Понятие и роль бюджета, его виды
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
МОДУЛЬ 2
БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ. НАЛОГОВОЕ ПРАВО. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 4
ЛИТЕРАТУРА 5
ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ.. 6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 7
1 БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Понятие и роль бюджета, его виды 7
1.2 Понятие, предмет, нормы и источники бюджетного права РФ 9
1.3 Бюджетные правоотношения и их субъекты 12
2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ 20
2.1 Характеристика и принципы бюджетного устройства РФ и понятие бюджетной
системы 20
2.2 Состав доходной части бюджетной системы РФ по видам и источникам доходов 21
2.3 Методы оказания прямой финансовой поддержки 23
2.4 Принципы распределения расходов бюджета, их классификация и виды затрат 27
2.5 Дефицит бюджета и источники его финансирования 28
3 Правовой режим государственных внебюджетных фондов 30
3.1 Понятие и виды государственных внебюджетных фондов 30
3.2 Порядок формирования и использования внебюджетных фондов 31
3.3 Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов 34
4 Бюджетный процесс 35
4.1 Понятие и принципы бюджетного процесса 35
4.2 Понятие и структура бюджетной классификации 36
4.3 Стадии бюджетного процесса 37
4.4 Ответственность за нарушение бюджетного законодательства 40
5 Налоговое право РФ 42
5.1 Основные элементы закона о налоге. Налоговая система РФ 42
5.2 Характеристика основных видов налогов 46
5.3 Предмет, понятие и источники налогового права РФ.. 54
5.4 Налоговые правоотношения 56
5.5 Ответственность за нарушение налогового законодательства 61
6 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КРЕДИТА 62
6.1 Понятие, значение и формы государственного (муниципального) кредита. 62
6.2 Управление государственным и муниципальным долгом.. 64
6.3 Виды государственных займов 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бюджетный кодекс Российской Федерации 73
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 102
ТРЕНИНГ УМЕНИЙ 103
ГЛОССАРИЙ 110
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Бюджетное право РФ. Понятие и роль бюджета, его виды. Понятие, предмет, нормы и источники бюджетного права РФ. Бюджетные правоотношения и их субъекты.
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. Характеристика и принципы бюджетного устройства РФ и понятие бюджетной системы. Состав доходной части бюджетной системы РФ по видам и источникам доходов. Методы оказания прямой финансовой поддержки. Принципы распределения расходов бюджета, их классификация и виды затрат. Дефицит бюджета и источники его финансирования.
Бюджетные права РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Понятие и содержание бюджетных прав РФ. Особенности бюджетных прав РФ. Особенности бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований.
Бюджетный процесс. Понятие и принципы бюджетного процесса. Понятие и структура бюджетной классификации. Стадии бюджетного процесса. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Правовой режим государственных внебюджетных фондов.Понятие государственных внебюджетных фондов и их виды. Порядок формирования и использования внебюджетных фондов. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Налоговое право РФ. Основные элементы закона о налоге. Налоговая система РФ. Характеристика основных видов федеральных, региональных и местных налогов. Понятие и источники налогового права РФ. Налоговые правоотношения и характеристика прав и обязанностей его субъектов. Ответственность за нарушение налогового законодательства.
Правовые основы государственного (муниципального) кредита. Понятие, значение и формы государственного (муниципального) кредита. Управление государственным долгом. Виды государственных займов.
ЛИТЕРАТУРА*
1. Петрова, Г. В. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Г. В. Петрова. – М. : Проспект, 2006 (гриф МО РФ).
2. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Отв. ред. О. Н. Горбунова. – М. : Юрист, 2006 (гриф МО РФ).
3. Финансовое право [Текст] : учебник для вузов / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толсто-пятенко. – М. : Проспект, 2008 (гриф МО РФ).
ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ
№ п/п | Умение | Алгоритм |
Анализ правильности действий субъектов бюджетных право-отношений | 1. Определение субъективного права и юридической обязанности субъектов. 2. Установление нормы права, регулирующей данное отношение. 3. Сравнение фактического поведения сторон и юри-дически возможного | |
Установление нарушений по-рядка формирования и исполь-зования средств внебюджетных фондов | 1. Определение субъектов правоотношения по поводу формирования и использования средств внебюджетных фондов. 2. Анализ характера и объема их субъективных прав и обязанностей, пределов юридически возможного поведения в соответствии с правовыми нормами. 3. Определение нормы права, которые были нарушены | |
Определение вида ответствен-ности за налоговое правона-рушение | 1. Определение состава правонарушения: субъект, объект, объективная и субъективная стороны. 2. Установление вида (видов) ответственности нало-гового правонарушения. 3. Определение возможных санкций |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*
БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Понятие и роль бюджета, его виды
В “Финансовой энциклопедии”, изданной в Москве в 1924 г., бюджет определяется как “утвержденное в законодательном порядке общее предположительное исчисление в принятой денежной единице предстоящих в определенном периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов с подведением баланса. Государственный бюджет — государственная роспись доходов и расходов”. В учебниках экономической теории конца XX в. бюджет в основном определялся как роспись доходов и расходов государства, а некоторые учебники вовсе не дают его определения, ограничиваясь констатацией, что “центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет”. Современная финансовая наука рассматривает бюджет как одну из основополагающих финансово-правовых категорий. Следует иметь в виду, что понятие “бюджет” употребляется в экономическом, юридическом и материальном аспектах.
Содержание бюджета как экономической категории везде сводится к тому, что “государственный бюджет выражает финансовые отношения, связанные с образованием и использованием центрального фонда денежных ресурсов страны”. Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Как правовая категория бюджет — это основной финансовый план образования, распре-деления и использования централизованного денежного фонда государственного или административно - территориального образования, утверждаемый соответствующим предста-вительным органом государственной власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. Составляется он в расчете на календарный период времени, а именно на год: с 1 января по 31 декабря (ст. 12 БК РФ).
В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне. В этой связи важное значение имеет установление права собственности на бюджет как части государственной казны.
Основная роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу функци-онирования государства, которая обеспечивает равномерное развитие экономики и культуры на всей территории страны.
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).
Средства бюджета предназначены для обеспечения финансирования социально-экономи-ческого развития страны, обороны, безопасности и т.д. За счет средств соответствующих бюдже-тов содержатся государственный аппарат и органы местного самоуправления (органы представи-тельной и исполнительной власти, судебная система, правоохранительные органы и т.д.).
С помощью бюджета реализуются государственные и местные программы по развитию отраслей народного хозяйства, проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей природной среды, укреплению научно-технического потенциала и культуры страны, повышению материального уровня жизни населения и отдельных его групп, поддержке социально-экономического развития субъектов федерации и административно-территориальных единиц, борьбе с преступностью и т.д. Основными функциями бюджета являются следующие:
– перераспределение национального дохода и ВВП;
– государственное регулирование и стимулирование экономики;
– финансовое обеспечение социальной политики;
– контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
При рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспре-деления финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения произво-дительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории Российской Федерации.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, более эффективному использованию государственных средств. В процессе финансового плани-рования через бюджет оказывается наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
Государственный бюджет, как уже говорилось, выполняет функцию организатора распреде-лительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накопления, определение оптимальной структуры доходовпо финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и, прежде всего, республиканского бюджета Российской Федерации. Кроме того, осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства.
При введении чрезвычайного положения в стране устанавливается особый, более жесткий правовой режим использования средств — чрезвычайный бюджет. Чрезвычайный бюджет следует отличать от режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемыхпутем размещения государственных ценных бумаг. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется специальным законом. В рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвы-чайного расходования средств финансирование производится в сокращенных объемах.
Ст. 6 БК РФ вводит понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории, используемый для расчетов и анализа. Составление консолидированных бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.
Ранее бюджетным законодательством использовалось понятие “минимальный бюджет” для расчета объема доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего уровня (сельского, поселкового, районного, городского), покрывающих гарантируемые соответству-ющими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. При этом часть расходов в случае недостаточности материального объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями. Таким образом, расчеты минимального бюджета служат исходной базой для формирования отношений между выше- и нижестоящими органами власти, с тем чтобы обеспечить минимально необходимые расходы бюджета каждого уровня.
Бюджетный кодекс РФ вводит новое понятие “минимальная бюджетная обеспеченность” - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.