Обеспечение духовной безопасности личности в мире и в Российской Федерации
На сегодняшний день в России имеется многочисленный ряд религиозных организаций и групп, деятельность которых часто является экстремистской и деструктивной по отношению к человеку и обществу, что создаёт определённую угрозу будущему развитию российского государства и основным объектам безопасности современной России. Таким образом, на современном этапе развития российского общества актуальными являются вопросы, связанные с обеспечением безопасности России, и в частности с обеспечением духовной безопасности российских граждан.
Современная ситуация показывает, что в России всё также происходит частое и массовое возникновение разнообразных «тоталитарных сект», «деструктивных культов» и новых религиозных объединений, являющихся духовно опасными как для сознания и личности человека, так и для сохранения государственности в стране. Многие деструктивные религиозные объединения могут быть квалифицированны как «тоталитарные секты», деятельность которых в Российским государстве признается противоправной, так как в них совершаются преступления против личности и общества – главным образом, финансовые махинации, совершение преступлений в социальной сфере, разрушение семей, склонение к суициду, насилие над детьми, лишение детей адекватного педагогического и медицинского обеспечения, убийства по религиозным и псевдорелигиозным мотивам, подготовка к совершению и совершение террористических актов, деятельность по разжиганию межрелигиозной розни, причинение вреда физическому, психическому и духовному здоровью человека. Если попытаться в нескольких словах определить деятельность таких религиозных объединений, то они обладают ярко выраженной деструктивностью и опасностью не только по отношению к отдельному человеку, но и к обществу в целом, так как несут в себе угрозу для нормального развития и функционирования общества и общественного сознания. Именно поэтому государственно-важным становится контроль деятельности таких объединений и пресечения их незаконных появлений.
Для того, чтобы государство в полной мере могло обеспечивать безопасность своих граждан в духовной сфере и оберегать их от выше обозначенных угроз, необходима законодательная база, регламентирующая деятельность органов обеспечения государственной безопасности по защите населения от проявлений религиозной деструктивности. Анализ современного законодательства позволяет сделать вывод о том, что в юридической и религиоведческой практике известно более 10 международных правовых актов в действующих в сфере религии, а также более 70 федеральных и более 10 региональных (по Белгородской области). Однако, ни в одном из данных нормативных актов не даётся чёткого определения понятия «духовная безопасность».
Наиболее полно понятие безопасности раскрывается в действующем Законе РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности». Данный правовой акт закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и её функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Исходя из рассматриваемого правового акта, безопасность – это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Также необходимо отметить, что в пункте «основные объекты безопасности» исследуемого закона, выделяются три большие группы объектов безопасности, к числу которых относятся духовные ценности российского общества.
Следующим федеральным нормативным актом, в котором отражена сфера духовной безопасности личности, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Исходя из неё, угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться: противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание; девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в современной нормативно-правовой базе России, при всей многочисленности федеральных и местных законов, не существует единого правового акта, в котором бы отражалась проблема духовной безопасности личности и указывались меры по противодействию духовным угрозам со стороны новых религиозных объединений. Но ряд федеральных законов частично рассматривает исследуемую проблему, а также позволяет прогнозировать и обеспечивать духовную безопасность личности на легитимной основе.
В современных демократических странах Европы и Америки проблема новых религиозных объединений является актуальной для правительств, парламентов, судов, которые отразили нарушение прав человека новыми религиозными объединениями в многочисленных решениях, приговорах и совместных заявлениях, в том числе – Европейского парламента в марте 1996 года. В рамках данной темы мы должны познакомится с примерами противодействия новым религиозным объединениям на правительственном и общественном уровнях в демократических странах Европы и Америки.
В качестве примера противодействия новым религиозным объединениям на правительственном уровне может выступать деятельность правительства ФРГ, которое в своей листовке, раздаваемой школьникам, выделяет следующие 17 признаков «тоталитарных сект»:
1. В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает.
2. Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.
3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
4. Трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить, ты должен пережить это — пойдем сейчас с нами в наш Центр».
5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
7. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.
8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
9. Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя.
10. Ты должен немедленно стать членом группы.
11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
12. Группа желает, чтобы ты разорвал свои «старые» отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
13. Твои сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
14. Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями...
15. Очень сложно остаться од ному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
16. Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь.
17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.
Следует особенно отметить, что рассматриваемая листовка заканчивается предупреждением: «Если хотя бы один признак кажется тебе знакомым, будь осторожен!» Тем самым правительство ФРГ предупреждает возможную негативную деятельность новых религиозных объединений уже в молодёжной среде, являющейся одной из основных сфер их прозелитической деятельности.
