Вопрос 4.Милетская школа. Пифагор и пифагореизм
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (6 в. до н.э.) – древнейшая греческая научно-философская школа, включающая Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее «натурализме»); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Все это составляло единую науку «о природе», или «естественную историю» (περὶ φύσεως ἱστορία), которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Апейрон), движение присуще ему «от веку», мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря). «Боги» народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или «бесчисленными мирами» (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное «божество» (Arist. Phys. 203b13).
Пантеизм Милетской школы имел скорее натуралистический характер (в отличие от гераклитовского). Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, основанную на аксиологизации понятий верх–низ и противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому) (Arist. De caelo 270а5), и ввела всеобщность физических законов (грань, которую не смог переступить Аристотель). Фундаментальным для всех милетских теорий остается закон сохранения (ex nihilo nihil), или отрицание абсолютного «возникновения» и «уничтожения» («рождения» и «гибели») как антропоморфных категорий (Anaximander, fr. В 1; Arist. Met. 983b6). Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая научная терминология: Анаксимандр заменяет «рождение» и «гибель» на «соединение» и «разделение», Анаксимен описывает все физические процессы в терминах «сгущения» и «разрежения». Два основных типа теории изменения в греческой натурфилософии, сопоставимые с преформаішей и эпигенезом: 1) механическое «выделение из смеси» предшествующих качественно различных элементов; 2) качественное превращение одного исходного вещества, – представлены соответственно в теориях Анаксимандра и Анаксимена. Концепция «смеси» Анаксимандра оказала влияние на Анаксагора, Архелая, Эмпедокла, теория Анаксимена была возрождена Диогеном Аполлонийским. К кругу милетских ученых принадлежал также географ и историк Гекатей, давший рационалистическое толкование мифов. Ксенофан использовал натурализм Милетской школы для критики антропоморфизма традиционной греческой религии. Геоцентрическая модель была создана Милетской школой и отчасти преодолена учением Анаксимандра о бесчисленных мирах.
Пифагореизм(от имени основателя — Пифагора) — древнегреческое мистическое религиозно-философское учение, возникшее ок. 532 года до н.э. и существовавшее с 6 по 4 века до н.э. Для пифагореизма характерны мистическая направленность, приверженность к аристократическим традициям, направленность на постижение окружающего мира.
Пифагор создал своё сообщество в италийском городе Кротоне. В дальнейшем, после смерти основателя и гонений на пифагорейцев, учение распространилось по всей территории Греции — пик политического влияния последователей Пифагора пришёлся на конец 5 века до н.э., а закат пифагореизма с последующим поглощением его платонизмом случился в 6 в до н.э. Отличительная чертаданной доктрины от других древнегреческих философских учений, заключается в том, что она, по большому счёту никогда не занимала доминирующего положения, но при этом всегда присутствовала в качестве фона. При этом если пифагореизм изначально подвергался жёсткой критике со стороны многочисленных оппонентов, то в дальнейшем многие известные философы воздали ему должное уважение.
К сожалению, учение Пифагора дошло до нас только фрагментарно, со слов его учеников, прежде всего Филолая, а также Платона и Аристотеля.
Одной из основных идей пифагорейства является вера в переселение душ и в возможность освобождения души из "круговорота рождений", благодаря соблюдению специальных очистительных обрядов. Интересно, что в этом доктрина Пифагора согласуется с некоторыми восточными учениями, хотя напрямую они не могли контактировать и влиять друг на друга. К сожалению, информация о сути обрядов практически не сохранилась, например, известно, что, исходя из веры в переселение душ, пифагорейцы были вегетарианцами, при этом существовало непонятное уже в древности предписание, запрещающее употреблять в пищу бобы.
Из других новаторств доктрины можно отметить представление о вселенной как космосе, т.е. "прекрасном порядке". В этом выражается восприятие мира как гармоничного целого.
Большую роль в пифагорейской философии играла категориальная пара противоположностей, состоящая из предела и беспредельного. В дальнейшем эта концепция была расширена до 10 противоположностей, например, чётное — нечётное, правое — левое, одно — многое, добро — зло, квадрат — вытянутый прямоугольник и т.д.
