Концепции понимания права
Право – очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют его с разных сторон. В связи с этим разные ученые различают несколько концепций социальной сущности и назначения права.
К основным концепциям понимания права относятся:
- нормативистская
- социологическая
- психологическая
- естественная
- классовая
- позитивистская
- интегративная
1. Нормативистская концепция(основные признаки, определение)
Чтобы дать определение права необходимо выделить наиболее ОБЩИЕ, ОСНОВНЫЕ и ГЛАВНЫЕ (существенные) его ПРИЗНАКИ. К таким наиболее ОБЩИМ, ОСНОВНЫМ признакам нормативистская теория права относит:
- ГОСУДАРСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ ХАРАКТЕР ПРАВА
- НОРМАТИВНОСТЬ
- ВЛАСТНО-РЕГУЛЯТИВНАЯ
- ПРИРОДА ПРАВА
Раскроем содержание указанных главныхПРИЗНАКОВ права.
1. Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовыми, а также НАЦИОНАЛЬНЫМИ, РЕЛИГИОЗНЫМИ, ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ, ПРИРОДНЫМИ и другими условиями жизни. Право немыслимо вне осознанной, волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля — право. Так, не является правом воля отдельного индивида или социальных групп, слоев населения.
Государственная воля характеризуется тем, что она:
- аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения;
- является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, которая (госволя) обязательна для всего общества;
- объективируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установлениях, правилах поведения, именуемых правовыми или юридическими нормами.
Эта государственная воля общества, воплощенная в правовых нормах, и есть право.
Сущность и содержание права определяются: прежде всего ЭКОНОМИЧЕСКИМ строем общества на данном этапе его развития, а также ПОЛИТИКОЙ, МОРАЛЬЮ, ПРАВОСОЗНАНИЕМ, НАУКОЙ, КУЛЬТУРОЙ и другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем ЦИВИЛИЗАЦИИ
Среди названных факторов, особо следует выделить такой духовный общечеловеческийфактор, который уже несколько столетий оказывающий мощное влияние на формирование и развитие права – это УЧЕНИЕ О ЕСТЕСТВЕННЫХ, ПРИРОЖДЕННЫХ, НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА, которые (права) должны лежать в основе позитивного, официально действующего в пределах того или иного государства права.
Только в этом случае ПРАВО, с позиций ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ, оценивается как соответствующее человеческому разуму, природе человека, а потому оно гуманное и справедливое.
С тех пор, как провозглашенные естественно-правовой теорией законы, аккумулирующие общечеловеческие представления об идеях и принципах морали и правосознания, впервые получили выражение в качестве государственной воли в одном из замечательных документов Великой французской революции – Декларации прав человека и гражданина (1789), они прошли сложный путь, ознаменовавшийся их международно-правовым признанием, в принятой ООН Всеобщей декларации прав человека (1948), Пактами о политических, экономических и социальных правах человека (25.12.1966).
Воздействие идей ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ на развитие современного российского права впервые получило официальное признание и выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР (1991) и особенно в Конституции РФ (глава вторая (ст. 17-64)-(48) , принятой 12 декабря1993 г.
И так, в том, что право – это государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными, национальными, религиозными и другими условиями его существования и заключается общечеловеческая и классовая сущность права.
Вторым главным (существенным) ПРИЗНАКОМ ПРАВА нормативистской теории является – нормативность.
Нормативность
Нормативный характер права заключается в том, что П Р А В О как ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВОЛЯ обществапроявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначекак система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм. Эту систему ЮРИДИЧЕСКИХ норм в теории права принято называть объективным правом.
Объективное право будучи государственной волей общества НЕ ЗАВИСИТ от воли отдельных индивидов и не привязано к какому-либо определенному субъекту, тогда как
Субъективное право - это ПРАВА (правомочия) того или иного участника (субъекта) правоотношения либо СОВОКУПНОСТЬ ТАКИХ ПРАВ (правомочий).
Анализ НОРМАТИВНОГО ПРИЗНАКА права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права.
