Бюрократическая» живопись
Эта уникальная коллекция живописи находится в итальянском городе Сиене. В залах музея всегда много посетителей, хотя экспозиция состоит лишь из обложек и корешков счетоводных и делопроизводственных книг из области Тоскана. А интересны они тем, что это первые образцы «бюрократической» живописи ХIV столетия, выполненные на дереве или коже. Миниатюры – не что иное как прекрасные произведения живописи раннего Возрождения. Многие знаменитые художники расписывали деревянные корешки книг и считали эти заказы особенно почетными.
2. Подготовить краткое устное сообщение, рассказывающее о преимуществах и недостатках различных источников сбора материала при подготовке к выступлению (личный архив, библиотека, передачи радио и телевидения, Интернет, консультации со специалистами).
3.Построить логические определения пяти понятий по выбору из следующего списка: «речь» («речевая деятельность»), «текст», «культура речи», «коммуникабельность» («общительность»), «артистизм», «поэт», «деловая риторика», «приказ», «университетская лекция», «заикание», «переводчик», «Телеканал «Культура»», «консультация».
Образец:
ближайший род: свойство личности
Определяемое понятие:
«коммуникабельность»
отличительные признаки:
доброжелательное отношение к людям;
раскованность и сдержанность, умение владеть собой;
свободное владение языком и механизмами речи;
владение риторическими умениями, культурой речи.
4. Интерактивный компонент. Творческое задание. Опираясь на эвристическое предписание «Как описать событие», описать как можно короче и образнее одно из последних событий, которое вызвало у вас интерес:
а) наиболее сенсационное событие, произошедшее в вашем вузе (в группе) в последний месяц;
б) наиболее яркое событие в вашей жизни.
Модуль 2
Занятие 10 (тема 8). Композиция речи
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие диспозиции.
2. Пятичастное деление текста:
- зачин
- вступление
-основная часть
-заключение
-концовка.
3. Четыре основных закона логики в лекции и живой речи:
а) закон тождества;
б) закон противоречия (непротиворечия);
в) закон исключённого третьего;
г) закон достаточного основания.
Задания для выполнения на практическом занятии:
1. Составить рабочий план выступления на одну из предложенных ниже тем, подобрать материал к ней, написать свое выступление (минуты на 2-3), запомнить и произнести его.
1) Хочу и могу ли я стать лидером? (Каким я представляю себе лидера?)
2) Чему я хотел бы научиться?
3) Хорошая и плохая реклама по телевидению.
4) Книги, которые я перерос.
5) Мое отношение к детективной литературе.
2. Интерактивный компонент.Case stady. Используя доводы к этосу, необходимо построить свою речь в следующей ситуации: вы рекомендуете начальнику взять на работу нового сотрудника.
Подсказка. Опишите несомненные достоинства рекомендуемого сотрудника, его моральные и профессиональные качества. Укажите на выгоды от привлечения такого человека к работе в компании.
3. Построить логическое рассуждение с дефиницией. Можно рассмотреть для этого следующую ситуацию. Ваш оппонент убежден, что посредничество – это всегда жульничество. Опровергните его убеждение.
Подсказка. Начните рассуждение с вопроса о сущности посредничества. Затем дайте ответ в виде ложной дефиниции. Посредничество – это такой способ обогащения, когда не создав ничего ценного, вы получаете незаслуженную прибыль. Подвергните это определение сомнению. В заключении приведите свое определение посредничества.
Занятие 11, 12 (тема 9). Коммуникативные качества речи
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о коммуникативных качествах речи.
2. Точность и логичность речи.
3. Богатство речи.
4. Чистота и эстетичность речи.
5. Выразительность речи.
Задания для выполнения на практическом занятии:
выполнение упражнений на выявление в текстах речей достоинств и недочетов, связанных с проявлениями коммуникативных качеств речи:
1. Рекламный текст об электронных словарях назван «Переводчик, который всегда с тобой». Оценить логику такого названия с точки зрения его изобразительности и выразительности. Привести заведомо более слабые варианты названия, уступающие в изобразительности и выразительности. Ранжировать их с точки зрения изобразительности и выразительности.
2. Вы хотите доказать своему товарищу, что занятия деловой риторикой принесут ему практическую пользу. Приготовьте убеждающий текст из нескольких предложений, стараясь сделать его максимально изобразительным. Затем попытайтесь усилить выразительность сообщения, варьируя композицией и новыми заголовками. Подберите к своему сообщению эпиграф, нацеленный на то, чтобы облегчить понимание вашего сообщения.
3. Создать наиболее выразительную композицию и подобрать графическое оформление (используя разные шрифты) следующего текста: «На работу в фирму «Донтранс», телефон которой 888888, требуются водители грузового транспорта, семейным предоставляется общежитие».
4. Анализ коммуникативной ситуации, предложенной преподавателем.