Совершенствование и развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере добровольческой деятельности

Сегодня особенно популярным добровольчество становится среди молодого поколения, являясь важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции.

Добровольчество выгодно:

для государства: поскольку добровольцы независимо от своего социального и должностного положения, места жительства, политических и религиозных убеждений участвуют в делах общества, помогая более эффективно выполнять задачи, стоящие перед государством;

для становления отечественного гражданского общества: добровольческая деятельность служит повышению роли общественных и других некоммерческих организаций как институтов гражданского общества в решении местных, региональных и общенациональных задач;

для социального развития территории: позволяет привлечь значительные ресурсы для решения социально значимых проблем общества;

для экономического развития территории: добровольческая деятельность является важным элементом обеспечения занятости населения, экономии государственных расходов на социальную деятельность;

для бизнеса: работники компаний, участвующие в добровольческой деятельности, помогают местному сообществу, получают новые знания и навыки, развивают свои организаторские способности, а компания получает положительный образ в обществе;

для молодежной политики и образования: добровольческая деятельность детей и молодежи – это эффективный метод формирования и развития их знаний и навыков, духовно-нравственного и трудового воспитания, а также средство реализации профессионального интереса в карьерном росте, особенно в части получения опыта общения в коллективе и получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье;

для средств массовой информации: работа добровольцев полна интересных случаев взаимопомощи и стремления к улучшению условий жизни местных сообществ.

Современное состояние развития добровольчества в Кировской области свидетельствует о том, что наиболее заметно добровольчество проявляется в деятельности некоммерческих организаций, в том числе молодежных и детских общественных объединений, охватывающих своей работой многие социально значимые сферы жизни. Добровольчество становится все более популярным в молодежной среде. Возрастает интерес к этому движению со стороны бизнес-структур, государственных структур и органов местного самоуправления.

В результате предпринимаемых в течение последних нескольких лет общественно-государственных усилий по развитию добровольчества в Кировской области наблюдается устойчивый рост числа граждан, особенно молодежи, участвующих в добровольческой деятельности. Сложились благоприятные условия для развития молодежного добровольчества, существует поддержка развития добровольчества со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и других некоммерческих организаций.

Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в сфере развития добровольчества в Кировской области, как и в целом по стране, существует совокупность проблем, наличие которых приводит к существенному недоиспользованию потенциала добровольчества в обществе.

При наличии в Кировской области значительных человеческих ресурсов и достаточного количества организаций, накопивших определенный опыт управления этими ресурсами, дальнейшее развитие добровольческой деятельности требует решения таких проблем, как:

несовершенство нормативной правовой базы в сфере добровольческой деятельности;

неразвитость инфраструктуры развития и поддержки добровольчества;

несовершенство стандартов деятельности государственных и муниципальных учреждений, которые не предусматривают организацию добровольного труда;

отсутствие методического обеспечения организации добровольческой деятельности;

отсутствие системы профессиональной подготовки кадров для специалистов, работающих в сфере добровольчества;

отсутствие механизмов системной поддержки добровольческой деятельности;

неразвитость общего информационного и интерактивного пространства для взаимного обучения и обмена опытом;

невысокий уровень информированности молодежи о возможности участия в добровольческой деятельности.

4. Субъекты, включенные в процесс развития волонтерской

(добровольческой) деятельности молодежи

К субъектам, включенным в процесс развития волонтерской (добровольческой) деятельности, относятся:

органы исполнительной власти области в сфере молодежной политики, физкультуры и спорта, социальной поддержки, образования, труда и занятости, здравоохранения;

органы местного самоуправления (по согласованию);

учреждения социальной сферы (по согласованию);

общественные организации (по согласованию);

организации промышленного сектора и бизнес-сообщество (по согласованию).

5. Цель, задачи и принципы развития и поддержки

добровольчества в Кировской области

Цель развития и поддержки добровольчества – активизация потенциала добровольческой деятельности как ресурса развития местного сообщества и успешной социализации граждан, путем формирования и распространения инновационных практик социальной деятельности на территории Кировской области.