В качестве примера противодействия новым религиозным объединениям на уровне общественных организаций может выступать деятельность Канадской организации «Инфо-Калт» (Info-Cult). Данная общественная организация распространяет такую информацию о свойствах и признаках тоталитарных сект:
«Тоталитарная секта — это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена.
Секты считают, что они сами или их лидер обладают особым статусом, который выносит их за рамки общества и/или семьи и противопоставляет им.
Секты скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращенных адептов. Они пользуются обманными методами для вербовки и привлечения новых членов.
У тоталитарных сект есть определенные характеристики, которые отличают их от других групп, не до такой степени манипулирующих сознанием своих членов. Например:
Члены беззаветно преданно служат лидеру группы и не подвергают сомнению ни одно его слово или действие.
Решения относительно того, как члены должны мыслить, действовать или чувствовать, принимаются руководством группы: члены должны получать разрешение, чтобы пойти на свидание, переменить работу или вступить в брак; существуют правила, определяющие, как одеваться, каким образом воспитывать детей, где жить, и так далее.
Группа уделяет чрезвычайное внимание тому, как добыть побольше денег. Определенные приемы, например, сбор средств для фальшивой благотворительности, оправдываются как методы для достижения высших целей.
Лидер группы ни перед кем не несет ответственности ни за что и не подвластен никаким властям или авторитетам.
Члены часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями; они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые были у них до того, как они были завербованы в группу.
Руководство группы поощряет адептов, чтобы они жили совместно с другими адептами и общались только с ними, а зачастую и требует этого от них.
Вопросы, сомнения и недовольство искореняются или даже наказываются. Для подавления сомнений относительно группы и ее лидера используются отупляющие разум приемы (произнесение мантры, говорение языками, обличение отдельных «виновных» членов в присутствии всего собрания и так далее).
Таким образом, благодаря деятельности Инфо-Калт» (Info-Cult) на сегодняшний день многие люди по всему миру могут узнать о негативном влиянии новых религиозных объединений на человека.
Долгое время в России обеспечением духовной безопасности занималась Русская Православная Церковь. Однако, уже в 18 веке известны случаи когда духовную безопасность обеспечивали представители светской власти. Так, например, после того как в 1770-е годы последователи скопческого движения сделали инвалидами массу народа, а десятки человек по ошибке отправили на тот свет, Екатерина II была вынуждена издать указ о том, что скопцы вредны и опасны своим изуверством, повелев местным властям их отлавливать и карать. За насильственное оскопление полагалась каторга от 10 до 15 лет. Так, ст.209 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года гласила, что «распространение раскола, сопровождающееся насильственными действиями» наказывалось ссылкой в каторжную работу на рудниках на срок от 12 до 15 лет и телесному наказанию плетьми с наложением клейм. Согласно ст.207, даже простая принадлежность к «ересям, соединенным со свирепым изуверством и фанатичным посягательством на жизнь свою и других», наказывалась ссылкой в Сибирь. Такая серьезность наказания была обусловлена сложностями в раскрытии правонарушений, совершаемых сектантами.
Уже на рубеже 19-20-го веков проблемам духовной безопасности личности Российское государство уделяло немаловажное значение, о чём свидетельствует Циркуляр МВД России «О распределении сект по степени их вредности». В основу данной типологии был положен уровень противоправности религиозных групп. Необходимо отметить, что до 1905 года было три типа сект: «особо вредные», «вредные», «менее вредные», а с 1905 по 1917 годы официально существовала категория «изуверские секты».
С конца 20-х гг. 20 века Советская власть стала проводить все более жесткую антирелигиозную или «безбожную» политику. Принимаются репрессивные меры против всех категорий верующих, независимо от их конфессиональной принадлежности. Роковым для религии стал 1929 год – «год великого перелома», когда в связи с начавшейся «сплошной коллективизацией» крестьянских хозяйств резко усилились гонения на веру, санкционированные принятым 8 апреля 1929 г. постановлением ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях». В июне 1929 г., на II съезде Союза воинствующих безбожников (СВБ) прозвучал лозунг – «борьба с религией есть борьба за социализм». Конституция РСФСР 1929 г. запрещала «религиозную пропаганду», т. е. объявлялась противозаконной любая миссионерская деятельность, как священнослужителей, так и мирян. В июле 1932 г. рабочий президиум Центрального Совета СВБ рассмотрел вопрос о директивах к составлению II пятилетнего плана безбожников. Состоявшаяся в начале года XVII конференция ВКП (б), определила контуры II народнохозяйственной пятилетки, основной задачей которой было построение «бесклассового социалистического общества». Отсюда и возникла идея ликвидировать капиталистические (а значит, как считалось, и религиозные) пережитки в сознании людей. СВБ поставил утопическую цель – окончательно порвать с религией в бесклассовом обществе.