В реальной жизни СОДЕРЖАНИЕ права нельзя отрывать от ФОРМЫ права. Вопрос этот сложный, неоднозначно трактуемый учеными.
Правильное решение данного вопроса (о соотношении сущности, содержания и формы)можно найти на основе рассмотрения права под углом зрения ЕГО ПРИЗНАКОВ государственно-волевого и нормативного.
Если сущность права заключается в том, что оновыражает обусловленную всей реальной жизньюгосударственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой государственной воли.
Только путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм больше нет возможности: возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную.
Право отличается точки зрения нормативистской теории от других СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ (обычаев, морали, норм общественных объединений) рядом присущих только ему СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ.
Существенными чертами права являются:
1) связь с государством, охрана от нарушений возможностью государственного принуждения;
2) общеобязательность;
3) формальная определенность;
4) ИНСТИТУЦИОННОСТЬ (нормы выработанные и санкционированные особыми органами).
1. Связь права с государством заключается в том, что:
- нормы права, воплощающие государственную волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением (что не свойственно и другим социальным нормам),
- возможностью применения государством норм (принуждение), когда это необходимо,
- наличием юридических санкций (что характерно исключительно для права).
Государственному принуждению, обеспечивающему правопорядок, свойственен ряд специфических качеств.
Во-первых, это организованное принуждение, осуществляемое специально для того созданными органами государства (суды, полиция, карательные учреждения и т.п.)
Только государство, в лице его органов имеет МОНОПОЛИЮ на социальное принуждение. Лишь как крайне, вынужденное средство защиты прав личности, государством допускается необходимая оборона, задержание преступника и крайняя необходимость. Все иные случаи применения обществом или личностью насилия и принуждения против правонарушителей как самоуправство, самосуд и квалифицируются как преступления.
Монопольное и исключительное право государства применять принуждение для ЗАЩИТЫ ПРАВОПОРЯДКА – необходимое условие прочности общественного порядка.
Во-вторых, государственное принуждение, охраняющее правопорядок, регулируется правом и осуществляется в рамках правопорядка.
Самые первые памятники права (напр., «Законы XII таблиц», «Салическая правда») содержат подробнейшие описания порой крайне жестоких мер наказания, назначаемых за правонарушения.
Следовательно, и запреты, и меры принуждения с самого начала строго определялись правом, причем назначение и осуществление принудительных мер всегда были подчинены только государственным органам и их должностных лиц .
Таким образом, за правом всегда «стоит» аппарат государства, способный в случае нарушения правовых норм принудить к их соблюдению.
Общеобязательность
Вторая важнейшая ЧЕРТА права. Если нравственные, корпоративные, религиозные и др. нормы обязательны для части населения, то ПРАВО - как система норм, обязательна для всех.
Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества.
3. Формальная определенность третья неотъемлемая ЧЕРТА права. Этот признак проявляется в точности, четкости, однозначности и лапидарности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, правовых конструкций, выработанных правилами юридических техники. Именно поэтому субъекты права знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности и пр.
4.Четвертой важной ЧЕРТОЙ права, придающим ему формальную определенность, является его институционность.
Институционность заключается в том, что составляющие право нормы издаются или санкционируются государством в строго определенных формах, каковыми служат различные юридические ИСТОЧНИКИ. Как было показано выше, содержание права составляет система действующих юридических норм.
Что касается формы права, то под ней понимается определенные СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ государственной воли.
Форма права показывает:
- каковы внешние проявления права,
- в каком виде ПРАВО существует и функционирует в реальной жизни.
С помощью формы права происходит придание воле государства доступного и общеобязательного характера, доведение этой воли до исполнителей.
Другими словами посредством формы право как бы получает «путевку в жизнь». Форма права показывает каким способом государство фиксирует ту или иную норму и в каком виде эта норма доводится до членов общества.
исторически сложившимся разновидностям форм выражения права (источники права в юридическом смысле) относятся:
- правовой обычай, договор нормативного содержания
- нормативно-правовой акт, судебный прецедент