Задачи развития социального добровольчества в Кировской области:

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- создание инфраструктуры поддержки добровольчества;

- повышение доверия граждан к благотворительным организациям и к организациям, осуществляющим благотворительную деятельность;

- формирование условий для расширения объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций;

- обеспечение роста числа добровольческих и благотворительных организаций, в том числе корпоративных фондов, фондов целевого капитала некоммерческих организаций, фондов местных сообществ и т.д.

- обеспечение доступа к информации о местных социальных проблемах, о категориях, нуждающихся в благотворительной поддержке, и т.д.

- создание системы стимулирования и вовлечения граждан в добровольческую деятельность;

- создание системы образовательных программ и образовательных площадок для обучения добровольческой деятельности;

- создание системы профессиональной подготовки кадров для организации добровольческих работ; либо повышения квалификации добровольцев?

- создание условий для участия в добровольческой деятельности временно свободных категорий граждан;

- создание механизма взаимодействия органов государственной власти, субъектов местного самоуправления, бизнес-структур, некоммерческих организаций и гражданских инициатив для поддержки добровольчества;

- информационное освещение добровольческой деятельности.

Принципами развития и поддержки добровольчества являются:

- принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по развитию добровольческого движения;

- принцип адресного подхода в формировании идеи добровольчества, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;
- принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан, их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
- принцип универсальности основных направлений добровольчества, предполагающий целостный и комплексный подход к ним.

Данные принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

6. Основные направления и формы добровольческой деятельности

Направления добровольческой деятельности многообразны:

социальное патронирование детских домов;

социальное патронирование пожилых людей;

медицинская помощь (службы милосердия в больницах);

педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков);

социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы);

экологическая защита;

интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов);

спортивная, туристическая и военная подготовка;

творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников);

досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи);

социальное краеведение;

трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);

помощь в реставрационных работах;

восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

экскурсионная деятельность;

ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел);

информационное обеспечение.

Указанные выше направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов действующих добровольческих объединений и организаций.

Наиболее предпочтительными для молодежи Кировской области являются такие формы добровольческой деятельности, как досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи), спортивная, туристическая и военная подготовка, восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, экологическая защита, творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников), информационное обеспечение.

Помимо направлений добровольческая деятельность имеет разные формы: разовые мероприятия и акции, реализация проектов, конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, лагеря, благотворительные сезоны и т.д.

7. Основные направления развития и поддержки

добровольчества в Кировской области

Основными направлениями развития и поддержки добровольчества в Кировской области являются:

1. Совершенствование инфраструктуры и механизмов поддержки и развития добровольчества.

2. Совершенствование и развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере добровольческой деятельности.

3.Совершенствование взаимодействия между различными субъектами отношений в области развития волонтерства.

4. Создание системы мотивации, поддержки развития и поощрении молодежного волонтерства (добровольчества).

5. Формирование механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества в обществе.

6. Организация единой системы учета и измерения эффективности добровольческого труда и ценности вклада добровольцев в социальное и экономическое развитие региона.

7. Совершенствование нормативной правовой базы и финансовых механизмов обеспечения развития и поддержки добровольческих инициатив.

Совершенствование инфраструктуры развития и поддержки добровольчества должно осуществляться на региональном и местном уровнях.

Инфраструктура поддержки включает в себя нормативно-правовую базу, институты поддержки, формы поддержки, мероприятия, информационные площадки и др. Формирование инфраструктуры поддержки молодежного волонтерства в Кировской области может осуществляться в рамках разработки и реализации областных, ведомственных и муниципальных программ развития и должно основываться на следующих принципах:

1. Доступность участия и равенство молодых граждан в процессе развития социального добровольчества (информационное, организационное, территориальное и др.).

2. Гарантированное участие молодежи в добровольческой деятельности в социальной сфере без ущерба для физического, психического здоровья и материального положения.

3. Ответственность за организацию квалифицированного управления и обеспечение надлежащих условий для добровольной работы молодежи.

