Формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности
При формировании инновационной системы, выбирая методы государственной поддержки, государство должно стремиться использовать наиболее экономически эффективные, при этом важным становится соответствие целей и возможностей государства. Многообразие форм и методов государственной поддержки можно классифицировать различными способами. В процессе исторического генезиса категории государственной поддержки инновационной деятельности произошло выделение двух ее форм, различных по сути: прямая и косвенная поддержка. Принципиальное различие между данными формами лежит в приемах и способах воздействия на управляемый объект.
Так, прямые методы предполагают со стороны государства применение таких мер как: законодательное обеспечение мер поддержки, контроль, надзор и осуществление защиты прав интеллектуальной собственности, меры по обеспечению гласности и т.д. - это прямые методы институционального воздействия. Вторым видом прямых методов является прямое содействие, ориентированное на конкретный проект (государственное инвестирование).
Обращаясь к косвенным методам поддержки, отметим, что воздействие осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении рычаги и финансовые ресурсы. Их использование приводит не к выделению бюджетных средств, а к «недополучению» их в будущем.
Прямые методы обладают значительными недостатками. Государство замещает рынок, занимаясь отбором технологий. Осуществляя поддержку инновационных проектов, оно мешает свободной конкуренции, предоставляя одним предприятиям лучшие условия хозяйствования. Но государство не всегда эффективно отбирает проекты, зачастую не имея представления о научных достижениях в мире, поддаваясь влиянию со стороны реципиентов.
Это притупляет стимулы предпринимателей «идти» на риск без поддержки извне. Получение субсидий одной «хромающей» отраслью побуждает другие тоже добиваться их получения. Такие шаги противоречат главному условию благоприятного экономического климата - свободной конкуренции.
Преимуществами косвенных методов поддержки являются следующие. Во-первых, при их использовании обеспечивается автономность частного сектора и формируется ответственность бизнеса за выбор направлений исследований. Во-вторых, они обеспечивают единый подход к стимулированию инноваций в различных отраслях. В-третьих, при осуществлении косвенных методов отпадает необходимость в различных бюрократических операциях. В-четвертых, они не создают искусственно поддерживаемого государством рынка нововведений, часто не целесообразных экономически.
К наиболее распространенным прямым методам государственной поддержки можно отнести следующие: законодательное обеспечение государственной поддержки, государственное инвестирование в виде финансирования, кредитования, государственное предпринимательство. Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационной деятельности. Только государство может законодательно определить статус научной и инновационной деятельности, права субъектов инновационной деятельности, механизм разработки и реализации инновационной политики.
Традиционный государственный подход к поддержке строится на предоставлении прямых средств инновационным предприятиям, например, субсидий или льготных кредитов.
Государственное инвестирование осуществляется на безвозмездной и возмездной основе. Первое осуществляется в форме субсидий или в форме прямого финансирования инновационных проектов (в виде программ поддержки).
Его причиной является уменьшение затрат предприятия на создание инноваций и увеличения его доходов, для того, чтобы с течением времени возросли доходы государства. Таким образом, одним из критериев эффективности государственной поддержки является повышение налоговых сборов.
Наиболее часто встречающейся прямой формой поддержки инновационной деятельности является финансирование инновационных проектов с помощью специальных программ. Самыми известными в мировой практике программами государственной поддержки являются SBIR и STTR в США, программа IRАР в Канаде, программы SMART и LINK в Великобритании, API во Франции и СТАРТ в России.
Косвенные методы регулирования инновационной деятельности, направлены на стимулирование инновационных процессов и на создание благоприятного климата для научно-технического развития.
Среди косвенных мер выделяют налоговые льготы, государственные гарантии, меры амортизационной политики, систему государственного заказа и другие.
Налоговые методы
Наиболее эффективным методом поддержки является налоговая политика. Эффективная налоговая политика позволяет государству влиять практически на все стороны деятельности, связанные с инновациями.
