Характеристика четырех основных моделей рынка
Вопрос- Рынок несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Чистая монополия. Олигополия.
Структура рынков может характеризоваться различной степенью свободы конкуренции — совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренцияпредполагает отсутствие власти производителя над рынком. Несовершенная конкуренцияозначает известную степень господства производителя над рынком. Несовершенная конкуренция подразделяется на монополистическую конкуренцию, чистую монополию и олигополию.
Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта
Характеристика четырех основных моделей рынка
Противоположностью чистой конкуренции явл-ся чистая монополия.. Продукт создается единственной фирмой (греческое слово «монополия» означает один продавец), вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (патентной монополии, монополии на источники сырья, транспортные средства, распределение, кредиты и т.д.). Таким образом, фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок. Однако чистая монополия в жизни встречается довольно редко. Более распространена структура рынка, называемая олигополией(от греческого слова «олигополис» — несколько продавцов). Продукт стандартизирован или дифференцирован. Вступление в отрасль новых фирм крайне затруднено.
И, наконец, монополистическая конкуренцияпредполагает наличие довольно значительного числа продавцов, которые производят дифференцированную продукцию. Вступление конкурентов в отрасль достаточно свободное.
В экономикс отмечается общая черта, присущая чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции: производители имеют большую или меньшую власть над ценами или обладают монополистической властью. Единственная структура рынка, не способная влиять на цены, — это чистая конкуренция.
Хотя монополистическая конкуренция попадает в один класс несовершенной конкуренции вместе с монополией и олигополией, степень воздействия на рынок и основания для такого воздействия у этих структур различны. Монополистическая конкуренция связана с дифференциацией продукта. Монополия и олигополия опираются не только и не столько на дифференциацию продукта, сколько на масштабы производства и на связи с государственным аппаратом.
Различие между однородными и дифференцированными продуктами основывается на степени замещаемости их. Однородностьозначает, что продукты являются совершенными заменителями друг друга (субститутами). Дифференцированность предполагает, что продукты различаются физическими свойствами, объемами предоставляемых услуг, географической распространенностью и их субъективным восприятием. Дифференцированность позволяет продавцу поднять цену своего товара, рассчитывая, что покупатели предпочитают его товарам конкурентов.