приусадебных участков, получая за работу в колхозе символические трудодни. Голод, в свою очередь, спровоцировал огромную волну преступлений. Лишь в 1947 г. за уголовные преступления было осуждено более 1,3 млн. человек. Из них большую часть составляли хищения государственного хлеба.
Неурожай, преступность послужили предлогом для ужесточения контроля над крестьянством. В 1947-1948 гг. правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения, которые напомнили о худших временах первой пятилетки. Два указа, принятые 4 июня 1947 г. и близкие по духу закону от 7 августа 1932 г. об охране социалистической собственности, предусматривали от 5 до 25 лет лагерей за всякое «посягательство на государственную или колхозную собственность». Под предлогом укрепления дисциплины началось преследование колхозников, рабочих совхозов и единоличников. Жители деревни назвали это «вторым раскулачиванием», которое в основных чертах повторило раскулачивание 30-х годов: насильственное изъятие зерна наращивание госзапасов и экспорта хлеба, высылка непокорных в отдаленные места.
Соответствующие меры стимулировали массовый отток крестьян в города: около 8 млн. сельских жителей покинули свои деревни в 1946-1953 гг. По сути, именно в эти годы возникают те безлюдные деревни, которые ныне исчисляются тысячами. В конце 1949 г. экономическое и финансовое положение колхозов настолько ухудшилось, что правительству пришлось разработать ряд хозяйственных мер, провести дискуссии о сельскохозяйственной политике. Важное место отводилось укрупнению колхозов. С 1950 по 1952 гг. их количество сократилось с 252 тыс. до 94 тыс.
В промышленности первые послевоенные годы были отмечены бурным ростом (1946-1948 гг.) основных производств. По официальным данным, уже в 1948 г. объем промышленного производства достиг довоенного уровня, а в 1950 г. превысил его на 73 процента. Только в 1948—1950 гг. было введено в строй свыше 6 тысяч крупных промышленных предприятий. При этом тяжелая промышленность увеличила производство в два раза. Этим успехам способствовал не только самоотверженный труд советских людей, но и максимальная концентрация ресурсов, достигнутая за счет «экономии» на сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере. Немалую роль сыграли и репарации с Германии (4,3 млрд. долларов). Они обеспечили обновление значительной части станочного парка промышленности.
Общий уровень жизни населения оставался низким. Сильная инфляция резко снизила покупательную способность рубля. В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа,носившая конфискационный характер. Вклады населения в сберкассах 10 тыс. рублей и более уменьшались на 2/3. Лица, хранившие деньги вне сберкасс, получали один новый рубль вместо 10 старых. Одновременно была отменена карточная система. В результате многие виды товаров, продававшиеся по коммерческим ценам, сделались недоступными для широких слоев населения. Именно поэтому в 1947—1950 гг. цены на товары массового спроса директивно снижались 5 раз, хотя и в 1950 г. они более чем в 3 раза превышали средний довоенный уровень, а заработная плата увеличилась за это же время лишь на 50 проц. Впоследствии этот процесс отложился в массовом сознании как «сталинские регулярные снижения цен».
Крупным политическим и организационным мероприятием стала массовая демобилизация советских воинов из Вооруженных Сил, которая завершилась к началу 1948 г. Всего было проведено шесть ее очередей. Первая и вторая - в 1945 г., третья - с мая по сентябрь 1946 г. и остальные очереди - в 1947 г. Численность Вооруженных Сил сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. чел. в 1948 г. При демобилизации из армии ушло значительное количество офицеров. Из числа уволенных 287 тыс. офицеров и генералов более 100 тыс. составляли медицинские работники и 46 тыс. - учителя. Вместе с тем, проводя сокращение Вооруженных Сил и демобилизацию офицерского состава, принимались все меры, чтобы в армии были оставлены лучшие военные кадры.
Лучшие умы и огромные ресурсы были брошены на создание новых видов вооружений и, прежде всего, атомной бомбы. В результате усилий советских конструкторов и разведчиков, «позаимствовавших» у американцев важные атомные секреты, уже в 1949 г. Советский Союз создал свою ядерную бомбу. А в 1953 г. СССР первым в мире испытал водородное оружие.