1934 год явился годом обострения террористической политики государства по отношению к Церкви и верующим. В 1935-1938 годах наблюдается широкий размах гонений на религию со стороны государственных органов. К осени 1938 г. антирелигиозная политика государственных органов достигла пика своего развития. 7 октября Президиум Верховного Совета РСФСР постановил отменить положение о Центральной и местных комиссиях по рассмотрению религиозных вопросов. Это означало уничтожение самой возможности контакта религии и государства. С 1938 г. единственной организационной структурой, занимавшейся религиозной политикой, оставался специальный церковный отдел в НКВД.
Согласно законам 1930-1940-х гг., органы власти требовали от легальных религиозных организаций выполнения трёх основных норм деятельности. Так, например, запрещалась проповедь за пределами храмов, требовалось, чтобы проповедники имели разрешение властей на осуществление миссионерской деятельности. Проповедь разрешалась только в рамках проведения богослужения. Содержание проповеди находилось под контролем органов обеспечения государственной безопасности. Органы власти следили за тем, чтобы проповеди духовенства и издававшаяся религиозная литература воспитывали адептов в патриотическом духе советского государства.
Так же как и проповедь, совершение религиозных обрядов могло происходить исключительно в специально выделенных для этого культовых зданиях, а совершать религиозные обряды могли только духовные лица, имеющие специальное разрешение властей. Ещё одним требованием к легальной религиозной организации было обязательное сотрудничество её руководства с органами обеспечения государственной безопасности. Внутренние кадровые назначения религиозной организации должны были согласовываться с советской властью. Следующей обязанностью официальной религиозной организации являлась поддержка внутренней и внешней политики СССР. В целом к 1959 г. многие нелегальные религиозные группы относились в СССР к нерегистрируемым религиозным объединениям или религиозным сектам, носящим антигосударственный и изуверский характер. Отличительной чертой таких вероисповеданий было отрицание государственной власти и неподчинение ей. С точки зрения советских органов власти, запрет нерегистрируемых религиозных групп происходил из антиконституционного и антизаконного характера вероучения и деятельности сектантов. Например, в соответствии с Конституцией СССР каждый гражданин был обязан исполнять законы государства, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. А также, согласно советским законам, никто не мог, ссылаясь на свои религиозные убеждения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Советские работники на местах требовали запрещения деятельности абсолютно всех нелегальных религиозных групп. Но центральные органы власти осуждали такой подход к работе с религиозными объединениями, так как административные методы борьбы не делали верующих атеистами и не снижали религиозной активности людей, а лишь озлобляли последователей и укрепляли их веру. Исходя из учения КПСС, основой работы по отрыву верующих от сект должны быть меры воспитательного характера. Вместе с проведением массовых антирелигиозных мероприятий, например, лекций, докладов, антирелигиозных вечеров, партийным и профсоюзным работникам в работе с последователями религиозных групп предписывалось шире использовать метод индивидуальной работы с ними. Тем более, в «Инструктивном письме о некоторых вопросах политики Советского государства по отношению к религии» от 1959 г., предназначавшемся для служебного пользования, местным органам власти ставилась задача выявлять и любыми средствами бороться с деятельностью нерегистрируемых религиозных объединений. Но при выполнении данной задачи предписывалось учитывать наличие в антигосударственных и изуверских сектах заблудившихся людей, обманутых адептами религиозных групп. Кроме этого, необходимо было отделять честных советских людей, попавших под влияние реакционных элементов вследствие своей политической незрелости, от нечестных граждан, использующих невежество верующих в своих корыстных интересах. Во второй половине 1960-х гг., происходит усиление контроля со стороны государства за религиозными организациями и группами, а также ужесточение борьбы с религиозными объединениями, нарушающими законодательство о культах. Это выразилось в издании Президиумом Верховного Совета РСФСР 18 марта 1966 г. Указа «Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах». С 1968 г. группы протестантского направления, не желавшие официально регистрироваться совместно с другими религиозными объединениями, получили возможность автономной регистрации. После окончания правления Л.И. Брежнева к власти в СССР пришёл Ю.В. Андропов. В русле своей внутренней политики Ю.В. Андропов вел решительную борьбу против конфессий, действовавших без регистрации, то есть незаконно. Главные идеологические мотивы использования КГБ для борьбы с «религиозным экстремизмом» при Ю.В. Андропове разъяснялись в «Информационном бюллетене», издаваемом с 1982 г. институтом научного атеизма Академии общественных наук по решению ЦК КПСС. Это периодическое издание направлялось руководителям партийных органов и имело гриф «для служебного пользования», а каждый Бюллетень имел свой «серийный» номер.