Преимуществом налоговой политики является широкий охват предприятий, осуществляющих инновации. Налоговая поддержка предоставляется независимо, в отличие от предоставления субсидий или льготных кредитов, и предприятия вынуждены выполнять условия получения налоговых льгот. Отметим, что для получения налоговых льгот предприятие уже должно произвести затраты в области инноваций.
Налоговые методы имеют политические преимущества, общество воспринимает их предпочтительным инструментом по сравнению с субсидиями избранным компаниям. Недостатком является возможность получения налоговых льгот предприятиями, которые на самом деле не являются инновационно-активными. Налоговая политика призвана стимулировать инвестиционную и инновационную активность самих хозяйствующих субъектов, рост собственных источников финансирования инновационных процессов, которые должны обслуживать все стадии инновационного процесса - от разработки новшеств до момента их коммерциализации.
Изучение зарубежного опыта регулирования инновационных процессов посредством налоговой политики свидетельствует, что формы и содержание ее весьма разнообразны. Комбинированной формой поддержки является налоговый кредит.
Существует несколько видов налогового кредита:
Налоговый инвестиционный кредит, наиболее часто предоставляемый в виде инвестиционных скидок. Скидка вычитается из суммы начисленного налога на прибыль (в отличие от скидок, вычитаемых из суммы доходов или налогооблагаемой прибыли).
Таким образом, налоговый инвестиционный кредит представляет собой прямое уменьшение суммы исчисленного налога, а не налогооблагаемой прибыли. Он устанавливается в процентах от объема вложений и затрат на НИОКР. Сумма налога возвращается через определенный срок за счет прибыли от развития данных производств.
Преимуществом данной группы налоговых льгот является заинтересованность инновационных предприятий в своевременном и полном исчислении налогов. Это связано с тем, что исчисленные налоги возвращаются предприятиям и расходуются на цели технического оснащения, проведения НИОКР и др. В случае роста прибыли увеличиваются суммы налогов, которые затем вновь возвращаются предпринимателям в виде возросшей суммы кредита. Однако данный вид кредита не способен подтолкнуть предприятия к проведению долговременных исследований, прибыль от которых не получить в кратковременном периоде.
Используя эту меру, фирмы реализуют гораздо больше исследований, чем бы они делали без государственной поддержки. Льгота представляет собой право вычитать из налога на прибыль или иного налога на доходы определенную долю прироста собственных расходов на НИОКР по сравнению с аналогичными расходами в базисном периоде.
Практически ни в одной стране система налоговых кредитов при изменениях налогового законодательства за последние 50-60 лет не была изменена в сторону ухудшения положения инновационно-активных предприятий. В развитых странах ставки налогового кредита на НИОКР колеблются от 15% в Испании, 20% в США до 50% во Франции (в % от суммы прироста затрат на НИОКР за определенный период). Особенностью американской скидки является то, что она предоставляется корпорациям, разрабатывающим только принципиально новые виды продукции.
Следующим важнейшим косвенным методом поддержки является предоставление налоговых льгот. В общем виде можно выделить несколько типов льготирования. Все виды налоговых льгот можно разделить на два вида: Льгота предоставляется какому-либо субъекту инновационной деятельности - например, предприятию, осуществляющему НИОКР, отдельным территориям, связанным с производством и внедрением новаций или применение льгот странами с переходной экономикой.
Существует два вида налоговых скидок - объемные и приростные. Объемная скидка дает льготу пропорционально размерам затрат на НИОКР. Приростная скидка определяется из достигнутого увеличения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. Некоторые зарубежные страны используют одновременно оба вида налоговых скидок по отношению к разным видам расходов.
Анализируя практику применения налоговых льгот, необходимо коснуться вопросов эффективности мер налогового стимулирования. Проводимые исследования подтвердили, что льготы приводят к дополнительным инвестициям на проведение НИОКР в частном секторе.
