Самостоятельная работа к теме 7: «Правосудие и его демократические принципы правосудия. Процессуальные формы правосудия в РФ
Задание:
Задача 1. Во время судебного разбирательства по делу Барабанова, обвиняемого в совершении хулиганства, подсудимый заявил ходатайство о рассмотрении его дела в закрытом судебном заседании, поскольку ему стыдно за совершенные им в состоянии алкогольного опьянения хулиганские действия.
Какое решение должно быть принято по заявленному ходатайству? В чем заключается гласность судебного разбирательства?
Задача 2. Обвиняемый Калугин обратился в суд с жалобой на следователя Зинова, который обращался к нему на «ты» и не называл по имени-отчеству, тем самым нарушая его конституционное право на уважение чести и достоинства личности.
Подлежит ли рассмотрению эта жалоба? Подлежит ли она удовлетворению? В чем заключается принцип уважения чести и достоинства личности?
Задача 3. При рассмотрении уголовного дела в отношении Дубровина суд оставил без удовлетворения несколько ходатайств и жалоб стороны защиты, при этом удовлетворив ходатайство стороны обвинения. Дубровин расценил это обстоятельство как нарушение принципа состязательности уголовного судопроизводства, усмотрев в этом факт того, что суд выступает на стороне обвинения и фактически выступает как орган уголовного преследования, не создавая при этом условий для защиты своих прав участникам процесса со стороны защиты. В чем заключается, принцип состязательности при производстве по уголовным делам? Верна ли позиция Дубровина?
Задача 4. По приговору суда Ковальски осужден по пп «г», «д» ст. 161 УК РФ и приговорен к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком на один год. Из материалов уголовного дела видно, что предварительное следствие по делу проведено на русском языке. Сам же Ковальски по национальности румын, малограмотный, окончил всего 6 классов, в школе учил молдавский язык. Кроме того, при допросах на предварительном следствии в судебном заседании он заявлял о том, что русским языком владеет хорошо и в услугах переводчика не нуждается, в связи с чем ни на стадии предварительного расследования, ни в ходе судебного разбирательства, переводчиком обеспечен не был. Адвокатом осужденного была подана апелляционная жалоба, в которой адвокат просил суд апелляционной инстанции отменить приговор в связи с нарушением уголовно-процессуального закона.
Какое решение должен принять суд апелляционной инстанции? Был ли нарушен в ходе предварительного следствия и в стадии судебного разбирательства принцип языка уголовного судопроизводства?
Рекомендуемая литература
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) "О судебной системе Российской Федерации"
3."Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
4."Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
5."Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу c 12.01.2012)
Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам и конспекту.
Самостоятельная работа к теме 8: «Тема 8. Альтернативные способы разрешения судебных дел»
Задание
1. В чем отличие третейского суда от медиации (примирительное посредничество):
2.Охарактеризуйте понятие, полномочия и порядок разрешения дел Третейские суды:
3. Какова юридическая сила решений третейского суда?
4. Возможно ли обжалование решения третейского суда?
5. Возможно ли принудительное исполнение решения третейского суда?
6. Что такое третейское соглашение?
7. Назовите понятие и полномочия Международных коммерческих арбитражных судов.
8. Может ли применяться процедура медиации после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах?
9. Применяется ли процедура медиации к коллективным трудовым спорам?
10. В какой форме заключается соглашение о проведении процедуры медиации. Составьте примерное соглашение.
Рекомендуемая литература
1.Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О третейских судах в Российской Федерации"
2.Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
3.Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 03.12.2008) "О международном коммерческом арбитраже" (вместе с "Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации", "Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации")
4.Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 N 969
"О программе подготовки медиаторов"
5.Комментарий к Федеральному закону О третейском судах в РФ»(постатейный)/ Отв.ред.А.Л.Маковский,Е.А.Суханов.М.,2003.
6.Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудия в РФ. Курс лекций, М.:,Эксмо,2008.-271с.+1электорон. оптич. диск (CD).*
7.Судебная власть и правосудие в Российской Федерации6 курс лекций /под редакцией В.В. Ершова.-М.: РАП,2011*.
Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.
Вопросы к контрольной работе
1. Роль судебной власти в охране конституционных прав и свобод граждан.
2. Роль судебной власти в формировании правового государства и институтов гражданского общества.
3. Общая характеристика принципов осуществления правосудия и их роль в реализации судебной власти.
4. Конституционный Суд Российской Федерации как гарант конституционного строя и демократии.
5. Функциональная характеристика системы судов общей юрисдикции Российской Федерации.
6. Общая характеристика системы арбитражных судов в Российской Федерации.
7. Суд присяжных: полномочия, порядок формирования и особенности рассмотрения дел.
8.Мировые судьи: порядок избрания и компетенция в уголовном, административном и гражданском судопроизводстве.
9. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
10. Военные суды Российской Федерации в иерархии судебной власти.
11.Роль и значение постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в деятельности судов общей юрисдикции.
12.Роль и значение постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в деятельности арбитражных судов.
13.Правовой статус Европейского суда по правам человека и его взаимодействие с национальными судебными органами.
14.Влияние решений Европейского суда по правам человека на национальную систему права Российской Федерации.
15.Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
16.Статус судей в Российской Федерации как гарант самостоятельности судебной власти.
17.Меры по обеспечению независимости судей в отправлении правосудия и реализации судебной власти.
18.Формы и пределы взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной властями.
19.Порядок кассационного и надзорного обжалования решений судов общей юрисдикции первой инстанции.
20.Судебная власть и судейское сообщество как институциональная система правового демократического государства.
21.Органы судейского сообщества и формы реализации ими своих полномочий.
22.Судебная реформа в Российской Федерации и пути совершенствования деятельности судов (тенденции и перспективы)
23. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде.
24. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом или третейским судом.