Уполномоченными органами по регистрации и учету молодых граждан, принимающих (изъявивших желание принять) участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Кировской области, являются орган исполнительной власти области, отвечающий за реализацию молодежной политики (далее - региональный оператор), НОУ «Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи», КОГАУ «Областной дворец молодежи», Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи»как региональные центры развития добровольчества (далее – региональные центры)

Региональный оператор: формирует информационную, научно-методическую и нормативно-правовую базу развития добровольной социальной деятельности; содействует подготовке кадров для организации и развития волонтерства, вовлечению, поддержке и стимулированию представителей всех категорий молодежи для участия в общественно полезной деятельности; разрабатывает механизм поддержки, обеспечивающий создание инфраструктуры развития волонтерства и ее функционирование, подготавливает и размещает в средствах массовой информации, а также анализирует и направляет в Федеральное агентство по делам молодежи отчеты по организации волонтерской деятельности в Кировской области.

Региональные центры развития волонтерства (добровольчества) (по согласованию) обеспечивают базовый комплекс услуг в сфере стимулирования, поддержки и развития добровольчества, прежде всего: информируют молодежь (граждан в возрасте от 14 до 30 лет), проживающую на территории Кировской области, о возможностях осуществления волонтерской (добровольческой) деятельности, а также о возможности получения личной книжки волонтера; проводят разъяснительную работу среди потенциальных работодателей (по согласованию) о порядке заполнения личной книжки волонтера; принимает от молодых граждан, изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности, заявления о выдаче личной книжки волонтера, оформляют личную карточку и формируют личное дело волонтера; выдают новые бланки личной книжки волонтера на основании личного заявления волонтера в случае заполнения волонтером всех страниц предыдущего бланка; тиражируют и выдают обратившимся молодым людям личные книжки волонтера, ведут областную базу востребованных видов волонтерской (добровольческой) деятельности, а также организаций, которые нуждаются в деятельности волонтеров; организуют и проводят подготовку кадров для организации волонтерской (добровольческой) деятельности, предоставление добровольцев (по согласованию) для реализации социально значимых проектов, акций, оказания адресной помощи и др. Волонтерские (добровольческие) агентства действуют также и на базе образовательных учреждений области. Они обеспечивают стимулирование и поддержку волонтерства и осуществляют организацию деятельности волонтеров.

Стратегические действия в этом направлении включают:

1. Создание и развитие сети добровольческих центров, обеспечивающих базовый комплекс услуг в сфере стимулирования, поддержки и развития добровольчества;

2. Информационную и методическую поддержку, представление гражданам и организациям информации о наличии видов работ, предлагаемых для исполнения на основе добровольной работы;

3. Подготовку кадров для организации добровольной работы;

4. Предоставление добровольцев для выполнения работ в на муниципальном и региональном уровне.

Совершенствование и развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере добровольческой деятельности

В настоящее время квалификация руководителей и специалистов учреждений и организаций, работающих в области волонтерства, явно недостаточна.

Как в некоммерческом секторе, так и в государственных учреждениях социальной сферы практически отсутствуют подготовленные специалисты по организации добровольческой деятельности, вследствие чего имеющиеся добровольческие ресурсы далеко не всегда используются эффективно.

Деятельность специалиста по организации добровольческой деятельности требует знания технологий организации добровольческой деятельности и навыков в области социальной работы, социального и некоммерческого менеджмента, специальной подготовки в области организации досуговой деятельности и клубной работы, организации массовых мероприятий, связей с общественностью и т.п.

Необходимо создание обучающих программ, обеспечивающих проведение указанной деятельности на основе профессионализма, системной базы знаний и практического опыта. Необходимо разработать и поэтапно реализовать программу подготовки и переподготовки кадров в области привлечения и управления добровольческими ресурсами.

Такую работу необходимо провести по согласованию во взаимодействии с высшими учебными заведениями, центрами повышения квалификации кадров и общественными организациями, реализующими подобные обучающие программы для некоммерческих организаций.

В дальнейшем программы могут быть включены в состав программ подготовки специалистов по социальной работе, специалистов в области государственного и муниципального управления, специалистов по организации работы с молодежью, специалистов в области общественной, благотворительной, некоммерческой деятельности.

Совершенствование взаимодействия между различными субъектами отношений в области развития волонтерства

Важным фактором для развития волонтерства (добровольчества) является межотраслевое взаимодействие органов исполнительной власти Кировской области в таких сферах как социальная защита населения, молодежная политика, образование, культура, наука, физическая культура и спорт, здравоохранение.