Наблюдаемый эффект измеряется показателем эластичности затрат на НИОКР - чем больше по абсолютной величине отрицательное значение эластичности, тем отчетливее выражен эффект. В одной из первых работ по этой проблеме Э. Мансфилдом и другими было получено значение эластичности на уровне -0,04, что говорит о незначительном увеличении расходов НИОКР со стороны бизнеса. Однако полученная в последующих работах средняя эластичность, оценивалась на уровне близком к -1, что свидетельствует о том, что одна единица налоговых льгот дает примерно одну единицу дополнительных инвестиций в сферу НИОКР. Заметим, что большинство работ последнего времени свидетельствуют об отрицательном значении ценовой эластичности, т.е. о положительной связи между налоговыми льготами и увеличением инвестиций в НИОКР.
Все это свидетельствует, несомненно, о высокой эффективности налоговых методов поддержки и о необходимости их применения в российской экономике.[2]
Амортизационная политика
Среди мер косвенного регулирования инновационной деятельности выделяют амортизационную политику. Амортизационный фонд при инновационном производстве служит финансовым источником не только восстановления, но и расширения основных фондов. Для инновационных предприятий рекомендуется ускоренное начисление амортизации активной части основных производственных фондов.
Система государственного заказа
Значительное место в поддержке инновационной деятельности занимает система государственного заказа. Суть системы заключается в том, что государство заказывает разработку технологий частным инновационным предприятиям.
Поскольку государство является первым получателем создаваемого инновационного продукта, это позволяет предприятию осуществлять НИОКР и производство продукта вне конкурентной борьбы. Такая форма способствует росту внутреннего уровня научно-технического развития фирмы. Недостатками системы государственного заказа является его ориентация в основном на крупные научно-исследовательские фирмы, так как они имеют упрощенный доступ к государственным заказам. Так же при государственном заказе часто большее значение имеет не качество продукции, а сроки и стоимость выполнения работ, что приводит к снижению конкурентоспособности предприятия.
Снижение таможенных пошлин
Еще одним методом поддержки можно считать снижение таможенных пошлин. Для расширения применения передовой зарубежной техники и технологий в процессе модернизации российской экономики, представляется допустимым снизить ввозные таможенные пошлины на часть импортируемой машинотехнической продукции, производство которой не осуществляется и не может быть организовано на национальных предприятиях. Ставки ввозных таможенных пошлин целесообразно ограничить 5-10% таможенной стоимости.
Научно-техническая кооперация
Следует особо отметить такую специальную форму поддержки инноваций, как научно-техническая кооперация. Роль государства заключается в разрешении или поощрении объединения предприятий для разработки крупных научно-исследовательских проектов с целью уменьшения расходов на НИОКР. Преимуществом научно-технологического сотрудничества является уменьшение стоимости исследований и снижение рисков путем разделения их между партнерами. Недостатком метода может являться использование участниками кооперации стратегии «тайного пассажира», которая состоит в том, чтобы способствовать реализации проекта вполсилы, чуть-чуть, сдерживая и ограничивая своих исследователей и распространение своей информации, при этом получая максимальную выгоду от сотрудничества с партнерами. Ее недостатком является то, что она может привести к снижению конкуренции и узости исследовательских путей, к установке барьеров при входе на рынок для предприятий, не состоящих в данном научно-техничерком сотрудничестве.
Государственные гарантии
Перспективной формой косвенной поддержки инновационной деятельности можно считать предоставление государственных гарантии.
Выделяют два основных типа государственных гарантий - правовые и финансовые.
Правовые гарантии связаны с обязательством государства не изменять законодательство, ухудшающее условия ведения хозяйственной деятельности, в отношении, например, субъектов инновационной деятельности, на определенный период, например, в течение 3-5 лет.
Реализуя такую форму поддержки, как финансовые гарантии, государство (органы власти) становится поручителем для заемщика - субъекта инновационной деятельности при его обращении, например, в коммерческий банк, или при реализации инвестиционного инновационного проекта. Существует ряд преимуществ этой формы, среди которых отсутствие необходимости извлечения средств из бюджета, платность данной услуги, независимая оценка инновационного проекта, так как его эффективность рассчитывается и частными инвесторами, финансирующими проект, и государственными органами, предоставляющими гарантии, при чем государство сокращает свои расходы - основное исследование документов ложится на инвестора, разделение финансовых рисков.[2]