Наследственное и семейное право по «Своду действующих законов Российской империи»

Брачный возраст муж-18,жен- 16. высш-80. требовалось согласие брач,их род или опек. Военные должны были иметь согласие начальства на брак. Крестьяне с разреш.владельца. Законным счит.-церковный брак. Расторж провод церковью и в некотр.случ. Жжена обяз повинов мужу. В имущ отнош они были независ. Имущ жены было её,распоряжались как хотели. Незак дети и зак. Незакон не имели права наслед отца и его фамиль.
Наслед по завещ или по закону. Завещ-только письм форма и зрав.ум и 21 год. Ближ право насл по зак имели насл муж пола по нисх линии. Дочь при жив братьях получала часть движ и недвиж имущ.
18.Сословно-представительные органы в России: виды, функции и особенности
Царь
Довольно тяжело охарактеризовать власть царя за всё время существования сословно-представительной монархии, ибо она зависела от воли и характера каждого конкретного правителя, а также от различных внутриполитических ситуацийСозывы Соборов свидетельствовали о складывании в России сословно-представительной монархии, опиравшейся на дворянские и торговые слои населения и противопоставивший Боярской Думе более широкий сословный орган.
Итак, несмотря на внешнюю устойчивость положения Боярской думы, в системе аппарата Русского государства во второй половине XVII века идёт процесс возрастания личной власти самодержавного монарха, особенно в области верховного управления.
Исходя из всего вышеизложенного, мы видим, что с середины XVI до конца XVII века произошло возрастание власти и авторитета царя, значительное уменьшение политической власти бояр, что дало возможность Петру I совершить переход от одной формы государства к другой, от сословно-представительной монархии к самодержавию.
Боярская дума
В своей деятельности Иван IV опирался на Боярскую Думу, постоянно действовавшую при царе. В 1549 г. в ее составе была учреждена «Избранная дума» («Избранная рада») из доверенных лиц. Подготовку материалов для Думы осуществлял штат профессиональных чиновников, связанных с приказами.
Разные части дворцового управления и хозяйства поручались отдельным боярам, вольным слугами и даже холопам. Центральное управление системой поручалось введенным боярам, наиболее важные управленческие и хозяйственные проблемы княжества решал совет бояр.
Боярской думы, все входившие в нее члены совета приобретали чин, дававший им возможность и право на участие в этом органе. Часть думных людей получала этот чин по наследству (представители аристократических фамилий), часть - по назначению государя (думные дворяне, думные дьяки).
В состав Боярской думы входили бояре московского великого князя, бывшие удельные князья и их бояре.
Боярская дума делила функции управления с великим князем, в качестве учреждения она занимала промежуточное положение между монархом и всей системой административных учреждений: приказов и органов местного самоуправления. В компетенцию Боярской думы входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, контроль над административным и судебным аппаратом. Историки склоняются к определению Боярской думы как совещательного органа при государе, но по существу, Дума была высшим консультативным и законосовещательным органом Московского государства, центром царской администрации и суда.
Боярская дума решала важнейшие государственные дела и обладала законодательными полномочиями. Дума утвердила окончательные редакции Судебников 1497 и 1550 гг. По формуле «царь указал и бояре приговорили» Боярская дума утвердила указы 1597 г. о кабальном холопстве и беглых крестьянах. Вместе с царем Дума утверждала различные законодательные акты: уставы, уроки, указы.Дума руководила системой приказов, осуществляла контроль за местным управлением, решала земельные споры.
Кроме участия в работе государственного совета (Боярской думы) думные люди управляли центральными ведомствами (приказами), командовали полками и армиями и руководили областями в качестве наместников и воевод.
Законодательная инициатива поступала чаще всего от государя или снизу от приказов, которые сталкивались с конкретными проблемами. Думские решения по важнейшим вопросам нуждались в утверждении государя, некоторые вопросы решались окончательно самой. Дума была высшей служебной инстанцией государства.
Земские соборы
Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская дума, Освященный Собор (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов.
Духовная и светская аристократия представляла элиту общества. В решении важнейших вопросов царь не мог обойтись без ее участияПротиворечия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.
Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора.
Приказы
Образование системы приказов представляло одно из явлений общего процесса складывания централизованного государства. Оно зародилось в конце XV - начале XVI в. Были приказы государственные и дворцовые, ведомственные и территориальные. К концу XVI в. их число достигло 22. К середине XVII в. насчитывалось около 90 постоянных и временных приказов, причем функции их нередко переплетались. Реорганизация приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов происходили довольно часто. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение и строгое следование инструкциям и предписаниям.
Во главе каждого приказа стоял начальник (судья, казначей, печатник, дворецкий и т.п), который назначался из состава Боярской думы, из думных чинов (бояр, окольничьих, думных дворян, думных дьяков). Некоторые судьи руководили несколькими приказами одновременно.
В помощь судьям в приказы для ведения делопроизводства назначались дьяки, происходившие из рядов мелкого дворянства, духовенства и купечества. Дьяки вместе с судьями рассматривали дела и принимали решения. Техническую и канцелярскую работу делали подьячие, подготавливая тексты, составляли справки, ведя архив приказа.
Приказы делились на столы, а столы - на повытья. Столы возглавляли дьяки.


16. Сословно-представительные органы в России: виды, функции и особенности

Наши рекомендации