Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, позволит к 2016 году:
- осуществить нормативно-правовое регулирование на областном уровне в сфере предупреждения жестокого обращения с детьми, а также оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия;
- обучить специалистов образовательных учреждений формам и методам работы по профилактике жестокого обращения с детьми и психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних, подвергшихся насилию;
- сформировать у участников образовательного процесса социально-психологическую и правовую грамотность;
- организовать систему информационно-методического сопровождения работы по предупреждению жестокого обращения с несовершеннолетними;
- поспособствовать формированию на территории Псковской области единого профилактического пространства путем объединения усилий всех участников профилактической работы для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики.
Оценка эффективности и индикаторы
Профилактической деятельности
Эффективность является важной интегральной характеристикой достигнутых результатов профилактики в образовательной среде и отражает их социальную значимость: вклад в решение государственной задачи предупреждения случаев жестокого обращения
с детьми и подростками.
Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом профилактической деятельности.
Оценка эффективности выполняет важные для практики функции:
диагностики – определение сферы и изменений, вызванных профилактическими воздействиями;
отбора – выявление наиболее эффективных превентивных программ и мероприятий для дальнейшего широкого и повсеместного внедрения в практику;
коррекции – внесение изменений в содержание и структуру профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;
прогноза – определение задач, форм и методов организации профилактики
при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого.
Эффективность мероприятий профилактики жестокого обращения с детьми
и организации сопровождения несовершеннолетних, подвергшихся насилию определяется степенью ожидаемых значений целевых индикаторов.
Целевые индикаторы профилактической деятельности
№ | Наименование показателя | |||||
Количество образовательных учреждений, реализующих профилактические программы, включающие психолого-педагогические и социальные технологии по профилактике жестокого обращения с детьми, выявления и реабилитации подростков, находящихся в кризисных ситуациях и по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних | 68% доля от общего количества образовательных учреждений (224) | 78% | 88% | 99% | 100% | |
Количество мероприятий, проведенных в образовательных учреждениях в рамках профилактики жестокого обращения с детьми, выявления и реабилитации подростков, находящихся в кризисных ситуациях и профилактики суицидального поведения несовершеннолетних по следующим целевым группам: ¾ обучающиеся; ¾ родители (лица их замещающие); ¾ педагогический состав образовательного учреждения | 2 208 | 2 308 | 2 408 | 2 508 | ||
Количество обучающихся, охваченных мероприятиями по профилактике жестокого обращения, выявления и реабилитации подростков, находящихся в кризисных ситуациях и профилактике суицидального поведения несовершеннолетних | 40 507 70% доля от общего количества обучающихся (57563) | 74% | 76% | 80% | 48 928 85% | |
Количество родителей (лиц их замещающих), охваченных мероприятиями по профилактике жестокого обращения, выявления и реабилитации подростков, находящихся в кризисных ситуациях и профилактике суицидального поведения несовершеннолетних | ||||||
Количество специалистов, прошедших обучение и/или повышение квалификации по проблемам профилактики жестокого обращения, выявления и реабилитации подростков, находящихся в кризисных ситуациях, профилактики суицидального поведения несовершеннолетних |
Заключение
Последствия жестокого обращения с детьми неизмеримо глубже, чем просто физические травмы, поскольку затрагивают все сферы жизни человека, а, следовательно,
и общества. По истечении многих лет, даже, когда кажется, что они остались в прошлом, полученные психологические травмы оказывают влияние на отношение индивидуума к себе
и миру, определяют сложные семейные отношения, мешают взаимодействию с другими людьми. Естественно, у бывших жертв жестокого обращения возникают проблемы в воспитании своих собственных детей, которые, в свою очередь, получают первые уроки семейного насилия.
Система образования имеет большие возможности в сфере организации и проведения профилактики насилия. Профессиональный и организационный ресурс этой системы, сфера ее социального влияния, позволяют в рамках образовательной среды осуществлять комплексное и системное воздействие на установки, интересы и ориентиры всех участников образовательного процесса.
Проблемы жестокого обращения не могут быть решены силами одного ведомства. Для их преодоления необходимы усилия различных служб и структур. Необходимо формировать позицию нетерпимости жестокого обращения с детьми в государстве и обществе в целом.
Как правило, за жестоким обращением с ребенком стоят проблемы, с которыми не справляется семья, многие из которых вызваны собственным детством и трудными условиями жизни родителей. Именно поэтому в таких ситуациях в помощи нуждаются не только дети, но
и их родители.
Концепция предполагает работу со всеми участниками профилактики, а также направлена на формирование нетерпения насилия в обществе. Концепция разработана как базовый компонент общий системы предупреждения жестокого обращения с детьми
и подростками и сопровождения несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению.
Глоссарий
Жестокое обращение с ребенком– это все формы физического и/или эмоционального плохого обращения: сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти (ВОЗ, 1999).
Образовательная среда – система факторов, обеспечивающих образование человека в конкретных социокультурных условиях.
Плохое обращение с ребенком–преднамеренное причинение ущерба ребенку вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы: недостаточное удовлетворение ребенка пищей, одеждой, образованием, медицинской помощью; причинение или позволение причинения вреда, а также существование риска этого, включая применение наркотических средств; использование алкогольных напитков; любые другие действия подобного рода, требующие вмешательства суда.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых.
Профилактика жестокого обращения с детьми и подростками – комплекс социальных, образовательных, психологических, правовых и медицинских воздействий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению случаев физического и/или эмоционального насилия над детьми и подростками, на предупреждение и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий жестокого обращения с несовершеннолетними.
Сексуальное насилие - это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли.
Семья, находящаяся в социально опасном положении– семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и/или содержанию и /или отрицательно влияют на их поведение либор жестоко обращаются с ними.
Трудная жизненная ситуация– ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Физическое насилие – умышленное нанесение человеку физических травм, телесных повреждений, лишение его свободы, жилья, пищи, одежды или иных нормальных условий жизни, а также уклонения родителей или лиц, их заменяющих, от удовлетворения потребностей малолетних в уходе, заботе о здоровье и личной безопасности, что может привести к смерти, причинить вред физическому или психическому здоровью, личностному развитию ребенка.