Характеристика четырех основных моделей рынка

Вопрос- Рынок несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Чистая монополия. Олигополия.

Структура рынков может характеризоваться различной степенью свободы конку­рен­ции — совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренцияпредпола­гает отсутствие власти производителя над рынком. Несовершенная конкурен­цияозначает известную степень господства производителя над рынком. Несовершенная конкуренция подразделяется на монополистическую конкуренцию, чистую монополию и олигополию.

Классификация структуры рынка базируется на определе­нии количества продавцов и природы продукта

Характеристика четырех основных моделей рынка

Характеристика четырех основных моделей рынка - student2.ru

Противоположностью чистой конкуренции явл-ся чистая монополия.. Продукт создается единственной фирмой (греческое слово «монополия» означает один продавец), вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (па­тентной монополии, монополии на источники сырья, транспортные средства, распре­деление, кредиты и т.д.). Таким образом, фирма-производитель полностью контролирует производ­ство и рынок. Однако чистая монополия в жизни встречается довольно редко. Более распро­странена структура рынка, называемая олигополией(от греческого слова «олигополис» — несколько продавцов). Продукт стандартизирован или дифференциро­ван. Вступление в от­расль новых фирм крайне затруднено.

И, наконец, монополистическая конкуренцияпредполагает наличие довольно зна­чи­тельного числа продавцов, которые производят дифференцированную продукцию. Вступле­ние конкурентов в отрасль достаточно свободное.

В экономикс отмечается общая черта, присущая чистой монополии, олигополии и мо­нополистической конкуренции: производители имеют большую или меньшую власть над це­нами или обладают монополистической властью. Единственная структура рынка, не способ­ная влиять на цены, — это чистая конкуренция.

Хотя монополистическая конкуренция попадает в один класс несовершенной конку­рен­ции вместе с монополией и олигополией, степень воздействия на рынок и основания для та­кого воздействия у этих структур различны. Монополистическая конкуренция свя­зана с дифференциацией продукта. Монополия и олигополия опираются не только и не столько на дифференциацию продукта, сколько на масштабы производства и на связи с государствен­ным аппаратом.

Различие между однородными и дифференцированными продуктами основывается на степени замещаемости их. Однородностьозначает, что продукты являются совершен­ными заменителями друг друга (субститутами). Дифференцированность предполагает, что про­дукты различаются физическими свойствами, объемами предоставляемых услуг, гео­графи­ческой распространенностью и их субъективным восприятием. Дифференцирован­ность по­зволяет продавцу поднять цену своего товара, рассчитывая, что покупатели пред­почитают его товарам конкурентов.

Наши рекомендации