В качестве путей борьбы с «религиозным экстремизмом» рассматриваемым изданием института научного атеизма Академии общественных наук предлагалось добиваться отрыва рядовых адептов от руководителей нелегальных религиозных групп, а также легализации подпольных религиозных обществ через официальную регистрацию. Предполагалось осуществлять и так называемую «автономную» регистрацию религиозных групп, признающих действующее советское законодательство «О религиозных культах». В целом период активных репрессий против «религиозного экстремизма» быстро закончился в связи с началом тяжёлой болезни Ю.В. Андропова осенью 1983 г. В начале правления М.С. Горбачёва предпринимались меры, направленные на продолжение атеистической работы государственных и партийных органов, начатой ещё при Ю.В. Андропове. Следствием этого была передовая статья «Информационного бюллетеня» № 11 от сентября 1985 г., посвящённая путям совершенствования индивидуальной работы с верующими. В данной статье одной из главных задач государственных и партийных органов рассматривался охват индивидуальной работой членов религиозных экстремистских группировок. Идея борьбы с религиозным экстремизмом стала лейтмотивом «Информационного бюллетеня» на протяжении 1986 и 1987 гг. С другой стороны, в рассматриваем печатном органе появились материалы рекомендательного характера, ориентированные на выявление и назначение на руководящие должности в экстремистские религиозные объединения адептов, поддерживающих политику официальной власти и идеалы социалистического общества.
К представителям ислама и так называемым «сектантским» конфессиям со стороны советского руководства выражалось недоверие и стремление ограничения их влияния. С другой стороны, в конце 1980-х гг. в религиозной сфере советского общества произошли значительные изменения. Итогом религиозной политики последнего руководителя СССР оказалась отмена репрессий и притеснений в отношении членов нелегальных и легальных религиозных объединений.
Современная отечественная система духовной безопасности личности отражена в федеральных и региональных правовых актах. Из числа федеральных правовых актов изучаются Конституция РФ, закон «О безопасности», закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», закон «О противодействии экстремистской деятельности», «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». В качестве региональных правовых актов в сфере духовной безопасности личности можно отметить закон «О миссионерской деятельности на территории Белгородской области» и закон Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области».
В рамках обеспечения духовной безопасности личности наибольшей интерес из федеральных и региональных правовых актов представляет Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а, более конкретно, его статья 14 пункт 2, в которой идёт речь о ликвидации религиозной организации и запрете на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства.
В данной статье Федерального закона о религии перечислены критерии для ликвидации (фактически, закрытия) религиозной организации и запрета на деятельность религиозного объединения. К основаниям для закрытия или запрета на деятельность религиозного объединения относятся: нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства; действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; создание вооруженных формирований; пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
Данные основания для ликвидации или запрета деятельности религиозного объединения фактически являются критериями деструктивности или тоталитарности, а в целом – опасности религиозного объединения, несмотря на время его появления или отношения к той или иной религии. Кроме этого, основания для запрета и ликвидации религиозной группы или организации могут служить в качестве механизма прогнозирования воздействия религиозной группы на человека и общество, а также профилактической меры предупреждения возможных негативных последствий деятельности религиозных объединений, претендующих на государственную регистрацию.
Вопросы для повторения
1. Коммерческие культы: история и современность.
2. В чём заключается политика правительства Германии по обеспечению духовной безопасности школьников?
3. Проанализируйте деятельность общественных объединений по обеспечению духовной безопасности личности в Канаде.
4. Охарактеризуйте основные этапы истории обеспечения духовной безопасности личности в России.
Резюме по теме
Направления, характер и масштабы деятельности НРД финансово-идеологической ориентации. Основные признаки их вероучений. Клубная система «Счастье жизни», транснациональные НРД финансово-идеологической ориентации. Теологическое и культурологическое раскрытие понятия «Духовная безопасность». Роль созидательных традиционных религий и НРД в обеспечении духовной безопасности России. Методы контролирования сознания, вербовка, способы психологической помощи. Методы защиты от деструктивной духовности различной ориентации. Секты-убийцы. Теологические и культурологические направления укрепления духовной безопасности человека, семьи, общества, государства.