Характеристика основных моделей функционирования организаций
В таблице представлены 5 стилей поведения организации. В 3-й графе приведена предпринимательская модель, в которой профессиональный интерес управления наряду с ростом заработка и расширением производства признается важнейшим побудительным мотивом - речь идет о стремлении управляющих некоторых организаций приспособить цели этих организаций к собственным целям. При этом предпринимательская модель по определению не связана с удовлетворением запросов потребителей, так как предполагается,что невидимая сила автоматически позаботится об их нуждах. В 4-й графе представлена модель бережливого капитализма, отвечающая в первую очередь требованиям общества о сохранении окружающей среды и во 2-ю очередь интересам кредиторов и потребителей. В 5-й графе филантропическая модель, примеры которой часто встречаются в США и для которой характерно использование части полученной прибыли на благо местной общины. В 6-й графе представлена популистская модель, которая отражает эпичную долгосрочную стратегию американских профсоюзов, ориентирующихся на максимизацию одобрения со стороны лиц наемного труда, а также исходя из практических соображений придающих большое значение росту заработков.
В 7-й графе приведена социалистическая модель, представленная в последней графе, она отражает устремление правительств,руководствующихся социалистической идеологией. Основной акцент делается на общее благосостояние общества, а индивидуальное благосостояние работников занимает второе место.
Среди выбранных целей обычно устанавливается их приоритетность. Так, выполнение неэкономических социальных задач в конечном счете зависят от финансово-экономической деятельности организации и ее платежеспособности.
Выделяются следующие общественные группы с различными интересами, на которые поведение организации оказывает непосредственное влияние:
1) органы государственной власти заинтересованы в отчислении налогов в государственный бюджет и соответствующие фонды
2) органы местного самоуправления- заинтересованы в поступлении налогов в местный бюджет, в развитии объектов с социальной инфраструктурой и решении других социальных вопросов (занятость, экология, образование, культура, спорт, молодежная политика и так далее)
3) собственники (акционеры) заинтересованы в увеличении стоимости акций -стоимости предприятий и получении вознаграждения в виде дивидендов и так далее
4) руководители (управляющие) заинтересованы в денежном вознаграждении, престиже, власти
5) наемные работники - заинтересованы в гарантии занятости, денежном вознаграждении, решении социальных вопросов за счет организации, в удовлетворенности работой
6) кредиторы - заинтересованы в процентах за кредит и гарантии его возврата
7) потребители - заинтересованы в удовлетворении потребностей, в качестве продукции по приемлемой цене, культуре обслуживания
8) профсоюзы - заинтересованы во взаимодействии с организацией по вопросам социального партнерства
9) поставщики - заинтересованы в платежеспособности организации, длительном и стабильном сотрудничестве
Концепция социальной ответственности (КСО)
Долгое время не признавалась большинством руководителей фирм. Появлению КСО в значительной степени способствовали успехи в решении социальных задач работников предприятий, прежде всего социалистических стран. В настоящее время сложились весьма благоприятные условия для формирования, или "реставрации" социально-ориентированнной деятельности Российских предприятий. Этому способствует следующие предпосылки:
· Имеется богатый опыт планирования социального развития на всех уровнях управления, начиная с национального и заканчивая первичным;
· Назрела необходимость формирования и реализации концепции социально-ориентированной рыночной экономики, в которой организации должна быть отведена одна из ведущих ролей
· Создание механизма социально-экономических преобразований возможно только в том случае, когда эти преобразования делаются большинством людей и в интересах большинства, что справедливо и для первичного звена управления- организации
· Общество и отдельные социальные группы все больше внимания уделяют социальным и экологическим параметрам жизнедеятельности организаций
Из данных предпосылок следует необходимость формирования КСО для Отечественных предприятий, основанием для нее должен стать опыт планирования социального развития организации, а условием - включение социальных показателей в систему социально-экономической деятельности организаций. Об этом же свидетельствует опрос руководителей российских организаций, которые выявил следующую иерархию целей:
Максимизация продаж
Максимизация прибыли
Стабилизация занятости
Сохранение ядра коллектива
Реализация социальных интересов
Увеличение объемов производства
Развитие технологии
Экспансия на рынках труда и других
Диверсифиикация деятельности