Безусловно, главной наукой для пифагорейцев была математика — они воспринимали математические начала как начала всего сущего. Например, числа наделялись глубоким смыслом, свойствами, трактовавшимися как справедливость, душа, благоприятный случай и т.д. В частности, единица ассоциировалась с единением, два — с раздвоением и т.д., вплоть до нравственных категорий: 4 и 7 воплощают разумность, здоровье, гармонию, так как они средние пропорциональные между 1 и 10. В качестве высшего божества пифагорейцы почитали священную тетрактиду ("четверице"), которая выражается суммой первых четырёх чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10. Кроме того, ученики Пифагора глубоко исследовали связь чисел с музыкальной гармонией.
До нас дошли сведения о развитой космогонии пифагорейцев. По их мнению, в центре мира находится огонь, окружённый рядом сфер, внутри которых пребывают в покое и движении звёзды, планеты, солнце, луна и др. Последняя сфера, как и первая, подчинена огненной стихии.
В геометрии исследования Пифагора известны благодаря доказательству одноимённой теоремы.Причём по свидетельству Прокла, доказательство, разработанное пифагорейцами, было гораздо сложнее дошедшего до нас варианта, предложенного Евклидом в работе "Начала".
В области стереометрии заслугой Пифагора и его учеников является изучение правильных многогранников, особенно прибавление к ним новой фигуры — додекаэдра.
Среди пифагорейцев существовало деление на 2 группы:
- Акусматики (слушатели), ориентировались на религиозные и ритуальные аспекты доктрины;
- Математики (ученики) — шли по пути постижения 4 основных наук — математики, геометрии, гармоники и сферики.
Акусматики относились к математикам свысока, из-за того, что они открыли тайны доктрины посторонним и брали плату за преподавание.
После смерти Пифагора, его последователи создали своеобразный культ своего учителя — он воспринимался как чудотворец, человек, владевший информацией не только о своих прошлых воплощениях, но и перерождениях других людей. Считалось, что он обладал даром предвидения, был способен повелевать природным стихиям, останавливать эпидемии.
К сожалению, мы весьма мало знаем об истинной сути пифагореизма, особенно его мистической составляющей, но, несмотря на это, вклад Пифагора в развитие философии и науки невозможно переоценить.
Вопрос 5. Философия Гераклита Эфесского. Элеаты (Парменид, Зенон).
Гераклит Эфесский – древнегреческий философ, основоположник диалектики. В основе учения лежит идея о постоянной изменчивости всего сущего, единстве противоположностей, управляемом вечным законом Логосом-огнем.
Ближе всех взгляды Гераклита сходятся с идеями представителей ионийской школы древнегреческой философии. Их связывала мысль, что все сущее едино и имеет некое первоначало, выражающееся в конкретном виде материи. Для Гераклита причиной и началом мира был огонь, существующий всюду и во всем, постоянно изменяющийся, «разгорающийся и угасающий согласно мере». Время от времени случается «мировой пожар», после которого космос полностью уничтожается, но лишь для того, чтобы заново возродиться. Именно Гераклит впервые использовал слово «космос» в известном сегодня значении вселенной, мироздания.
Связь всего со всем, борьба противоположностей и постоянная изменчивость мира – главная идея философии Гераклита, фундамент будущего развития диалектики. Не существует ничего постоянного и абсолютного, все относительно. Мир вечен и в его основе – круговорот веществ и стихий: земли, огня, воздуха, воды. Именно Гераклиту приписывают авторство фраз о том, что все течет и изменяется, и о реке, в которую невозможно войти дважды.
Противоположности тождественны, раздор между ними вечен и через него они ежесекундно переходят одна в другую: день в ночь, жизнь в смерть, зло в добро. Также и наоборот. Таким образом, согласно Гераклиту, война есть смысл и источник любого процесса, «отец и царь всего». Однако вся эта изменчивость не есть хаос; она имеет свои границы, ритмы и меру.
Управляет мировыми процессами неизменная судьба, особый вселенский закон, который Гераклит признает ценностью всех ценностей. Имя ему – Логос. Огонь и логос – два элемента единого целого, вечно живая душа природы, с которой человеку следует «сообразоваться». Согласно Гераклиту, все, что людям кажется неподвижным, постоянным – всего лишь обман чувств. Философ говорит, что ежедневно встречаясь с логосом, люди враждуют с ним; истинное кажется им чуждым.