Необходимо государственное стимулирование процесса разработки и реализации совместных добровольческих программ государственными и негосударственными организациями, создания механизма информационного взаимодействия субъектов правоотношений в области развития волонтерства.

Необходимо создание системы, в которой органы исполнительной власти области в сфере молодежной политики, физкультуры и спорта, социальной поддержки, образования, труда и занятости, иные органы исполнительной власти области разрабатывают нормативно-правовые акты, программы развития молодежного волонтерства и предусматривают при формировании областного бюджета средства на развитие волонтерского движения на территории Кировской области, ежеквартально направляют региональному оператору предложения в региональную базу видов волонтерской (добровольческой) деятельности, которые востребованы на территории области, а также сведения об организациях, которые нуждаются в деятельности волонтеров; учреждения социальной сферы и общественные организации по согласованию проводят работу по популяризации и развитию волонтерского движения, активно привлекают волонтеров к своей деятельности; предприятия промышленного сектора и бизнес-сообщество по согласованию привлекают волонтеров к решению задач, которые реализуются волонтерами на безвозмездной основе, направляют региональному оператору предложения в региональную базу видов волонтерской деятельности, которые востребованы на предприятии, а при приеме на работу молодых специалистов учитывают записи в личной книжке волонтера.

При этом предприятия, учреждения и организации в случае привлечения волонтеров по согласованию принимают на себя следующие обязательства: создавать условия для безопасной и эффективной добровольческой деятельности; давать четкое описание деятельности волонтера и создать условия для организации этой деятельности; назначать от лица руководителя организации ответственного за решение возникающих у волонтера вопросов в связи с выполняемой деятельностью – координатора волонтера; при необходимости заключить договор о выполнении определенного вида деятельности, в котором оговорить все основные и дополнительные обязательства сторон; предоставлять условия для волонтерской деятельности в соответствии с установленными требованиями и нормами, провести инструктаж по технике безопасности; вносить в личную книжку волонтера сведения о выполняемых видах деятельности, временных затратах (в часах), поощрениях и дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров) и заверять подписью ответственного лица и печатью организации; разрабатывать и проводить, при необходимости, специальные обучающие программы, тренинги для волонтеров.

Создание системы мотивации, поддержки развития и поощрении молодежного волонтерства (добровольчества)

Основными мотивами добровольческой деятельности являются: реализация личного потенциала;

общественное признание, чувство социальной значимости;

профессиональное ориентирование;

приобретение полезных социальных и практических навыков;

возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками;

приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;

выполнение общественного и религиозного долга;

организация свободного времени

В целях мотивации, поддержки развития и поощрения молодежного волонтерства (добровольчества) возможна реализация различных форм неденежного стимулирования граждан.

Формами неденежного стимулирования граждан являются:

образовательное стимулирование предоставления волонтерам возможности участия в образовательных программах организации на бесплатной или льготной основе, приобретения опыта работы на различных направлениях деятельности и т. д.

информационное стимулирование подразумевает доступ к информационным источникам и материалам, таким, как библиотечная система, научно-исследовательские разработки, новые технологии и др.;

досуговое (нематериальное) стимулирование волонтеров предполагает предоставление волонтерам возможностей организации досуга в различных сферах.

Стимулирование через социальное признание - подписанные известными людьми (политиками, деятелями культуры) благодарности и рекомендации для дальнейшей профессиональной и иной деятельности (получение награды "Доброволец Года", торжественное вручение личных книжек волонтера, популяризация волонтерской деятельности через средства массовой информации, и др.).

Формы поддержки добровольческой деятельности:

повышение статуса добровольцев через постоянное общение с ними руководителей органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления (по согласованию);

областные, ведомственные и муниципальные программы индивидуального стимулирования добровольчества;

поддержка проектов добровольческих организаций и объединений в рамках областных, ведомственных и муниципальных целевых программ;

передача в аутсорсинг добровольческим организациям и добровольческим объединениям решения ряда социальных задач;

содействие формированию, функционированию и развитию инфраструктуры добровольчества;

учет добровольческой деятельности в качестве практики для студентов образовательных учреждений, если добровольческая деятельность осуществляется в сфере профессиональной ориентации;

учет участия в добровольческой деятельности при поступлении в образовательные учреждения и при приеме на работу.

Наши рекомендации